ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Сергей Степашин: Уверен, с Уругваем Черчесов не будет играть на ничью!

Гостем авторской программы обозревателя газеты «Спорт-экспресс» Александра Львова стал известный политический деятель, давний поклонник футбола Сергей Степашин.

Говорить с этим человеком о футболе жутко интересно. Его суждения об игре, которой он заболел с пяти лет, оригинальны и неожиданны. Степашин никогда не навязывает собеседнику своего мнения. Но умеет быть сдержанным и корректным. Уважение к собеседнику, даже в самом горячем споре, – один из его принципов. И в то же время Сергей Вадимович никогда не отступает от своей позиции. В нашем разговоре «начистоту» о Чемпионате мира в России я ещё раз в этом убедился.

– С каким настроением Вы встречали чемпионат? Ведь перед его стартом особых надежд наша сборная не дарила.

– В любом случае для меня, с пяти лет знающего футбол, это грандиозное событие. Особенно для России: построены классные стадионы, приехало огромное количество гостей, которые могут убедиться, как мы подготовились к празднику. Пусть почувствуют всё это и те, кто как-то заявил, что «Россия – нефутбольная страна».

– На Западе говорят, что для России Чемпионат мира ещё и политическая акция.

– Не хотелось бы акцентировать на этом внимание, но в последние четыре года, после Крыма, на нас вылилось столько грязи. Мы и «империя зла», и кем нас только не называют. А мы открыли двери – добро пожаловать! Мне это напоминает 1956 год, когда в СССР проводили Международный фестиваль молодёжи и студентов. И все, кто приехал на него, ходили по Москве с открытым ртом. Примерно то же самое происходит и сейчас. Ну и конечно, Саламыч молодец!

– Черчесов?

– Он самый! Он так запудрил всем мозги!

– Не понял…

– Вспомните, как все говорили, что у нас нет сборной, а Черчесов взял и перевернул сознание всех, кто не верил ни в команду, ни в него!

– Вы хотите сказать, что он специально решил до начала чемпионата не раскрывать карт?

– Не знаю, так это или нет, но тем, как выглядела сборная в первых двух матчах, Черчесов утёр нос самым отчаянным критикам. И потерявшим веру болельщикам, и специалистам, у которых ничего не получилось в сборной. Мы увидели в этих встречах отлично подготовленную команду, собранную, агрессивную. Такой я вспоминаю сборную на ЧМ-86 в Мексике, которой руководил Лобановский. После него Игорь Беланов получил «Золотой мяч».

– В своё время, когда обсуждалась кандидатура тренера сборной, Вы сразу поставили на Черчесова. На чём основывалась такая убеждённость?

– Мне всегда нравилась его работа. Я до сих пор не могу понять, почему после второго места от него отказался «Спартак». Хотя «Спартак» всегда был и остаётся загадкой. Черчесов поработал в Австрии, в Польше с «Легией», прошёл европейскую школу футбола. А близко я познакомился с ним в «Динамо», почувствовал его характер. И понял – он способен решать победные задачи!

– Но ведь тренера без недостатков не бывает?

– Они есть у каждого, но не каждому нравится, когда ему на них указывают. Черчесов – человек прямолинейный, даже упёртый, в хорошем смысле этого слова. И в этом я его поддерживаю.

– А разве та вспыльчивость, которая моментами проскальзывает в общении с журналистами, ему не вредит?

– А вы вспомните замечательного тренера волейбольной сборной Николая Карполя, который такие крепкие слова себе позволял! А ведь он с девушками работал. Там вообще звук выключать надо было. (Смеётся.)

– Давайте вернёмся к Чемпионату мира. Что понравилось в матче с Египтом, а что насторожило?

– Понравилась игра, то, как вели себя на поле ребята, их настрой. После матча с Саудовской Аравией я, посмотрев игру Египта, правда, без Салаха, отправил Саламычу смс: «У них можно выиграть. Главное – сыграть агрессивнее!» Нет, не в плане бить по ногам или сломать Салаха – специалист бы нашёлся. А имел в виду атаку по всему фронту, скорость, борьбу. Что во втором тайме мы и увидели.

– Есть схожесть в тренерском характере Лобановского и Черчесова?

