Вступительное слово председателя Общественного совета при Минстрое России С.В. Степашина на заседании Общественного совета при Минстрое России.
Уважаемый Ирек Энварович! Уважаемые коллеги!
Сегодня мы проводим очередное заседание Общественного совета при Минстрое России. При этом в условиях, когда внешняя и внутренняя экономическая ситуация существенно осложнились.
Я отдельно хочу поблагодарить членов Общественного совета, которые подключились к сбору гуманитарной помощи для жителей Донбасса, в первую очередь, для детей! Спасибо, коллеги, эта помощь очень нужна сегодня!
С учетом беспрецедентных санкций, которым подвергается Россия, мы должны иметь четкое представление о том, как будут развиваться строительство и ЖКХ, какие ресурсы и меры поддержки необходимы при нарушении налаженных процессов, поставок, торговых связей, роста инфляции и стоимости заемных средств. Правительством России принято уже два пакета мер по поддержке строительной отрасли и ЖКХ, и, как я знаю, готовится третий пакет.
Как известно, позавчера на совещании Президента страны с членами Правительства РФ В.В. Путин поддержал предложения по дальнейшей поддержке строительной отрасли и граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части обеспечения прироста портфеля ипотечных жилищных кредитов, сохранения линейки и параметров (сроки действия, размеры кредитов и процентных ставок) существующих специальных государственных ипотечных программ с уточнением ставки и размеров кредита по льготной ипотеке на новостройки (ставка увеличивается с 7 до 12%; размер кредита увеличивается: для Москвы, Санкт-Петербурга – с 3 млн. руб. до 12 млн. руб.; для других регионов – с 3 млн. руб. до 6 млн. руб.; срок действия прежний – до 1.07.2022 г.).
На первый план сегодня выходят вопросы экономической, информационной и технологической безопасности страны.
И в этой реальности нам надо создать все необходимые условия для того, чтобы строительный комплекс и жилищно-коммунальное хозяйство не теряли темпов и качества своей работы. Ведь их влияние на экономику и социальную сферу трудно переоценить.
Стройка во все времена, даже в самые непростые периоды, была признанным локомотивом (драйвером) развития страны.
ЖКХ, в свою очередь, обеспечивая комфортные, безопасные и доступные для населения условия проживания граждан, является важным фактором обеспечения социальной стабильности общества и устойчивого развития страны.
Еще одна тема, которая становится для нас крайне актуальной в условиях экономических и технологических санкций в отношении нашей страны, это проблема цифровой трансформации отраслей строительства и ЖКХ, включая развитие технологий информационного моделирования или ТИМ.
С учетом обозначенных мною реалий и приоритетов сформирована повестка дня сегодняшнего заседания.
Ключевые темы нашего мероприятия – это вопросы совершенствования сферы ЖКХ, безопасность в строительстве, цифровизация отрасли и поддержка граждан нашей страны.
1. Значительная часть повестки заседания (два вопроса из четырех) будут посвящены проблемам ЖКХ.
Годовой экономический оборот сферы ЖКХ превышает 4 триллиона рублей, в ней занято более 2 млн. человек. Весь этот мощный механизм не должен замедлить свою работу, чтобы граждане нашей страны продолжали получать качественные услуги, жили в комфортных условиях. Более того, я уверен, что при своевременных и правильных шагах и решениях, мы можем улучшить ситуацию в самой отрасли. В достижении этой цели помогут инфраструктурные бюджетные кредиты и средства Фонда национального благосостояния.
1.1. Мониторинг складывающейся ситуации в сфере ЖКХ и выработка адекватных предложений по возможным мерам поддержки граждан и бизнеса в области жилищно-коммунального хозяйства в кризисный период по-прежнему являются важнейшими задачами экспертного сообщества.
На заседании Комиссии по ЖКХ, которое прошло несколько дней назад, наши эксперты сформировали пул предложений по государственной поддержке предприятий и организаций в сфере ЖКХ, в том числе по уточнению параметров инвестпрограмм, временной отмене штрафов, субсидированию процентной ставки для ресурсоснабжающих организаций. Также в ближайшее время наши эксперты проведут мониторинг поставщиков комплектующих и оборудования для отрасли, способных заменить ушедшие с рынка компании. Рабочая группа, которая целенаправленно занимается специальными счетами и капитальным ремонтом, также разработала ряд актуальных и эффективных мер. В частности, предлагается ввести обязательный технический учет жилищного фонда и его обязательное техническое обследование до начала капитального ремонта.
Так мы выявим дома, срочный ремонт которых позволит сохранить их в надлежащем состоянии и не допустить разрушения, а также тот жилой фонд, который уже бесполезно ремонтировать - ни при каком ремонте он не станет лучше.
Надо посмотреть правде в глаза, и тогда мы получим реальную картину, сможем более активно формировать проекты комплексного развития территорий (КРТ), строить новое жилье, а не тратить деньги людей на поддержание фактически «развалин». Эта законодательная инициатива сейчас прорабатывается и находится в высокой степени готовности.
О необходимых мерах государственной поддержки граждан и бизнеса в условиях кризиса нам сегодня доложит Светлана Викторовна Разворотнева - заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Я хочу поздравить Светлану Викторину – у нее сегодня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
Данные предложения после соответствующей проработки на экспертном уровне и определения позиции Общественного совета по их актуальности, обоснованности и реализуемости будут представлены установленным порядком в Минстрой России.
