12 сентября 2019 г. в актовом зале Политехнического института г. Бари (Politecnico di Bari) состоялась Международная научная конференция «Архитектура монументального комплекса русского храма св. Николая в Бари. Проект Алексея Щусева. История, строительство, иконография, культ», на которой выступили русские и итальянские учёные и специалисты.
В центре научной дискуссии – судьба уникального архитектурного памятника Русского Зарубежья, подворья и храма в Бари. Как известно, комплекс был построен под эгидой Императорского Православного Палестинского Общества в 1913–1915 годах, по проекту выдающегося русского зодчего Алексея Щусева и под личным патронажем Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Обширный комплекс подворья, включавший православный храм, предназначался для приёма паломников, направлявшихся в Бари для поклонения мощам святителя Николая Чудотворца после посещения Палестины.
Первая мировая война, революция в России и другие события ХХ века не позволили довести до конца масштабный проект, и подворье стало муниципальной собственностью. Лишь после передачи подворья России в 2009 г. сюда на постоянной основе стали прибывать отечественные паломники. Однако сам комплекс оставался труднодоступным и даже загадочным для жителей города и исследователей. В результате крепнувших контактов между русскими и барийскими учёными было принято решение о проведении научной конференции, посвящённой подворью.
Председателем научного комитета по подготовке конференции стал профессор Иньяцио Карабеллезе, видный исследователь барийской архитектуры. Впервые были представлены результаты работ специалистов, которые позволили создать портрет уникального памятника.
Конференция прошла при поддержке нынешнего Патриаршего подворья в Бари, администрации города, региона Апулии, базилики св. Николая в Бари, ИППО, почётного консульства РФ в Апулии, Православного Свято-Тихоновского университета (Москва) и других учреждений.
С приветствием выступили асессор по культуре г. Бари Инес Пьеруччи, ректор Политехнического института профессор Эудженио Де Шашо и другие. Участникам конференции было передано благословение от митрополита Корсунского и Западноевропейского Антония, члена Совета ИППО. Участник конференции, член Совета Московского отделения ИППО К. А. Вах передал приветствие от Председателя ИППО Сергея Степашина.
На конференции выступила руководитель Представительства ИППО в г. Бари Ольга Новичкова.
Научная часть началась с доклада представителя Института всеобщей истории РАН в Италии М. Г. Талалая «Русское паломничество в Бари». Первое известное паломничество из России относится к 1459 г. (монах Варлаам Ростовский), в то время как первые архивные записи в барийской базилике – к 1698 г. Описание барийской святыни, сделанное в 1724 г. киевлянином Василием Григоровичем-Барским, стало любимым народным чтением. С особенным размахом паломничество стало развиваться после окончания Крымской войны и в результате поддержки со стороны ИППО. Паломников, однако, огорчало отсутствие возможности служить православные службы и иметь жильё, что и привело в итоге к идее строительства подворья.
Отец Джерадо Чоффари, доминиканец из братства при базилике святителя Николая и директор Свято-Николаевского исследовательского центра в Бари, осветил в своём выступлении становление русской православной общины при подворье.
Доклад К. А. Ваха продемонстрировал предысторию барградского проекта, основанную на высоком интересе к паломничеству и православным святыням: оно считалось важной частью русской государственной идеологии.
Профессор Ю. А. Савельев в своём докладе осветил расцвет храмостроения в России в начале ХХ века, времени творчества А. В. Щусева, который сопровождался необыкновенным разнообразием архитектурной стилистики, основанной на использовании по-новому осмысленных мотивов византийской и русской средневековой архитектуры.
С. В. Колузаков, исследователь творчества А. В. Щусева, куратор выставки о русском подворье в Бари в московском Музее архитектуры в 2017 г., поставил своей целью рассказать об А. В. Щусеве как церковном зодчем. Его имя связывали с постройками советского периода, однако до 1917 года А. В. Щусев проектировал храмы и был одним из основоположников русского модерна. Среди его заказчиков были крупные религиозные деятели, дворяне, промышленники и члены Дома Романовых. Работая над проектами, А. В. Щусев обращался к архитектурным формам храмового древнерусского зодчества и русского классицизма. Изучение памятников архитектуры прошлого сформировало глубокое понимание Щусевым принципов работы с архитектурными стилями. Одной из центральных построек дореволюционного периода оказалось русское подворье в Бари. Докладчик рассмотрел историю этого проекта в контексте всего храмового зодчества А. В. Щусева.
Профессор Джузеппе Карлоне из Политехнического института г. Бари, специалист по архитектуре города, изложил детальный анализ развития городского района Карасси, где возник русский ансамбль. Интересно, что появление русской церкви «спровоцировало» строительство в те же годы двух новых католических храмов.
Архитектор Джузеппе Берарди представил публике историю строительства подворья, в первую очередь сотрудничество русских проектировщиков с местными строителями. Работы вели два брата – Николо и Маттео Рикко, которые старались использовать самые передовые методы.
После обсуждения и подведения итогов участники и слушатели конференции совершили экскурсию по Патриаршему подворью.
Микеле д’Альба, перевод с итальянского Натальи Большакой