– Не думаю. Они разные. Я мало знал Лобановского. Зато хорошо был знаком с Павлом Фёдоровичем СадыринымЮрием Андреевичем Морозовым, Константином Ивановичем Бесковым. Все они были разными. Так же и Черчесов, который ни на кого не похож. Что касается тактики и умения выстроить команду, то здесь Лобановский стоит особняком.

ХОЧУ, ЧТОБЫ СМОЛОВ ЗАБИЛ В ЧЕТВЕРТЬФИНАЛЕ

– Вы сказали, что отправили Черчесову смс. Не возникало мысли, что, имея двух таких форвардов, как Смолов и Дзюба, стоит играть в два нападающих?

– Я не тренер. Ему виднее. Для меня идеальной схемой была та, которая, к сожалению, не получилась и уже не получится. Это ещё когда Саламыч был в «Динамо» и соглашался со мной, когда я ему говорил, что на первенстве мира выстрелит двойка – Кокорин и Смолов. Но, увы. Они друг друга прекрасно знают, это было бы агрессивное копьё. Но очень рассчитываю на Федю Смолова. Это наш динамовец, живущий пока в Краснодаре. Настоящий динамовец, кстати, который вынужден был уйти. С Федей мы поддерживаем контакт, он по праву два года кряду лучший футболист первенства. Он выстрелит. Может быть, его гол будет решающим где-нибудь в 1/8 финала, а ещё больше хотелось бы – в четвертьфинале.

– Дзюба снова в сборной. Это тренерская победа Черчесова?

– Победа и того, и другого. Спасибо, Манчини! Он его завёл в «Зените». А вот «Арсенал» – воодушевил. Вместе с губернатором и вместе с Тулой, которая полюбила Артёма. Дзюбу нужно знать. Знать его характер. У них с Саламычем получилась сдвоенная пара людей с характером. Нужно отдать должное Дзюбе – он понимает, что тренер старше. Тренер – главный, это командир, поэтому и честь нужно ему отдавать. Помните, как он это сделал после гола египтянам.

– Возвращение Игнашевича – мудрый ход?

– А как иначе? Вспоминаю, что у нас всегда лучшей линией была защита. Помню 66-й год – Шестернёв, Афонин, Вася Данилов из ленинградского «Зенита». Ах, какая была оборона! Игнашевич – это вынужденная мера, с одной стороны. А с другой – как он Кутепова подтянул! Он как батька с ним, как старшой. Для защитника – 38 лет... Тем более Игнашевич – режимщик. В Монте-Карло шампанское не пьёт, не курит, по кабакам не болтается. Он ещё года два-три поиграть может. Был такой Стэнли Мэтьюз, он до 50 играл (с 1932 по 1965 годы. – Прим. «СЭ»).

– А Фернандес в сборной себя оправдывает? И как Вы относитесь к натурализации?

– К такой – положительно. Не вижу в ней ничего зазорного. Фернандес – симпатичный парень, который любит нашу страну. Сыграл так, как мог, с учётом того, что у него до этого была травма. Не провалил игру. Конечно, хотелось бы, чтобы этот фланг чуть поострее работал. Как в своё время Гена Еврюжихин у нас в «Динамо» бегал. Но игру Фернандес не испортил. Я в хорошем смысле удивился Самедову. Казалось, что всё уже – и в «Спартаке» не очень пошло у него, и в «Локо» с Палычем. А здесь Самедов выдаёт.

– Черышёв – открытие?

– Нет худа без добра. Если бы не травма Дзагоева, то Черышёв, наверное, так бы и просидел или выходил бы на 10-15 минут. А сегодня это настоящее открытие! Признаваться лучшим футболистом в двух матчах подряд на первенстве мира – это уже открытие!

– Сейчас обсуждается такой вопрос – Смолову и Головину нужно уезжать в зарубежный клуб?

– Головину – да. Может вполне пробовать себя в «Ювентусе». Насчёт Фёдора – не знаю. Возьмут ли сейчас? Надо себя ещё показать. А Головину нужно попробовать себя в таком возрасте в Европе – для сборной это хорошо.

– Но тогда наш чемпионат потеряет отличного игрока.

– Ничего не потеряет. Гинер ещё найдёт. Женя в этом плане лучший селекционер отечественного футбола.

– Тема Денисова в сборной исчерпана, а вот отсутствие Глушакова Вас не удивило?

