Из биографии старца: родился в 1932 г. в с. Становой Колодезь Орловского р-на Орловской обл. в благочестивой крестьянской семье. При крещении был наречен в честь Алексия, человека Божиего. Его отец скончался в госпитале после боевого ранения в 1942 г., мать вырастила четверых детей одна.
В 1949 г. закончил среднюю школу в родном селе. Служил в армии. В 1955-1958 гг. обучался в машиностроительном техникуме в Серпухове. По окончании учебы по распределению направлен в г. Камышин Волгоградской области. Там он принял решение посвятить жизнь служению Церкви, поступил в духовную семинарию г. Саратова. После закрытия Саратовской семинарии в 1961 г. продолжил образование сначала в Ленинградской духовной семинарии, затем в академии. Во время обучения митрополитом Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Тем же Преосвященным был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.
В годы пребывания в Ленинградской епархии трудился на различных приходах. В 1966 г. поступил в Псково-Печерский монастырь, где нес послушания в течение десяти лет. Решением Священного Синода от 3 марта 1976 г. иеромонах Илиан вместе с четырьмя другими монахами был направлен нести иноческое послушание в русскую Афонскую Свято-Пантелеимонову обитель, где вместе с другими насельниками сумел сохранить в ней монашескую жизнь, поддержать связь обители с русским Православием и предотвратить закрытие монастыря. Нес послушание в скиту, скрытом в горных ущельях. Ему было также доверено духовничество в Пантелеимоновой обители.
В конце 1980-х гг. направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся после 65-летнего запустения Оптину пустынь. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Илий в честь другого Севастийского мученика. В течение 20 лет схиигумен Илий возрождал старческое служение, которым всегда славился монастырь. В 2009 г. поселился на Патриаршем подворье Троице-Сергиевой лавры в подмосковном пос.Переделкино.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла
О войне
XX век очень трагичный, особенно для нашей страны. Она была одной из ведущих держав, высокой в духовном отношении, сильной, как хранительница Православия. Перед началом войны Россия имела 60 тысяч храмов, около 1000 монастырей; были возведены такие шедевры, как Исаакиевский собор, Храм Христа Спасителя, множество других. Она и называлась в те времена Святой Русью. У России был громадный флот, сильная и многочисленная армия, сама жизнь в стране была на высоком уровне. Равных стран не было и по размеру территории: ее просторы простирались от Германии до Японии. Но, конечно, существовала огромная зависть других стран: несмотря на то что у России было много друзей, еще больше она имела врагов. Их было слишком много.
О Воле и потере Рая
Первозданные люди — Адам и Ева — были бессмертными, ни в чем не нуждались. Трудно сказать, как шло бы продолжение рода человеческого и каким могло быть развитие, если бы они не потеряли то, что получили от Бога. Да, Господь мог не допустить человека до падения, но тогда отнял бы у него Волю. Иными словами, если Господь попросту не дал бы потерять то, что человек получил от рук Творца, — пользоваться свободной Волей не получилось бы. А ведь мы полностью созданы по образу и подобию Божию! Конечно, на этот счет сказано много — о грехопадении и о потере Рая.
Нам нельзя об этом судить, но все упирается в допущение Воли и проявления ее у человека. Может быть, правильнее думать, что это было просто испытание, и он, искушаемый дьяволом, должен был проявить твердую Волю и укрепиться в этом. Через потерю Рая и вечной жизни было явно показано, что человек наделен свободой выбора. Вышедший из рук творца, он был создан не только по образу его великолепного внешнего вида, но и в полной степени внутреннего Духа. Так и по жизни своей, люди проявляют и доброе, и злое. Через злоупотребление своей свободой производится злое.
Конечно, Господь не оставил человечество в падении, когда дьявол возымел слишком много власти. Мы знаем, как было в дохристианской истории, какие войны, катастрофы претерпел человек, ужасно даже вспоминать об этом. Но все же Господь не дал власти дьяволу над своим творением: он пришел на землю и спас человека, сказано в Священном Писании.
О спасении
Могло быть все по-другому, не нам судить, почему Господь спас нас именно так. Почему не только дал закон, а указал на спасение, на вечную жизнь через веру во Христа? Может быть, Господь мог поступить по-другому: убить дьявола, не допустить до его искушений и просто направить человека во все проявления своего блага, не давая жизни злу? Но опять-таки все это упирается в свободное произволение человека — его Волю. В Христианстве человечество поднялось на высокую ступень цивилизации, богоощущения, приобрело все виды знаний, культуру, при помощи техники достигло облегчения физического труда. Мы видим, сколько оно достигло, однако сама жизнь улучшилась не на много: человек далеко не освободился от различных бед и напастей, а особенно от зла, междоусобия, вражды.
