ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Святыня под полем для гольфа в Китае: где погребены князья Романовы

МОСКВА, 16 июня — РИА Новости. В этом году отмечается 100-летие мученической кончины последнего российского Императора Николая II и его семьи. Примерно в то же время и там же погибли ещё семеро членов Дома Романовых. Останки алапаевских мучеников принял Китай. Удастся ли отыскать и вернуть их прах на родину — в материале РИА Новости.

© РИА Новости / Илья Питалев

Из России в Китай

«Поиск останков князей Романовых с целью их дальнейшего перезахоронения на родине связан с новой идентичностью России и с её возрождением», – считает российский дипломат Пётр Стегний (заместитель Председателя ИППО – прим. ред.), автор книги «Скитоначальник», посвящённой судьбе игумена Серафима (Кузнецова). Этот монах вывез с Урала в разгар Гражданской войны тела убитых недалеко от Алапаевска князей Романовых.

Через сутки после расстрела Царской семьи, 18 июля 1918 года, у рудника Нижняя Селимская большевики сбросили живыми в шахту сестру императрицы, Великую княгиню Елизавету Фёдоровну, настоятельницу Марфо-Мариинской обители милосердия, Великого князя Сергея Михайловича (единственный убитый пулей), князей императорской крови Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, князя Владимира Павловича Палея (сына Великого князя Павла Александровича от морганатического брака с Ольгой Пистолькорс), Фёдора Ремеза, управляющего делами Великого князя Сергея Михайловича, и сестру Марфо-Мариинской обители Варвару (Яковлеву), келейницу Елизаветы Фёдоровны.

© РИА Новости. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна

Их тела обнаружили через несколько месяцев, когда Урал заняли белые. К расследованию подключился Николай Соколов, который в это время вёл следствие по делу об убийстве Царской семьи в Екатеринбурге.

По приказу главнокомандующего колчаковскими войсками генерала Михаила Дитерихса гробы алапаевских мучеников в товарном вагоне были отправлены сначала в Читу, а потом в Китай. Шестнадцатого апреля 1920 года печальный груз на вокзале Пекина встретили члены Русской Духовной Миссии во главе с её начальником архиепископом Иннокентием (Фигуровским).

Гробы Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары отделили и затем доставили в Иерусалим стараниями игумена Серафима (Кузнецова) и посольства Великобритании в Пекине.

«С 1920 по 1938 год останки остальных алапаевских мучеников покоились на русском кладбище в Пекине, а с 1938 по 1947 год – на территории Русской Духовной Миссии в Китае. В 1947-м произошло их повторное перезахоронение в склепе храма преподобного Серафима Саровского на русском кладбище за воротами Аньдинмэнь в Пекине», – рассказывает Дмитрий Петровский, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

© РИА Новости / Виталий Белоусов. Старый город в Иерусалиме

В 1981 году все алапаевские мученики были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей. А в 1992-м Архиерейский Собор Русской Православной Церкви включил в Собор новомучеников и исповедников российских Великую княгиню Елизавету Фёдоровну и сестру Варвару.

«В настоящее время осуществляется согласование церковных календарей Московского Патриархата и Русской зарубежной Церкви, в связи с чем рассматривается вопрос об общецерковном прославлении в лике святых и остальных алапаевских мучеников», – отмечает Петровский.

На протяжении многих лет Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата ведёт переговоры с китайскими властями о возвращении останков князей Романовых на родину. «Речь идёт не просто об эксгумации тел погибших, а практически об обретении мощей прославленных святых», – подчёркивает собеседник РИА Новости.

Для этого в 2017 году была сформирована рабочая группа из представителей Екатеринбургской митрополии, правительства Свердловской области и Министерства иностранных дел России.

«Тут требуются известная деликатность и научная тонкость. Мы рассматриваем перенос мощей не только как обретение останков прославленных в лике святых людей, но и как акцию народного примирения в завершение Гражданской войны. Мы благодарны китайскому народу и Китайской Автономной Православной Церкви, сохранившим для нас наших святых», – говорит представитель Русской Православной Церкви.

Останки князей Романовых находятся на территории русского кладбища в Пекине, которое в 1960-е было упразднено. «Могилы погребённых там наших соотечественников и китайских православных священнослужителей подверглись поруганию со стороны хунвейбинов», – уточняет Петровский.

Сегодня на этом месте городской парк. Место, где, скорее всего, находится прах Романовых, – склеп кладбищенской Серафимовской церкви. «Там сейчас поле для гольфа, поэтому останки, вероятно, сохранились. Но твёрдо говорить об этом можно будет только после совместного с китайской стороной изучения вопроса, в том числе георадарных исследований и точечных раскопок», – поясняет собеседник.

«С китайцами уже говорили. Наши экспедиции ездили в Китай. Этим занимались ещё с 1970-х годов, полулегально, когда ремонтировалось посольство в Пекине, расположенное как раз на территории Русской Духовной Миссии», – вспоминает дипломат Пётр Стегний. По его мнению, поиск и возвращение праха князей Романовых – христианский долг русского народа.

Сколько это займёт времени, трудно сказать. Многое зависит от степени вовлечённости российских церковных, общественных и государственных структур, от активности диалога с китайскими коллегами. «При правильной организации работ и при достаточной человеческой воле со стороны России и доброго отношения со стороны Китая вопрос может быть решён довольно оперативно», – считает Петровский.

По его словам, вопрос обсуждался только с Государственным управлением КНР по делам религий, «которое признало его относящимся не к их сфере ответственности».

Но китайская сторона готова к сотрудничеству. Об этом можно судить по прецеденту 2007 года, когда из Харбина в Москву доставили для перезахоронения прах белого генерала Владимира Каппеля.

© Фото предоставлено Московской Патриархией. Александро-Невский православный храм в городе Ухань, Китай

Наталия Федотова, ria.ru