– Это вопрос к Станиславу Саламовичу. Но последние матчи в «Спартаке» Денис провалил. «Спартак» не стал вторым, в том числе и по его вине.

– Кого бы Вы назвали сегодня лидерами в команде Черчесова?

– Прежде всего, самого Черчесова. А вокруг него все остальные. Вот так.

– Возвращаясь к теме негатива вокруг сборной. Актёр Ростислав Хаит в порыве чувств...

– Но он ведь потом извинился.

– Да, извинился. А у Вас на тот момент не было такого же ощущения, что в сборной всё плохо?

– А вы спросите у Станислава Саламовича, что я ему сказал, позвонив после игры с Австрией.

– И что же?

– Что всё будет хорошо. Как в том замечательном фильме «Первая перчатка»: «При каждой неудаче умейте давать сдачи. Иначе нам удачи не видать!»

– Такую уверенность породила ваша дружба?

– Просто я его хорошо знаю, мы работали вместе в «Динамо». На самом деле здесь была важна чисто человеческая поддержка. Ведь это сборная моей страны, которую надо уважать!

– Есть такое расхожее мнение, что болельщик всегда прав. А вот Дзюба считает, что это неправильно и что болельщик должен быть на стороне сборной. А как Вы считаете?

– Это палка о двух концах. На самом деле Дзюба не совсем так сказал.

– Это Вы про «лежать на диване и пить пиво»?

– Нет, это раньше было. Сейчас он говорит совершенно по-другому. «Мы своей игрой заставили нас полюбить». Вот это мне больше всего нравится. Что касается болельщика, то он всегда прав. Потому что футбол – это театр, игра для болельщиков. Это не уголь добывать в шахтах, мучить себя и своих товарищей. В конечном счёте это нужно понимать. Пустые стадионы на первенстве своей страны и переполненные сегодня – вот в чём разница. В игре! Мы играем для болельщиков, и другого я не понимаю.

ЛУЧШЕ ВЫХОДИТЬ НА ПОРТУГАЛИЮ

– Этот Чемпионат мира какой по счёту на Вашей памяти?

– Первый я помню в Чили (1962 года. – Прим. «СЭ»). Очень хорошо помню чемпионат в Англии (1966 года. – Прим. «СЭ»). Его я смотрел по телевизору – все матчи до одного. Очень переживал, когда мы проиграли немцам (в полуфинале со счётом 1:2. – Прим. «СЭ»). Тогда удалили Численко и вырубили кого-то из наших ребят. Потом мы проиграли португальцам в матче за третье место, когда рукой в своей штрафной сыграл Хурцилава. Помню великого Льва Ивановича Яшина, который там блистал. Но больше всего я запомнил первенство Европы в Испании (1964 года. – Прим. «СЭ»). Потому что мы переехали в новую квартиру и первый раз купили телевизор «Рекорд». Ломался иногда, но всё же. Жили в небольшом доме, и телевизор был только у нас. Поэтому все ребята, которые меня знали, пришли к нам в небольшую хрущёвочку трёхкомнатную. Тогда было 0:1, потом 1:1 и – 1:2. Потом ещё Франко со своим приветствием… Константина Ивановича чуть из партии не исключили. И это за второе место! Вот какие времена были!

– В чём особенность Чемпионата мира в России?

– Пусть закончится сперва – боюсь сглазить. С моей точки зрения, получился праздник. Не только футбольный, но и человеческий.

– Олег Иванович Романцев, которого Вы хорошо знаете…

– Очень ценю и люблю его. К сожалению, он немножко пострадал со мной в «Динамо».

– Так вот, Романцев сказал, что если бы кто-то включил телевизор после нашего матча с Египтом, то мог подумать, что Россия выиграла Чемпионат мира. Так ведут себя люди, которые соскучились по победам?

– Думаю, да. Это, во-первых. Во-вторых, игра-то хорошая была, Египет – не самая слабая команда, у неё есть тот же Салах.

– Плюс ещё и то, что победа пришла с российским тренером

– Безусловно. Но мы, кстати, также радовались после победы над Тунисом в 2002 году в Японии. А потом, когда продули хозяевам, люди крушили всё на Манежной. Надеюсь, второго такого случая не будет.

– Из тех матчей, что удалось посмотреть, результат какого самый неожиданный?

