6 ноября 2019 года в Фундаментальной библиотеке Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Председатель Комитета Почётных членов ИППО Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил второй съезд Общества русской словесности (ОРС), где впервые вручили премии лучшим учителям словесности.
В пленарном заседании приняли участие заместитель председателя ОРС ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, министр просвещения России Ольга Васильева, советник Президента Российской Федерации Владимир Толстой, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, Председатель ИППО, президент Российского книжного союза Сергей Степашин, вице-президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Дэн Юджин Дэвидсон.
На мероприятии Сергей Степашин выступил с речью::
«Ваше Святейшество! Уважаемый Виктор Антонович! Уважаемые участники съезда!
От лица Российского книжного союза сердечно приветствую вас.
Трудно не согласиться со словами Святейшего Патриарха Кирилла об опасности «ценностного вакуума», который заполняется посредством электронных СМИ и социальных сетей.
В этой связи, хочу поделиться некоторыми своими соображениям о роли книги в современной образовательной среде и конкретными предложениями, которые, надеюсь, будут полезны при разработке реализации культурной, мировоззренческой учебной программы основной школы.
C тем, что книга, несмотря ни на что, по - прежнему занимает и в ближай шей исторической перспективе будет занимать заметное место в культуре, экономике и образовании -это очевидно.
В нарастающем информационном хаосе феномен книги привлекателен для общества, его экономики и культуры уже хотя бы тем, что она (книга) прежнему является единственной формой существования, которая вполне поддается классификации, систематизации и стандартизации. А это означает наличие прямой и очень актуальной в сегодняшнем мире возможности построения внятной образовательной и информационной инфраструктуры, которая не будет утрачена для человечества; возможность накапливать, систематизировать, осуществлять поиск информации и передавать накопленные знания и достижения культуры будущим поколениям.
На мой взгляд, книга уже сегодня является единственной формой сохранности и возможности обмена и использования знаний проверенным инструментом прямого общения с прошлым мировой науки, культуры и образования и прямым информационным каналом с нашим будущим.
Книга, и прежде всего - в своей бумажной ипостаси, обладает ценнейшими для сегодняшнего цифрового мира свойствами. Она устойчива по отношению к технологическим новациям. Она достоверна - будучи издана однажды, обретя свое материальное «тело», не дает возможности вносить какие-либо изменения в свое содержание. В этой связи не вызывает сомнений то, что обществу и государству следует позаботиться о сохранении этой высокой «социальной миссии» книги. И, прежде всего - в едином образовательном пространстве.
Особо подчеркнем, что мы ни в коей мере не ведем речь о «борьбе цифры и бумаги». По сути, мы наблюдаем не процесс выстраивания баланса между бумажной и виртуальной книгой (думаем, что «виртуальная» отражает суть явления точнее, чем «электронная»). Мы наблюдаем выстраивание баланса между цифровыми технологиями обработки и «бумажными» технологиями распространения контента и сбережения знаний и культуры. Бумага, после временного отступления, оставив «цифре» ряд значимых для нее позиций, должна развернуться на новых стратегических плацдармах. Частичное, но заметное возвращение бумажной книги в широкий оборот является общей тенденцией практически во всем пишущим и читающем мире.
Книга не может существовать без читателя. В современном мире читателя нужно растить. Читателя активного, думающего, уделяющего книге должное место в своем образовании, в своей жизни.
Еще в 2017 году Правительство России утвердило Концепцию программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере детского и юношеского чтения, базовые принципы, цели, задачи, основные направления формирования программы и этапы её реализации. Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и качества чтения, развитие культурной и читательской компетенции детей и юношества. Многие положения этой программы могли бы оказать значительную помощь в разработке и реализации учебной программы, предложенной Святейшим Патриархом.
K сожалению, сама Программа пока еще не имеет статуса Государственной. Надеюсь, что напоминание о ней с этой высокой трибуны в какой-то степени поможет нашему Правительству принять правильное решение о ее судьбе.
Книга - это душа, совесть и интеллект ее великих авторов - и наших современников, и классиков прежних эпох. Как пробудить живой интерес юных читателей и особенно их родителей к необъятному литературному наследию России? Как вплести мысли, искания, огромный опыт духовного и гражданского становления выдающихся российских литераторов в непростой ритм современной жизни, сделать их активными участниками процесса воспитания новых поколений россиян?
Если мы говорим об образовании, воспитании и культурном развитии, особенно подрастающего поколения, то, я уверен, вы согласитесь, что именно книга служит первоисточником. Именно качественная литература способствует развитию интеллекта, личностному и духовному росту человека. Чтение книг - навык, который в долгосрочной перспективе оказывает влияние не только на уровень интеллектуального развития отдельно взятого человека, но и на качество жизни и уровень социально-экономического развития и конкурентоспособность страны.
Пользуясь случаем, что среди нас присутствует коллега из Китая, хотел сказать, что поражен вашими подходами к сохранению книг и продвижению чтения среди молодежи.
Хочу обозначить два момента, которые было бы правильным взять нам на вооружение:
Количество книжных магазинов. Согласно результатам последних исследований, на сегодняшний день в Китае 225 тысяч книжных магазинов, для сравнения: в Российской Федерации - их немногим больше 2 тысяч.
Новая библиотека в районе Биньхай (северный Китай). Возможно, Александрийская библиотека и поражала своим масштабом, но китайская современница делает и вовсе невозможное - привлекает в свои стены подростков! Огромное белое здание в футуристическом стиле напоминает фантастический собор из фильмов про далекое будущее. Но то, что находится внутри, поражает еще больше. На волнообразных уровнях размещается более 1,2 миллионов книг. Масштабы поистине впечатляют.
