1 ноября исполняется ровно 160 лет со дня рождения основательницы Марфо-Мариинской обители Великой княгини Елизаветы Федоровны. Ее имя прочно ассоциируется у нас с традициями милосердия, благотворительности и самоотверженного служения людям. Но отдельного внимания заслуживает глубокий внутренний мир Великой княгини, ее высокодуховная натура.
Великая княгиня Елизавета Федоровна была очень многогранной личностью, тонко чувствующей все прекрасное. Ее глубинные интересы — культуру, искусство, творчество, духовные искания — всецело разделял ее супруг, Великий князь Сергей Александрович.
Увлечения Великой княгини сформировались еще в детские и юношеские годы благодаря чуткому воспитанию в семье, а получив развитие в замужней жизни, стали неотъемлемой частью ее души. В этом материале расскажем о том, что наполняло душу Великой княгини и раскроем ее личность с творческой стороны.
Обучение русскому языку
Еще не зная русского языка, Елизавета Федоровна своим духовным чутьем, талантом и восприимчивостью ощутила красоту духовной природы русского человека. Обучение новому для Великой княгини языку происходило в Петербургский период жизни и во время отдыха в подмосковном Ильинском. Насчитывается 17 тонких тетрадей, исписанных карандашом, в которых Елизавета Федоровна практиковалась письму на русском языке. Она каждый день брала уроки по полтора часа. Она хотела скорее овладеть русским языком, чтобы стать ближе к народу новой своей страны, которую она уже успела полюбить.
Великая княгиня Елизавета Федоровна и княжна Зинаида Юсупова за чтением
По ее ученическим сочинениям можно судить об упорстве, с каким она овладевала языком, о ее повседневной жизни и любимых занятиях, о людях, которым она благодарна за доброжелательное отношение. В этих тетрадях мы находим переписанные ее рукой стихотворения и романсы, стихи в прозе русских поэтов и писателей. Она искренне ценила писателей высокой культуры, обладавших редкой способностью говорить с каждым на близком ему языке, умеющих пробуждать дорогие ассоциации. Таким автором для нее был И. С. Тургенев.
Балы и театральные представления
Выйдя замуж за Великого князя Сергея Александровича, принцесса Элла, ставшая Великой княгиней, первые семь лет замужества провела в блеске петербургского императорского двора. Балы, встречи, знакомства, музыкальные вечера, лотереи в первый, послесвадебный период их жизни чередовались в бытии великокняжеской четы. Но ее чуткая душа уловила в массе людей высшего света опасность проявлений антихристианской по сути культуры. Ее ранили амбициозные и пустые по существу речи во время великосветских встреч.
Великая княгиня Елизавета Федоровна и Император Николай II в постановке "Евгений Онегин"
В Петербурге великокняжеская чета поселилась во дворце Белосельских-Белозерских, который стал называться Сергиевским после его приобретения в 1884 году Александром III для Великого князя Сергея Александровича. Романовы любили устраивать домашние спектакли и балы. Одна из известных постановок того времени — сцены из «Евгения Онегина». Великая княгиня играла Татьяну Ларину, а в роли Евгения Онегина был цесаревич Николай Александрович Романов.
Елизавета Федоровна отлично танцевала и, имея прекрасный вкус, любила хорошо одеваться. Ее брат Эрнест говорил, что одевалась она со вкусом не из чувства кокетства, а потому что это отвечало ее эстетическим наклонностям.
Великая княгиня Елизавета Федоровна в бальном платье
В 1903-м в Зимнем дворце Санкт-Петербурга прошел костюмированный бал, посвященный 290-летию дома Романовых. Царица Александра Федоровна решила, что торжество должно пройти в духе «допетровского времени», чтобы гости были непременно одеты в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Разрабатывать наряды доверили художнику Сергею Соломко, также привлекались специалисты-историки. После фото с события вошли в альбом, который продавался в благотворительных целях. Среди снимков присутствовал и тот, что запечатлел Елизавету Федоровну в роскошном одеянии с большим кокошником на голове.
Классическая музыка
Великая княгиня выступала покровительницей изящных искусств, любила классическую музыку, обладала элегантным музыкальным вкусом и умела исполнять сложные фортепианные партии. Значительное место в ее петербургской жизни занимали музыкальные встречи при дворе Государя, в которых она участвовала до и после переезда в Москву. По словам княгини Гагариной, фрейлины Императрицы, и Великая княгиня Елизавета Федоровна, и сам Царь, а также другие представители Дома Романовых пишут музыку и поют для узкого круга друзей. Сборник их музыкальных произведен был назван «Колокола Рая».