– Поражение сборной Германии. И очень сожалею, что сборная Марокко проиграла Ирану. Она обязана была побеждать. Так красиво играла, феерически красиво! Очень переживал за них. Тем более я когда-то был в этой стране, очень симпатичные люди там. Тёплые, душевные, открытые.

– Какой матч пока самый яркий?

– Ну конечно, Испания – Португалия (3:3. – Прим. «СЭ») и игра нашей сборной с Египтом. Первый наш матч – красота, но соперник слабоват. Хотя саудовцы неплохо сыграли с Уругваем. Они ещё и у Египта могут выиграть, там особые отношения между странами.

– Мы выходим либо на Испанию, либо на Португалию…

– Подождите, ещё Иран своего последнего слова не сказал.

– Если будет такой вариант, что либо Испания, либо Португалия, то кто для нас лучше?

– Конечно, Португалия. Объясню почему: эта команда одного игрока, тем более что у нашей сборной есть большой опыт игры против него. С другой стороны, если пройдём Испанию, тогда можно загадывать так далеко, что страшно представить.

– Какой Вам видится предстоящая игра с Уругваем?

– Блестящий спарринг-партнёр перед Испанией или Португалией. Нам очень повезло. Надо играть, добиваться результата и избежать травм. Может, стоит дать передохнуть Юре Жиркову, если у него действительно есть проблемы. Я, кстати, жду, когда выступит Лёша Миранчук.

– То есть Вы не считаете, что нужно обязательно побеждать?

– Надо показать свою игру, а результат придёт. Уверен, что Черчесов не будет играть на ничью. Плюс командная игра. Остановить командную игру, её потенциал, её активность нельзя. Они бегут на одном дыхании, никаких тормозов, в хорошем смысле.

– «Сборная-разочарование» уже сформировалась?

– Аргентина. Бразилия тоже. Я всегда болел за бразильцев, с детства. Особенно, когда играли Пеле, Гарринча.

– Даже после 1:7 дома от Германии?

– Ну всё равно они играют красиво, а тут Неймар хромающий. Вот два главных разочарования турнира – Аргентина и Бразилия. Пока не разочарование, но большая неожиданность – игра сборной Германии. До чемпионата я думал, что будет финал Бразилия – Германия. Сейчас у меня большие сомнения. Кстати, большим сюрпризом может стать Бельгия.

– Тёмная лошадка?

– Она не тёмная, она рысью бежит, да ещё как! Она – светлая лошадка. Очень интересная команда, непонятно, почему о ней мало говорят. А посмотрите, как играет сборная Хорватии!

– А что Россия?

– Давайте так. Это футбол. Я очень рассчитываю, что футбольный бог с нами. Всё будет ясно после 1/8 финала, тогда смогу точно сказать, куда мы дальше пойдём. На домашнем чемпионате серьёзным успехом может стать выход в полуфинал. Я напомню про ЧМ-2002, когда наш любимый Гус Иванович Хиддинк вывел очень среднюю по уровню Корею в полуфинал. Правда, там и судьи помогали… Зато у нас есть видеоповторы.

– Кстати, как Вы к ним относитесь?

– Абсолютно положительно. Другое дело, что мы сейчас столкнулись с новой историей: кто смотрит эти видеоповторы и почему не даёт сигнал главному арбитру? Мы уже видели две-три грубых ошибки, которые повлияли на исход матча. Разве они не видят? Надо с ними разбираться, надо унифицировать правила. Сделать, как в хоккее, где главный тренер имеет право один раз за матч обратиться за видеоповтором.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛУБЫ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТРЁХ-ЧЕТЫРЁХ, НА ГРАНИ ВЫЖИВАНИЯ

– Позвольте несколько вопросов из российской футбольной жизни. Кончина «Амкара» и «Тосно» – повод для беспокойства?

– Конечно, повод. Вообще, это сигнал для всего нашего регионального футбола, то, о чём уже давно говорил Валерий Газзаев. Два-три, может быть, четыре клуба, которые имеют хорошую финансовую подпитку, могут смотреть в завтра. А остальные – на грани выживания.

– И как же жить дальше?

– Давайте проведём конференцию, выберем нового президента РФС. Тогда и поговорим.

– У нас появились новые стадионы, про которые говорит весь мир. Но в том же Саранске и Волгограде команды сегодня на задворках футбола. Не останутся ли эти стадионы просто памятниками Чемпионату мира?