Если говорить о России, то у нас самый читающий регион- Белгородская область, где лучшие показатели и в экономике, и в ЖКХ, и в социальных аспектах.
Российский книжный союз ведет активную работу в направлении системного развития и поддержки инфраструктуры чтения, при нашем непосредственном участии в 25 субъектах РФ разработаны и приняты региональные программы поддержки и развития чтения, создано 18 межведомственных рабочих групп при Главах регионов, работа продолжается.
Полагаю возможным и хочу предложить вам, коллеги, включиться в нашу работу: войти в состав создаваемых по нашей инициативе межведомственных рабочих групп, оказать содействие и принять непосредственное, активное участие, с тем, чтобы совместно мы могли сделать работу по развитию инфраструктуры чтения более эффективной, а книгу - доступной каждому жителю нашей огромной страны. Понимаю, задача требует серьезных усилий, но уверен, что она нам под силу.
В преддверии юбилейного года Великой Победы мы отмечаем 100-летие фронтовика - выдающегося советского, российского писателя - Даниила Гранина. Год Гранина объявлен Указом Президента России по инициативе Российского книжного союза. На заседании Совета по культуре, проходившего 21 декабря 2017 года Владимир Путин отметил: «Считаю очень важным, чтобы это стало событием, объединяющим общество, чтобы наследие нашего великого соотечественника послужило будущему развитию российской культуры».
Российский книжный союз разработал комплекс мероприятий, приуроченных к этой знаменательной дате. Одно из них - культурологический марафон «Все грани Гранина», проходящий в шести регионах России, - собирает тысячи людей в каждом городе. Основная идея и цель марафона - познакомить с творчеством Гранина молодое поколение и через призму восприятия молодежи, так скажем на их языке, донести светлые идеи и важные мысли выдающегося писателя. Таких мероприятий, на мой взгляд, должно быть больше. Вовлечение максимального количества людей и, особенно молодежи, в том числе через использование современных интерактивных форматов, - поможет нам вернуть утраченный навык чтения и вкус к качественной художественной литературе. Год Гранина завершается, и мы с уверенностью можем сказать, что нам удалось для сотен тысяч россиян вновь открыть эту великую личность, пробудить живой интерес к его творчеству и судьбе. Считаю, что этот опыт Российского книжного союза будет весьма полезным при разработке и реализации учебной программы. Мы готовы к сотрудничеству с Министерством просвещения, руководством российских регионов, органами управления школьного образования в субъектах России для разработки и реализации комплексных программ пропаганды литературного наследия.
И, если позволите, еще одно предложение. Школа, школьные библиотеки, методисты, учителя, родители школьников нуждаются в достоверной и исчерпывающей информации о предложении книг на российском рынке. Сегодня мы наблюдаем удивительный парадокс. При росте книжного ассортимента - из года в год стабильно растет число наименований книжных изданий - снижается доступность книги. Конечно же - речь идет не о возможности поиска той или иной книги на просторах интернета или на необъятных полках сетевого книжного магазина. Речь об отсутствии инструментов навигации в этом необъятном море. Об отсутствии инструментов, способных быстро и качественно прокладывать «читательские маршруты», указывать на необходимые книги. Мы находимся в ситуации, когда и читатель и, как ни странно, сами издатели не вполне понимают, что и в каком количестве издано, чего в избытке, а что в недостатке и где это можно взять почитать или купить. Отсутствует существенный элемент цифровой информационной инфраструктуры - навигационный справочный аппарат. Для решения этой актуальной задачи необходимо разработать и внедрить инструменты аналитики книжного рынка. Одним из результатов такой непрерывной аналитической работы, в том числе должны стать общедоступные онлайн указатели или каталоги, содержание которых будет способно в должной мере и в должном качестве обеспечить образовательный процесс.
РКС готов к разработке таких инструментов. Здесь нам поможет национальная система и ее базовый элемент - наш верный партнер - Российская книжная палата. Один из таких инструментов уже проходит тестовую эксплуатацию - это Всероссийский электронный школьный каталог. Под любой из разделов любой школьной программы может быть создан такой указатель. Это будет существенным вкладом в цифровизацию школьной библиотечной среды, создаст прямые читательские маршруты между издателями и читателями, позвенит укрепить единство российского образовательного пространства.
В завершении, дорогие коллеги, разрешите пожелать вам больше читать. Спасибо!»
На съезде впервые состоялось вручение премии ОРС «Лучший учитель русской словесности» в номинациях «За многолетний труд», «Молодому учителю», «За организацию внеклассной работы», «За сохранение русского языка и русской культуры».
Участники съезда ОРС обсудили роль русской словесности в системе гуманитарных знаний и роль учителя русского языка и литературы в гуманитарном пространстве. Также гости поделились технологиями преподавания словесности, рассмотрели психолого-педагогические проблемы дошкольного, школьного и вузовского образования, проанализировали роль музеев и библиотек в формировании современной социокультурной среды, а также состояние филологической культуры в стране.
Общество русской словесности (ОРС) ведёт свою историю от Общества любителей российской словесности (ОЛРС) при Московском университете, которое было основано в 1811 году публицистом и педагогом Антоном Прокоповичем-Антонским. Оно занималось изданием словарей, трудов в области филологии, норм и правил правописания русского языка, литературоведения, издавало труды русских писателей. В 1992 году ОЛРС было воссоздано как региональная общественная организация по инициативе академика Дмитрия Лихачёва, который стал его почётным председателем. В марте 2016 года на заседании Патриаршего совета по культуре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил о том, что принял предложение президента Российской Федерации Владимира Путина возглавить ОРС.
Источник: ria.ru