Также Елизавета Федоровна с супругом высоко ценили постановки Общества искусства и литературы, постановщиком которых выступал Константин Сергеевич Станиславский. Известно, что для спектакля 1897-го года «Много шума из ничего» по комедии Вильяма Шекспира княгиня собственноручно нарисовала программку, с которой потом распечатывали копии. Оригинал сегодня хранится в музее МХАТа.
Чтение
Елизавета Федоровна была избирательна в литературе, не любила легких романов, а читала главным образом английских писателей. Знакомилась она и с произведениями русских классиков. Очень тяжелое впечатление на нее произвела книга Достоевского «Записки из Мертвого дома».
Великая княгиня Елизавета Федоровна за чтением
Французские романы она не любила, считая их фривольными. Ее муж, Великий князь Сергей Александрович, любил читать вслух по-русски. Он читал с выражением, его приятно было слушать.
Рисование
Став супругой Великого князя Сергея Александровича, в России она не только учила русский язык, знакомилась с историей своей новой родины, но и брала уроки рисования у академика исторической живописи М.П. Боткина. В искусстве Елизавете Федоровне нравился модный в то время стиль арт-нуво, отличавшийся изогнутыми линиями и стилизованным растительным узором. Великая княгиня часто дарила свои художественные работы. Особенно она любила рисовать цветы. С самого детства она приходила в восторг при виде букета простых полевых цветов и, будучи еще совсем маленькой, старалась изображать их на бумаге.
Великая княгиня Елизавета Федоровна за рисованием
По большим праздникам она нередко писала для своих знакомых и друзей поздравления на открытках собственного изготовления, разрисовывала конверты. Иногда свои художественные работы Елизавета Федоровна продавала на благотворительных базарах, которые устраивала для сбора пожертвований на нужды обедневших местных крестьян или детских приютов. Ее прилавок всегда пользовался особой популярностью: всем хотелось получить из рук Великой княгини нарисованную ею акварель или картинку, которые тогда были в моде.
Один из рисунков Великой княгини Елизаветы Федоровны
В течение всей жизни она с почтением и вниманием относилась к творчеству художников. Это становилось добрым стимулом в их дальнейшей творческой судьбе. Посещая мастерские художников, она стремилась увидеть, в какой мере картины становятся откликом ищущей души. Наиболее привлекательными для нее были те работы, культурная миссия которых была направлена на воспевание духовных идеалов великой Руси.
Рукоделие
Великая княгиня Елизавета Федоровна всегда проявляла интерес к художественному творчеству: украшение церковной утвари, интерьеров собственных домов, одежды, изготовление множества подарков для друзей и воинов.
Великая княгиня Елизавета Федоровна
Ее отличало стремление вложить в подарки не только мастерство, но и частицу своей души. Это умение особо пригодилось ей в пору, когда она, переживая разлуку с родными, погружалась в рукоделие.
Уединение и размышление
Когда представлялась возможность, Елизавета Федоровна шла гулять одна и находила где-нибудь в парке Царского Села, Гатчины или Петергофа уединенное место, где могла без посторонних глаз предаться созерцанию красоты природы и думать о ее Создателе. В парке Петергофа она нашла укромный уголок, который стал ее любимым местом уединения. В углу сада был маленький фонтан, изображающий небольшого человечка, сидящего на камне в окружении уток и собачки. При виде такого необычного фонтана она пришла в восторг, зарисовала его на бумаге и послала своему брату Эрнесту.
Великая княгиня Елизавета Федоровна на прогулке
Сидя в углу этого прекрасного сада, Елизавета Федоровна смотрела на окружавшие ее вековые деревья, цветы, прислушивалась к журчанию фонтана и пению птиц. Ее чистая душа тогда витала не среди блеска балов, а в размышлениях о том, что весь этот блеск унесет с собой река времени в бесконечность. И тогда ее мысли невольно переносились в очаровавшие ее старинные храмы Кремля и Троице-Сергиевой Лавры.
Все эти увлечения ярко иллюстрируют ту культурную среду, в которой формировалась личность Великой княгини. Она всегда искала ответы на важные духовные вопросы, а ее интересы помогали ей по-новому взглянуть на этот мир и во всем видеть хорошее, благодарить Господа за каждое мгновение ее жизни.
Приглашаем Вас молитвенно почтить память основательницы Обители Великой княгини Елизаветы Федоровны на Божественной литургии в день ее рождения, 1 ноября.
Литургия начнется в 8:00 в Покровском соборе Обители.
Ждем Вас на богослужении в этот памятный день!
Текст составлен по материалам:
И. Кучмаева «Когда жизнь истинствует… Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны» (2008 г.)
Л. Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна» (2013 г.)
Источник: mmom.ru