Об этом экс-премьер России заявил в эфире Радио «Комсомольская правда».
«Мы спасли страны Восточной Европы от фашизма, вбухали туда миллиарды. Теперь мы для них «оккупанты», – так называлось интервью экс-главы Российского правительства, а ныне Председателя Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Степашина, которое вышло в эфире Радио «Комсомольская правда» и на нашем сайте 23 октября 2017 года. В воскресенье, 21 января, мы вновь обратились к этой теме. Поводом стали намерения парламента и правительства Молдавии выставить России счёт за... «оккупацию» Приднестровья. Эту идею озвучил в интервью Latvijas Avize спикер молдавского парламента Андриан Канду.
Напомним, около 1200 военнослужащих России с 1992 года располагаются на базе близ Тирасполя и осуществляют сугубо миротворческую миссию, а также охраняют склады с вооружением и боеприпасами, которые остались там ещё с советских времён.
Я снова позвонил Степашину...
– Сергей Вадимович, если разобраться, власти Молдавии, наоборот, должны быть признательны нашим миротворцам и России за то, что они уже столько лет сохраняют там мир. А в правительстве и парламенте говорят «об оккупации». Такая вот странная ситуация...
– Ничего странного нет. Вы обратили внимание, что нынешнее правительство сформировано в основном из тех, кто считает, что вообще Молдавского государства не должно быть.
– И в парламенте это поддерживают...
– Они считают себя уже румынами. Поэтому совершенно очевидно, что это борьба против нынешнего президента Додона.
А если говорить насчёт того, кто кому и чего должен... Ну, во-первых, никто никому платить не собирается. Это совершенно очевидно. Это просто политический бред. То, чем страдала в своё время Прибалтика.
А если говорить об этих заявлениях из Кишинёва... Если бы не Советский Союз, то такого государства (как Молдавия – А. Г.) в принципе вообще бы и не было. Очень странно, что они к этому состоянию (чтобы потерять свою государственность – А. Г.) снова стремятся.
Я вообще не представляю себе жителей Молдавии в составе Румынии. Ну будут плебеями, дворниками. Я не знаю, какая перспектива у них есть, на самом деле. Большинство-то населения это понимает.
Второе. Около миллиона граждан Молдавии трудится в России. Надо посчитать, сколько эти граждане приносят в бюджет своего государства, потому что на деньги, заработанные в России, кормят свои семьи, проживающие в Молдавии. Они – я имею ввиду министров и парламентариев – хоть думают об этом? О своих людях. Или нет?
И, в-третих... 1992-й помню не понаслышке. Я бывал тогда в Приднестровье в качестве председателя Комитета Верховного Совета России по обороне. Если бы не мы и не армия Лебедя тогда, то я представляю, что было бы и с Приднестровьем. И с сотнями тысяч русских людей, которых мы просто спасли от геноцида.
– В октябрьском нашем интервью мы уже говорили о том, что за год – речь, правда, шла о 2016-м – Россия оказала разным зарубежным странам помощь более чем на миллиард долларов...
– А в этом году, вы обратили внимание, мы простили долги очень многим странам, в том числе, Афганистану, Киргизии... Что касается Афганистана, совершенно очевидно, что там платить просто некому. Там полная разруха. И, я думаю, это совершенно справедливое и правильное решение – прощённые долги Афганистана.
Что касается Киргизии – это отдельная тема. Её руководство сегодня работает в фарватере политики нашей страны. Мы активно взаимодействуем. У нас есть экономические и, давайте откровенно, политические интересы. Поэтому надо считать наперёд и думать о перспективах.
Кстати, так же действуют и многие другие страны, в том числе США, если вы обратили внимание.
– И вот тогда, в октябре, ещё такая мысль из Ваших уст прозвучала, что Советский Союз многим странам Восточной Европы очень серьёзно помогал и в экономическом, и в промышленном развитии.
– Безусловно.
– А сегодня они считают…
– Можно спросить у большинства живших в бывшем социалистическом лагере – в странах СЭВ (Совета экономической взаимопомощи – А. Г.)... Особенно, если взять Болгарию, в какой-то степени Венгрию. Может, в меньшей степени Польшу. Да и все остальные страны того же ряда. Посмотрите, какой уровень жизни был тогда и какой уровень благосостояния большинства людей сегодня. Разница будет ну очень заметной. Это совершенно очевидно. Просто надо считать. Спокойно считать.
Ещё раз повторяю: то, что мы слышим из Кишинёва (по поводу «счёта за оккупацию» Приднестровья») – это политика. Тут никакой экономики нет, никаких финансовых расчётов нет. Это просто политическая демагогия, не больше того.
– Здесь можно ещё назвать страны, которые мы освобождали от фашизма, а они считают нас «оккупантами», разрушают памятники нашим воинам... Может, нам счёт этим странам-мародёрам выставить?
– Думаю, им счёт выставит со временем история. А здесь вы правы. Надо просто смотреть: если против нас есть экономические, а теперь уже такого рода даже не санкции, а провокации... Надо соответствующим образом отвечать. Ведь они, эти страны, во многом зависят от торговли с нами, от нашего рынка. Я думаю, правительство должно над этим задуматься.
– Задуматься над чем?
– А как раз над тем, что многие страны Восточной Европы, которые Советский Союз – ценой миллионов жизней своих граждан! – спас от фашизма, помог возродиться экономически, забыли об этом... А в некоторых – да, даже разрушают памятники нашим воинам. Можем ли мы за это выставить им финансовый счёт? Не мне решать. Но рычаги воздействия вполне можно найти.
– А адекватным ответом сегодня могут быть и какие-то экономические санкции с нашей стороны...
– Дело не в санкциях. Мы же уже это делали несколько раз, когда отказывались от сельхозпродукции и иных товаров, которые поступали из Прибалтики к нам…
– Отказывались от вина определённого государства, вот допустим.
– Совершенно справедливо, да. Нас, правда, обвиняют, что мы нарушаем правила ВТО. Но после того, как в отношении нашей страны введены санкции США и Евросоюзом, какое ВТО? Это даже не смешно.
– Понял. Спасибо Вам огромное.