1.2. Анализ сложившейся ситуации показал, что по разным направлениям деятельности в сфере ЖКХ существует множество объединений (ассоциаций), зачастую так или иначе дублирующих друг друга, которые, по сути, созданы в целях лоббирования интересов отдельных групп, что приводит к невозможности формирования консолидированной экспертной позиции рынка в целом. Объективно необходимо совершенствование системы негосударственного управления в сфере ЖКХ.
О некоторых направлениях консолидации профессионального сообщества сферы ЖКХ в решении указанных задач нас проинформирует Анвар Шамухамедович Шамузафаров – председатель Совета Ассоциации предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства «Объединенный жилищно-коммунальный совет». Данная организация создана в начале этого года в целях объединения усилий бизнеса и общества для выработки общих сбалансированных решений, позволяющих реализовать стратегические цели развития ЖКХ.
Своими мыслями на этот счет поделятся также Сергей Александрович Пахомов - председатель комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ, Марина Анатольевна Файрушина – заместитель генерального директора ПАО «ИнтерРАО» и Александр Михайлович Козлов - председатель комиссии Московской городской Думы по государственному строительству и местному самоуправлению, координатор федерального партпроекта «Школа грамотного потребителя».
2. Несмотря на сложности, обусловленные беспрецедентными западными санкциями в отношении нашей страны, никто не отменял поставленные руководством страны задачи по увеличению объемов строительства жилья, созданию комфортной городской среды.
Важнейшим условием их решения является актуализация применительно к современным реалиям нормативной базы в строительстве, совершенствование технического регулирования и стандартизации в строительной сфере.
Многое здесь уже сделано министерством во взаимодействии с экспертным сообществом. Удалось существенно снизить количество процедур согласований и избыточных требований в жилищном строительстве, что по имеющимся оценкам будет способствовать сокращению инвестиционно-строительного цикла на 30 процентов.
Работа в данном направлении продолжается. Как заявил на прошлой неделе на совещании у президента страны по мерам социально-экономической поддержки субъектов РФ вице-премьер М.Хуснуллин правительство рассматривает возможность в ближайшее время перевести практически все оставшиеся обязательные требования в разряд добровольных. При этом, как подчеркнул М.Мишустин, «безопасность объектов остается важнейшим вопросом и будет обеспечена на этапе экспертизы».
Вместе с тем, в ряде случаев, профессиональные сообщества выражают озабоченность качеством проводимых изменений в законодательной базе.
В частности, в адрес Общественного совета поступило обращение некоммерческого партнерства «Ассоциация инженеров по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» (АВОК) об изменениях, внесенных Федеральным автономным учреждением «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ ФЦС), без обсуждения и согласования с авторами разработки сводов правил инженерных систем высотных зданий, особенно в части вопросов, связанных с противопожарными требованиями, напрямую влияющими на безопасность проживания. Хотелось бы сегодня услышать комментарии по существу данной проблемы от участвующего в нашем заседании Александра Николаевича Колубкова – вице-президента НП АВОК.
Мы сегодня пригласили на заседание наших коллег из Общественного совета МЧС России, так как МЧС также является активным участником разработки нормативной базы в строительстве в части вопросов пожарной безопасности. Возможно у них есть свои замечания и предложения на этот счет.
3. Важным фактором совершенствования инвестиционно-строительного цикла, повышения качества строительства, формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан, является сегодня цифровизация отраслей строительства и ЖКХ, включая применение технологий информационного моделирования при разработке проектной документации.
На прошлой неделе эти вопросы, в том числе в части реализации установленных постановлением Правительства РФ от 5.03.2021 г. № 331 требований по обязательному применению с 1 января 2022 г. ТИМ для объектов государственного заказа, детально обсуждались в рамках проведенного на площадке Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Второго Объединенного Евразийского Конгресса «ТИМ-
СООБЩЕСТВО. ЛЮДИ.ТЕХНОЛОГИИ. СТРАТЕГИЯ. Санкт – Петербург», организованного по инициативе НОТИМ и при поддержке Минстроя России и Общественного совета при Минстрое России.
Число участников мероприятия превысило 3500 человек, среди них – ключевые производители российского программного обеспечения. Участниками форума дана оценка реальной ситуации по внедрению российского программного обеспечения для цифровизации строительной отрасли в условиях санкций и возможностям по импортозамещению. Сегодня это важнейшая задача, которая связана с информационной безопасностью отрасли, ее независимости, от ее решения, по большому счету, будут зависеть темпы и качество строительства. Переход на российские программы позволяет снизить стоимость «входа» в цифровизацию, что для отечественных заказчиков, проектировщиков и подрядчиков жизненно важно.
Когда 4 года назад мы создавали Комиссию Общественного совета по цифровизации, мы реагировали на зарождающийся запрос рынка. Нам нужны были инструменты для более эффективного управления отраслью, и «цифра» – как раз такой инструмент. Сегодня очевидно - мы были правы и теперь находимся в авангарде этой работы.
Думаю, что руководитель данной Комиссии, президент Ассоциации «Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования» Михаил Юрьевич Викторов, как основной организатор и модератор Конгресса в г. Санкт-Петербурге, более предметно доложит нам основные результаты работы форума, обозначит поступившие от участников Конгресса конкретные направления решения существующих проблем в применении ТИМ.
Источник: osminstroy.ru