Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом.
Ваше Блаженство, Блаженнейший Иоанн, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Я рад приветствовать Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна, предстоявшего за Божественной Литургией, а также архипастырей и пастырей Антиохийской, Русской и других Поместных Православных Церквей, которые молились сегодня с нами и с народом Божиим, собравшимся в кафедральном Храме Христа Спасителя со всех концов земли Русской и из-за ее пределов. Этим совместным богослужением мы по традиции открываем ежегодные Рождественские чтения, давно уже ставшие значимым событием в нашей церковной жизни. Настоящим богослужением мы открываем также юбилейный год, посвященный одному из величайших подвижников Русской Православной Церкви — преподобному Сергию Радонежскому, родившемуся 700 лет назад.
В предшествовавшее воскресенье мы праздновали Крещение Господне от Иоанна, или, как издревле именует этот праздник Святая Церковь, Святое Богоявление. Сегодняшнее евангельское чтение Недели по Богоявлению (Мф. 4:12-17) посвящено началу благовестнического служения Спасителя.
От празднования Крещения и до нынешнего дня — всего одна богослужебная неделя. Но из повествования евангелиста Матфея мы знаем, что выходу Спасителя на проповедь предшествовал долгий сорокадневный пост в пустыне, встреча с диаволом лицом к лицу — и последующая победа над ним. Нелегкий подвиг уединения и поста не был виден народу, о нем, быть может, при земной жизни Христа никто и не знал. Но этот подвиг стал неотъемлемой частью служения Спасителя: лишь после его совершения Господь пришел в Галилею, чтобы проповедовать людям покаяние и близость Небесного Царства: «Сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16).
Чтобы подчеркнуть тесную взаимосвязь личного подвига и служения людям, мудрость церковного устава присоединила к нынешнему Евангелию текст из послания к Ефесянам. Апостол Павел задает нам вопрос: если Христос, «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» — то не потому ли, что Он «нисходил прежде в преисподние места земли»? (Еф. 4:8-9).
Дары человекам, о которых говорит Апостол и которые он перечисляет, — это и различные виды церковного служения: апостольство, пророчество, благовестие, пастырство, учительство… (Еф. 4:11). Но если Сам Господь, подающий эти дары в Церкви, нисходил в преисподняя земли, чтобы принести их нам, — то неужели мы их получим без малейшего усилия? Подлинное служение Церкви — это дар благодати. Но оно невозможно без личного подвига. И наоборот, личный подвиг обретает свой смысл в даре служения. В христианском понимании подвиг и служение неотделимы друг от друга.
Служение — это не обязанность и не повинность: его не «отрабатывают», а совершают. Умение хорошо и искренне совершать свое служение в Церкви, каким бы оно ни было, — от Предстоятеля Церкви до простой свещницы — это дар Божий человеку, это возможность прийти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Человеку в Церкви подается дар того или иного служения в меру его устремленности и подвига, в меру человеческих сил и церковной необходимости. Премудрость и благость Божия — в том, что у Святого Духа не бывает бесполезных даров. Польза же этих дарований — в созидании единого Тела Христова, в обретении каждым из составляющих его членов своей подлинной природы и достижении своего предназначения через и живую причастность к этому Телу.
Нынешние Рождественские чтения посвящены одному из величайших подвижников Русской Православной Церкви — преподобному Сергию Радонежскому. Свой путь святости он начал в подвигах молитвы и покаяния, продолжил его в изобилии даров Святого Духа и завершил благодатным служением Церкви и своему народу. Мы все знаем о том, сколь многообразно явила себя благодать Божия на святом Сергии в его земной жизни и после его блаженной кончины. Дар чудес и исцелений; дар быть пастырем и наставником для многочисленной братии и всех, кто посещал его; дар духовного совета и глубокого государственного разумения — все эти духовные богатства вмещались в одном человеке, и все они служили в нем общему благу. Нынешние Рождественские чтения мы также посвящаем преподобному Сергию.
Каждый из нас призван Богом к своему служению в Церкви, каждый совершает его по мере сил и ради общей цели созидания Тела Христова. Для этого мы здесь, ради этого совершалась сегодня соборно Божественная литургия. Я хотел бы пожелать каждому участнику Рождественских чтений подвизаться подвигом добрым (2 Тим. 4:7), и да будет служение каждого осенено присутствием и благодатью Святого Духа, собравшей нас сегодня в этом храме.
А еще у нас сегодня — сугубый праздник: Русская Церковь встречает в своих пределах нового Предстоятеля Антиохийской Церкви Блаженнейшего Иоанна, Патриарха Великой Антиохии и всего Востока, и мы с особым теплом приветствуем его среди нас.
Ваше Блаженство! Это Ваш первый визит в Русскую Православную Церковь. Но у наших Церквей древняя история отношений, и эти отношения всегда были исполнены братской любви и глубочайшего взаимопонимания. Святая Антиохийская Церковь — одна из древнейших Церквей Востока, основанная святыми первоверховными апостолами Петром и Павлом, — всегда была нам особенно близка. Творения ваших святых издревле знали и любили подвижники благочестия и боголюбивый народ Святой Руси, русские паломники ходили к вашим святыням.
Несмотря на дальность расстояний, Антиохийская Церковь всегда была рядом с нами. Святой Антиохийский Престол способствовал утверждению Патриаршества в Русской Церкви. Со времен Московского княжества Ваши предшественники на Патриаршем Престоле и иерархи Вашей Церкви часто бывали у нас в гостях и всегда находили здесь радушие, почет и уважение. Русская Церковь была благодарна Антиохийской кафедре за многовековую духовную и молитвенную поддержку — и, в свою очередь, всегда была рада ее поддержать в трудные для христиан Востока времена.
И сейчас, когда на Ближнем Востоке снова так неспокойно, когда там вновь льется кровь, когда страдают наши братья-христиане, узы нашей любви особенно крепки. Здесь, в Москве, Предстоятели и представители многих Поместных Церквей дважды — в 2011 и в 2013 годах — подписывали обращения в поддержку христиан Сирии, имевшие большой общественный резонанс. Русская Церковь использует все свои возможности, чтобы призывать к незамедлительному прекращению конфликта. Верующие Русской Церкви с воодушевлением собирали и собирают пожертвования в пользу своих страждущих собратьев. А самое главное — весь наш верующий, благочестивый народ с усердием молится о мире на святой Сирийской земле, земле апостолов и пророков, о плененных митрополитах Павле и Иоанне, о плененной игумении Пелагии с сестрами, о всех христианах Сирии и Ближнего Востока.
Ваше Блаженство! Ваш приезд — большое благословение для нас. Мы благодарим Вас и прибывших с Вами архипастырей, клириков и мирян за совместную молитву и духовное общение. Я хотел бы в присутствии своей паствы — и от ее лица — заверить Вас лично: Русская Церковь никогда не оставит свою Церковь-сестру молитвами и посильной помощью. Мы готовы делать все от нас зависящее ради облегчения участи христиан на Ближнем Востоке, ради сохранения христианского присутствия в этом регионе — и ради того, чтобы древняя Антиохийская Церковь вернулась к своему прежнему цветущему состоянию.
А всех верных чад Русской Православной Церкви я прошу и далее возносить теплые, усердные молитвы о наших собратьях в Сирии, чтобы Господь даровал им стойкость и мужество в их исповедническом подвиге; и о том, чтобы духовное единство Антиохийской и Русской Церквей всегда крепло и процветало, принося свой благодатный плод взаимной любви о Христе. Да пребудет благословение Божие со всеми нами!