В школе обучается около 140 детей, из которых треть – круглые сироты, остальные – из социально неблагополучных семей. Не слишком ли было болезненно для таких ребят рассказывать о том, как хорошие родители и наставники – царского или нецарского звания – заботились о своих воспитанниках? Но, как оказалось, опасения были напрасны.
…Началось занятие с приветственного слова, с которым к школьникам 6-го класса обратился протоиерей Алексий Фролов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Уже 18 лет он несёт своё служение в небольшом городе Болохово, и воспитанники интерната хорошо знают и любят священника. Он напомнил детям, что приближается Великий пост, который желательно провести в спокойном и добром общении и друг с другом, и с хорошими поучительными книгами.
Марина Михалёва, член Тульского отделения ИППО, предложила детям обратиться всего к трём книгам, которые связаны с именами русских царей.
Первой ребятам была представлена книга «Домострой», составленная протопопом Сильвестром, наставником Великого князя и государя Иоанна Васильевича Грозного. Ребята предложили разные ответы на вопрос: «О чём может рассказывать книга с таким заглавием?», но ближе всех к истине оказался Кирилл Одиноков: «Наверное, эта книга о том, как правильно жить с Богом, со своей семьёй, вообще с людьми». Почти такими словами и открывается «Домострой»: «Каждому христианину следует знать, как по-божески жить в православной вере христианской…»
Перелистывая страницы этой замечательной книги, ребята сделали вывод, что она даёт настоящее царское воспитание, потому что главное, по «Домострою», назначение государя – «карать злодеев и награждать добродетельных». Кто, как не главный в государстве человек, должен уметь отличать добро от зла и помогать соотечественникам жить в ладу с совестью и друг с другом? Дети выучили хорошее «домостроевское» правило, как достичь желанного согласия: «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, а младших как чад возлюби».
«Какая прекрасная книга!» – восхитились дети. Посчитали в столбик – оказалось, что ей 466 лет. А нисколько не устарела!
Другая книга в прошлом году отпраздновала 200-летний юбилей. «Юности честное зерцало» – популярное при Петре I чтение для юных дворян – детей во многом развеселило. Формулировки правил поведения действительно звучат порой забавно, но своей поучительности от этого не теряют.
Школьникам было предложено продолжить фразу из «Зерцала…»: «Всегда недругов заочно, когда они не слышат…» – что нужно делать с этими недругами? Можно было ожидать какой угодно ответ, но дети единодушно пришли к выводу: «Когда кто-то плохо себя ведёт, у него за спиной нам нужно посоветоваться, как ему помочь. И обязательно думать, что в нём много хорошего!» Сравним с оригиналом: «Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай, и в нужде их им служи».
Перелистав страницы «Зерцала…», ребята перешагнули ещё через 200 лет, перейдя в 1918 год. С нескрываемым восторгом школьники рассматривали фотографии детей Государя Николая Александровича. Их лица и их имена они узнали впервые. Глядя на снимки, дети попробовали распознать характеры наследника престола и прекрасных княжон: милосердные, отзывчивые, внимательные…
В разговоре с детьми специальный акцент был сделан на том, что каждый из царских детей отличался своими чертами характера и некоторые из них требовали исправления, перенесения стрелки вектора в правильном направлении. Августейшие родители воспитывали своих детей не в своеволии и роскоши, а в понимании христианского долга и обязанностей перед ближними и перед Отечеством. С большим вниманием школьники слушали слова Императрицы Александры Фёдоровны: «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием и перестать видеть то, что нам неприятно», «Старайся быть более послушной и не будь чересчур нетерпеливой», «Дом и семья – это то, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это ещё в детстве».
К несчастью, семьям многих ребят оказалось не на ком держаться. Тем удивительнее их внимание к словам Александры Фёдоровны: «Долг родителей – подготовить детей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлёт им Бог. Они не смогут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей». Многие испытания эти дети уже прошли, от многих собственных желаний уже отказались, – но ни слова обиды в адрес родителей, которые своих детей к жизни приготовить не смогли.
Ребята узнали, что главной книгой для Царской семьи всегда было Священное Писание, что сохранилась Библия, на которой Николай Александрович оставлял свои заметки, выделяя для себя какую-либо важную мысль. Рассказ о том, как воспитывали царских детей, постепенно перешёл в размышление о том, что жизнь Алексея, Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии свершилась в своей духовной полноте, несмотря на то, что дни их оказались короткими.
В конце ребята ответили на вопросы небольшой викторины, посвящённой детям последнего императора. Победитель Кирилл Одиноков получил в награду плитку шоколада «Гвардейский», пообещав, что поделится со всеми: «Александра Фёдоровна говорила, что нужно учиться само… само…» – не сразу запомнилось слово «самоотречение», но его смысл мальчику понятен уже сейчас.
Марина Михалёва. Автор фото: Наталия Крючкова