О царе и отречении
У России было много врагов, над ней постепенно сгущались известный Ульянов, который являлся орудием в руках врагов России. Они и подвели ситуацию к тому, что произошло, всю вину свалили на Государя, якобы он сам отрекся от престола, но нет, не было этого! Конечно, и сами реформаторы — генералитет и верхушка — тоже в определенной степени были обмануты, но они в большей мере получили то, к чему стремились. Враги использовали русского человека, простоту нашей души, вложили огромные деньги… Так повлияли эти факторы через внешние обстоятельства и людей внутри страны. О смысле скорбей Вспомним, сколько было подобных великих империй! Существовали царства, королевства начиная с Вавилона, Египетской, Римской империй, Византии, империи Карла Великого, потом выросла Российская империя, а из нее — Советский Союз — и что мы видим? Все это временное! Они явились результатом временного строительства, ведь это — дела рук человеческих. Сказано в Откровении: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126:1).
Конечно, все империи существовали по воле Божией, по Его допущению. Но они далеко отошли в сторону от замысла Господа о человеке, ко- тучи, взвивался ураганный ве- тер, проливалось много крови, сколько бушевало злой силы! силы! И не случайно эта война назвалась Первой мировой. Одни хотели это сделать злонамеренно, другие, например некоторые революционеры, думали в России провести преобразования, и так получился военный заговор.
Сейчас твердо известно, что Государь Николай II не отказывался от престола добровольно: так называемого отречения на самом деле не было! Все это было очень хитро спланировано, и Государь Николай II мог заявить, что его обманули и что вокруг него строился заговор, но он пошел высоконравственным христианским путем и даже не показал виду. Сошлись две силы: с одной стороны реформаторы — генералитет, верхушка, то есть внутренние составляющие России, а с другой — внешние силы, которые якобы хотели убрать недовольство Государем, захватить власть. Революция, без сомнений, была тщательно подготовлена извне. В лице внешних сил действовала иностранная клика, в том числе торого Он наделил вечной жизнью, бессмертием. Они были слишком далеки от человека до грехопадения, от того, как Господь устроил Рай. Их внешняя жизнь составляла и добро, и зло, и в такой формации не могла существовать долго. Империи, подобно машине, могли сохраняться в зависимости от того, насколько прочно и искусно был устроен их внутренний механизм. Это касается всего временного.
О Боге на земле
В книге пророка Даниила было открыто людям предвестие об истукане. Вавилонский царь был сильным властителем, но все время думал: что будет после его смерти? И Господь показал ему «огромного истукана, у которого голова была из чистого золота, грудь и руки его — из серебра, чрево его и бедра его — медные, голени его – железные, ноги его частью железные, частью глиняные» (Дан. 2:31–46). Но вот оторвался от горы камень без содействия рук, ударил по этому идолу, и он разрушился, и выросла громадная гора: «Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2:31–46). Древнее сказание из Священного Писания Ветхого Завета в то же время говорит о том, что пришествие Христово, его страдание и спасение — это Сын Божий, который разрушил истукана. Камнем, описываемым в этом пророчестве, является Иисус, и Господь сокрушит все царства мира и воздвигнет Свое царство вечной жизни. Здесь показано, что Господь пришел разрушить дела дьявола и победить его! Верующий идет в жизнь вечную, Святая Церковь ее созиждет, как мы читаем в Символе Веры, и в нем нам Господь дает ответ: «Чаю воскресения мертвых и жизнь вечную!»
О созидании
Господь может все сохранить, может не допустить до греха, но правда Божественная сохраняет за человеком его произволение. Вот причина, почему происходит в нашей жизни зло: преступления, катастрофы, другие попущения. Есть выражение «нет худа без добра». Если и происходит худое, то Господь частично это обращает в доброе, но допускает и злое произволение.
Если дальше говорить о теме войны и ее последствиях, необходимо охватить много аспектов, но совершенно ясно одно: Господь показывает, что мир во зле, что мир падший и не может быть на земле вечного царства, оно само себя убивает! Если человек в современном мире живет в христианском теле, то это является свидетельством того, что он — созидатель вечного царства. Когда человек приходит ко Христу, старается исполнить волю Божию, все делает по совести и по закону — он только созидает, а не теряет! Даже если бы на его глазах что-то рушилось, убивалось — всякое несчастье вменяется в сокровищницу вечную. А Россия, хотя и жива, но далеко отошла от той Святой Руси, какой она была до войны империалистической.
О жизни с Богом
Несмотря на все потрясения, бедствия и войны, Господь не оставит свое стадо Христово! Мы же верим в непреложность Евангелия, Слова, Священного Откровения. Что такое Символ Веры? В этой молитве ясно сказано, что мы «веруем в Сына Божия, пострадавшего и воскресшего», что Господь больше любит нас, чем мы себя, больше делает добра, чем мы сами себе делаем! Мы не можем и не должны отчаиваться, потому что о Христе Воскресшем говорит нам Святое Евангелие!