– Мы так же говорили по поводу постолимпийского наследства в Сочи. Уже есть программа, есть у правительства план. Конечно же, этого не будет. Там планируется проводить различного рода мероприятия. Но сам по себе стадион – это не решение проблемы. Мне больше импонирует немецкая модель, хотя сборная Германии пока не впечатляет. Вы, наверное, помните, что сделали немцы после провала, который у них был на международной арене? Они включили свою государственную машину, и не для финансирования суперзвёзд из бюджета, что запрещено по закону «О бюджете». А взяли и включили школы, вузы в систему подготовки футболистов. Там футбол стал частью школьной программы, как у американцев, – университетский вид спорта. Немцы вернули тренерскую школу. Кстати, одна из лучших тренерских школ была в Советском Союзе. Школы, турнир «Кожаный мяч», что был в СССР, тренерская школа и выравнивание бюджетов клубов. Тогда будет движение вперёд.

– Но это же будут бюджетные обузы?

– Они себя оправдают. Пусть ребёнок лучше играет в футбол в школе, чем сидит у айпада.

– А ведь мячи и форму на что-то надо приобретать.

– Да перестаньте. Я вырос в советское время. Мы первый мячик знаете как купили? Бутылки собирали на стадионе, бабушка их сдавала, потому что нам не разрешали этого делать. Мы насобирали на десять рублей и купили первый мяч. Вот и всё. Какие проблемы? О чём мы говорим? В хоккее амуниция в десять раз дороже. Однако играют наши ребята. И неплохо.

– Когда стадион в Петровском парке будет достроен, «Динамо» будет в качестве гостя на стадионе или хозяина?

– Ну как гостя? Это стадион «Динамо». «ВТБ Арена – Центральный стадион «Динамо» имени Льва Яшина». Вопрос содержания – кто, что, как – это отдельная тема. Сейчас не будем влезать в тонкости. Пускай останется за кадром. Но это стадион команды «Динамо» – и хоккейной, и футбольной. Точка. В следующем году Льву Ивановичу (Яшину. – Прим. «СЭ») исполнилось бы 90. Вот там и отметим, вместе с фильмом.

– Неудача «Зенита» – неожиданность для Вас?

– Скорее нет, чем да. Я патриот, я за отечественных тренеров. У нас есть своя хорошая школа. Слава Богу, Семака поставили. В Ленинграде забыли Павла Фёдоровича (Садырина. – Прим. «СЭ») что ли? Юрия Андреевича Морозова забыли? Да. Я переживаю, ленинградец всё-таки.

– Можно ли считать причиной неудачи то, что Манчини, как и Луческу, не нашёл общего языка с футболистами?

– Не знаю, насколько там были расхождения между игроками и прочими. Этот способ я называю «забросить невод и вытащить всё что угодно с камнями». И ни одного игрока из великолепных спортивных школ «Смены» и «Зенита»! Я никогда в жизни не забуду мой любимый «Зенит» Садырина 1984 года. 90% состава – ленинградцы! Да и Павел Фёдорович восемь лет отыграл в «Зените» капитаном, полузащитник великолепный был.

– Хотя он и пермяк.

– А потом стал ленинградцем. Знаете, как его город любит?!

– Не опасаетесь, что петербуржцы обидятся и скажут, что Сергей Вадимович в Москве и так о нас говорит?

– Я в Москве живу, работаю, но часть моей души по-прежнему в Северной столице.

– Вот сейчас пришёл Семак и проникся зенитовским духом.

– Семак и классный игрок, и классный тренер. У него всё получится.

– Чемпионат мира должен дать какой-то толчок развитию российского футбола?

– Безусловно. Психологию поменяет. К футболу огромный интерес. Было бы хорошо, если бы Владимир Владимирович смог побывать на 1/8 финала или 1/4 финала с участием нашей сборной. Если глава государства смотрит, то это дополнительный стимул.

– Вы тоже из тех людей, которые говорят, что выход из группы – предел мечтаний для России?

– Нет. Надеюсь на полуфинал. Всё-таки домашний чемпионат. Выход из группы хорошо, а настоящий успех – полуфинал. Дальше видно будет. Вспомните Чемпионат мира в 1966 году и «Уэмбли»…

Автор фото: Александр ФЁДОРОВ, «СЭ». sport-express.ru