ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Сергей Степашин посетил Татевский монастырь Армянской Апостольской Церкви

31 августа, находящийся с рабочим визитом в Армении Председатель ИППО Сергей Степашин посетил Татевский монастырь — один из известнейших среди многочисленных монастырей Армянской Апостольской Церкви.

Высокого гостя встречал Сурик Хачатрян, губернатор Сюника. После встречи он сопровождал Сергея Степашина при осмотре древнего монастыря, который расположен в живописных местах Южной Армении, в 30 км от города Гориса у одноимённого села Татев, на  высоком берегу реки Воротан, примерно в 280 км от Еревана.

Татевский монастырский комплекс – шедевр слияния гениальной средневековой архитектуры со сказочной природой Армении. Татев, без преувеличения, можно считать одним из самых прекрасных и наиболее достопримечательных мест на планете. Татев также являлся одним из известнейших духовных и образовательных центров средневековья. В 1995 году Татевский монастырь рассматривался на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 848 году князем Филипом была построена первая церковь имени Святого Григора Лусаворича (Просветителя). Она, однако, была разрушена во время нашествия турок-сельджуков, восстановлена в 1138 году и вновь разрушена землетрясением. На том же месте, в том же композиционном стиле (односводчатый зал) и вновь с тем же именем Григора Просветителя в 1295 году была сооружена такая же церковь вместе с притвором с западной стороны. Церковь Святого Григора Просветителя прилегает к главной церкви в юго-восточной части. Она имеет односводчатый молельный зал и полукруглый алтарь.

Главной церковью монастыря является церковь Святого Погоса-Петроса (Павла-Петра). Она воздвигнута рядом с церковью Святого Григора Просветителя в 895–906 годах. В 895 году епископ Ованнес при покровительстве Великого князя Сюникского Ашота и его супруги Шушан разрушает старую церковь и на её месте возводит новую. Он извлекает из стен старой церкви мощи апостолов Погоса (Павла) и Петроса (Петра) и вновь помещает их в стены заново сооружаемой церкви.

По внешнему периметру церкви как на восточной, так и на западной стороне расположены ризницы с полукруглыми нишами. Хотя по композиции она похожа на тип, именуемый купольной базиликой, однако имеет определённые отличия. В четырёхугольном молельном зале, на расстоянии 3 метров от главного алтаря, расположена только одна пара купольных пилонов. С западной стороны ту же роль играют углы ризницы молельного зала. Посредством такого решения получился двухпилонный вариант упомянутого типа, что уже является новшеством. Первоначальный купол храма был разрушен ещё во время землетрясения 1138 года. Барабан и купол вновь возведены в 1274 году.

Внутренние стены собора в 930 году по инициативе епископа Акопа Двинеци покрыты фресками, некоторые из которых были написаны иностранными мастерами. Эти фрески, которые представляют высокую художественную и искусствоведческую ценность, сохранились частично. Особенно значимыми являлись изображённая на западной стене фреска «Страшный Суд» и изображённая на северной стене фреска «Рождение Христа».

Следующая церковь комплекса – церковь Святого Аствацацин (Богородицы), расположенная над комнатами-склепами (предположительно, усыпальницами) в северо-восточном углу стен монастыря. Церковь построена в 1087 году при настоятеле монастыря епископе Григоре. Учитывая расположение церкви, на возвышенности, ей придавалось значение и как сторожевой вышке.

Одной из известнейших построек Татевского монастырского комплекса является памятник-обелиск «Посох-столп» или «Вардапетский Посох» («Архимандритский Посох»), посвящённый Святой Троице. Он воздвигнут в восьмигранном углублении, окружённом бордюрами. Трёхступенчатая композиция имеет высоту около 6 метров.

В ходе осмотра монастыря Сергею Степашину рассказали, что в своё время столп назывался «Вардапетским Посохом», так как семинаристы сдавали экзамен у столпа. Если от их внушительных голосов, звуков духовных песнопений (шараканов) столп начинал качаться, то они удостаивались рукоположения в различные церковные саны: иерея, дьякона, иеромонаха и др. Он также служил в качестве системы оповещения, предупреждая качанием о приближении вражеского войска.