Экс-глава МВД РФ, экс-премьер Сергей Степашин пообщался с политическим обозревателем «КП» Александром Гамовым.
…- Алло! Это Радио «Комсомольская правда», Александр Гамов, помощник Степашина. Прошла информация, что ГАИ, которая при Сергее Степашине (вы тогда были министром внутренних дел) стала ГИБДД, теперь – снова ГАИ. Почему так?
- Во-первых, откуда появилась ГИБДД? Тут некоторые удивляются. На самом деле, Саш, история такая. Да, я был министром внутренних дел. И на одной из встреч президент Борис Ельцин, у которого я был с докладом, мне говорит: вот, дескать, людей больше всего беспокоит, как работает ГАИ: «Взятки берут, непонятно, чем занимаются, больше всего - негативного влияния от них, давайте мы их закроем как службу».
- Сергей Вадимович, серьезно?
- Ну, я говорю: Борис Николаевич, там есть разные люди, и вообще, без безопасности дорожного движения трудно будет обойтись. Ельцин: «Вот и займитесь безопасностью дорожного движения, при чем здесь автоинспекция?» Ну, возвращаюсь на Житную (именно там находится МВД. - А.Г.), вызываю начальника ГАИ (тогда был Федоров Владимир Александрович, генерал-лейтенант, уважаемый человек, он потом долгое время работал сенатором). Ну, и говорю ему в шутку и всерьез: всё, решение принято, служба закрывается. У него, конечно, глаза на лоб.
- Ещё бы!
- Говорю: вот вам сутки, давайте думать, что буду докладывать президенту по поводу улучшения службы ГАИ. И потом они пришли с новым названием: давайте назовем: Инспекция…
- Государственная.
- …по безопасности дорожного движения - ГИБДД.
- Сложная аббревиатура.
- Но в чем смысл-то был переименования? Чтобы служба занималась именно безопасностью дорожного движения, через название - к функциям. Я даже издал специальный приказ, в котором запрещались разного рода засады, изъятие документов без санкции и так далее. Ну, потом мой приказ почему-то отменили, когда я уже не был министром внутренних дел.
- А вот и зря!
- И - вторая история. Президентом уже стал Владимир Путин, я уже работмл в Счетной палате. Он меня как-то спрашивает: «Слушай, Сергей, а кто придумал это название? Язык сломаешь». Ну, я ему и рассказал первую историю. Мы с ним посмеялись. И тогда было принято решение называть так: ГИБДД – ГАИ, кто хотел – ГАИ, кто хотел – ГИБДД.
- Ну, вот сейчас вернули ГАИ.
- По мне, Саш, суть не в возвращении и не в названии, а в том, чтобы служба, действительно, занималась безопасностью дорожного движения. (А большинство сотрудников этим и занимаются.) Чтобы не было коррупции, чтобы служба помогала нашим людям, особенно в таких городах, как Москва, Ленинград (так Степашин обычно называет Питер. - А.Г.), в других крупных городах, где очень сложное дорожное движение. Сейчас еще самокаты появились разные, другие средства передвижения. Ну, назвали снова ГАИ, так назвали. Важно другое. Ты вот тоже писал о наших задачах, когда я был министром внутренних дел: чтобы милицию и нашу славную ГАИ люди не боялись, а были вместе с ними и наводили порядок. Вот так я бы и прокомментировал возвращение ГАИ. Ну, а так я сам, честно говоря, всегда называл эту службу только так: ГАИ, даже когда был министром.
- А я ещё один эпизод сейчас вспомнил. Министр внутренних дел генерал Степашин ездил в гражданке и без мигалки. И где-то на перекрестке сотрудник ГАИ подходит и палкой стучит по боковому стеклу…
- Нет, погоди, история была такая. Я возвращался из Дагестана поздно ночью. Сложная оперативная обстановка. И ехал на обычной машине… У меня были номера Щелокова (министр внутренних дел СССР. - А.Г.), все гаишники эти номера знали еще с Советского Союза.
- А какие номера?
- Сейчас уже не помню. Мигалки, естественно, не было, и охраны - тоже. Действительно, была такая история, - гаишник остановил, начал палкой своей (то есть, жезлом) стучать. Водитель мой выходит, говорит: «Ты что, с ума сошел? Это же министр едет». «Какой министр? Давайте, разворачивайтесь». Потом этого парня решили уволить. На следующий день была публикация в одной из газет, что «Степашин уволил честного гаишника».
- А вы как отреагировали?
- Я вызвал этого парня, спросил, в чем дело. Ну, заклинило! Он, оказывается, двое суток без отдыха стоял там, днём и ночью, на дороге. Врезал я, конечно, тогда начальнику ГАИ. А парня на службе оставил. Насколько я знаю, тот гаишник дослужился уже до полковника.
- Вы с ним не общались в последнее время?
- Нет, не общался. Просто интересно, я отслеживал ситуацию, мне Владимир Александрович Колокольцев об этом рассказал.
- Фамилию тоже не помните?
- Нет. Ну, столько времени прошло. Слава Богу, я твою фамилию помню. (смеется)
- Интересный эпизод, я думаю, сегодня самое время его вспомнить.
- Граждане! Главное, не нарушайте правила дорожного движения, а, если нарушите, то пускай вам попадется честный гаишник!
- А если он ни в чем не виноват, Степашин его защитит и сейчас.
- Безусловно.
- Спасибо, товарищ генерал-полковник!
Источник: KP.RU