Экс-премьер - в «Коридорах власти с Александром Гамовым» на Радио «Комсомольская правда» - о визите президента Сирии.
- Сергей Вадимович, сегодня ночью в Москву прилетал Башар Асад. И я сразу вспомнил, как 6 лет назад мы с вами ездили в Сирию. Это был первый шаг России по отношению к урегулированию в этой стране. Вы возили письмо от Владимира Путина Башару Асаду.
- Да, послание.
- Сейчас можно уже сказать, что было в том послании?
- Там были две позиции. Первая – что мы поддерживаем Асада в борьбе с терроризмом. И вторая – то, что Россия готова оказать в этом плане всяческую помощь. Что, кстати, и было сделано.
Характерно то, что Владимир Владимирович встречался сегодня ночью с Асадом, вы знаете, после каких мероприятий, которые он провел недавно.
- Каких?
- Он был на учениях Россия – Белоруссия. Где было продемонстрировано, что боевая мощь России сильна. Давайте откровенно говорить, если бы не наши ВКС, не военная поддержка Сирии со стороны России - ситуация там была бы другой.
Тогда, ты помнишь, уже готовилась эвакуация нашего посольства.
- Да, из Дамаска.
- И мы бы сегодня «видели» в Сирии «второй Афганистан», только в худшем его варианте.
- Почему - в худшем?
- Потому что ИГИЛ (запрещённая в России террористическая организация. - А.Г.) – это даже не талибы. Так что, есть разница между американской и российской помощью, я бы так это резюмировал.
- Согласен... Я же потом еще летал в Сирию на нашу военную базу Хмеймим с Иосифом Кобзоном, Валентиной Терешковой на самолете Министерства обороны.
- Мы в свое время направили прекрасную библиотеку по линии Российского книжного союза (Степашин - президент этой общественной организации. - А.Г.), она очень востребована была нашими ребятами, которые там по-настоящему несут боевую службу.
Кстати, ИППО (Императорское Православное Палестинское Общество, которое возглавляет Степашин. - А.Г.)продолжает оказывать помощь Сирии. Ты знаешь, что мы направили туда 16 гуманитарных грузов.
- Да, «Комсомольская правда» об этом писала.
- Первые гуманитарные грузы в Сирию пошли именно по линии Императорского православного палестинского общества. Потому что это - традиция, которая была заложена нашими предшественниками, особенно Елизаветой Федоровной, великой княгиней. Мы эту работу продолжаем.
Мы помогли вместе с РПЦ восстановить одну из школ рядом с Дамаском.
И совсем недавно, весной этого года, открыт великолепный парк Дружбы России и Сирии (парк Мира, мы его даже так назвали) в одном из самых святых мест. Он был, по сути дела, уничтожен террористами, там были сожжены все деревья. Это святое место и для православных, и для мусульман.
Можно, кстати, посмотреть, это хорошо освещалось нашими средствами массовой информации.
- Да, я видел... Сегодня ночью Владимир Путин сделал такое заявление, что 90% территории Сирии уже свободны от террористов…
- Так и есть. К сожалению, есть проблемы с той частью, где сейчас находятся курдские формирования. Ну, и наши друзья (по-разному их можно, конечно, называть), Турция, пока по Сирии занимает такую неоднозначную позицию, я бы сказал.
Несмотря на то, что в некоторых местах мы проводим совместное патрулирование, часть территории находится под влиянием Турции.
И я уже не говорю о позиции США. Мне она совершенно непонятна - по Сирии, что они хотят, о чем они думают. По-моему, ни о чем.
Кстати, я недавно встречался с нашим послом Александром Рудаковым в Ливане.
- Мы там тоже с вами были.
- Да... Есть одна проблема, которую, мне кажется, нужно обсуждать более активно с сирийским руководством (не знаю, говорил ли сейчас на эту тему Владимир Владимирович). Это огромное количество беженцев, которые находятся вне Сирии. В том же Ливане почти полтора миллиона человек, причем это и сильные, здоровые, крепкие мужчины. Пора возвращаться домой, пора восстанавливать, дорогие мои братья и сестры, родную страну.
Так что, я думаю, что Владимир Владимирович сегодня об этом говорил с Асадом.
- Президент сказал, что одна из проблем – присутствие иностранных сил. Это то, что вы имеете в виду?
- Да, то, о чем я сказал сейчас, наверное. Это и США, это и Турция, кстати.
- Какие здесь могут быть перспективы, когда, наконец, проблема может быть решена?
- Ну, надо садиться за стол переговоров. С турками, я думаю, мы все-таки сможем договориться.
Что касается США, здесь уже сложнее. Я думаю, они сами должны осознать, что им там делать нечего. После Афганистана - давайте, ребята, домой, домой, домой, у вас замечательный президент, идите туда, поддерживайте его, пожалуйста.
- А вы по линии Императорского православного палестинского общества собираетесь еще в Сирию наведаться?
- Да, это есть в планах. Мы планируем в конце этого года создать наше отделение ИППО в Ливане. Оттуда я, конечно, с удовольствием проехал бы в Сирию. Тем более, у нас одно из самых сильнейших отделений Императорского православного палестинского общества в Сирии, там достаточно большая православная диаспора, 45 человек наших товарищей трудится сейчас в Дамаске и в целом в Сирии.
- Спасибо огромное. Может быть, тогда и «Комсомолка» с вами традиционно туда отправится?
- Принимается. Сразу договариваемся. Договорились.
- Спасибо огромное вам за интервью, Сергей Вадимович.
- Счастливо.
- До свидания.
Источник: KP.RU