Семь лет назад в Москве был создан Институт Русского Афона, уникальное учреждение в своём роде.
Главная цель Института – составление полной истории русской обители на Афоне, истории духовных и политических связей этого уголка монашеской республики с Россией и миром в целом. Восстановлены, исследованы биографии, жития, труды и подвиги 50 святых, которые составляют Собор святых Отцов Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне.
Мы побывали в этом не совсем стандартном научно-исследовательском учреждении, где работа порой длится далеко за полночь, где трансформируются время и пространство.
Семейное предание о прадеде – афонском монахе и одна реликвия – чайная ложечка – положили начало созданию музея и института. Ещё к этому прибавилось исследовательская пытливость и любовь к Русскому Афону, тому самому, который не в камнях, не в зданиях, а в людях – тех монахах, которые на протяжении столетий подавали пример, изменяя жизнь от земного к небесному.
Валерий Иванович Пирогов, директор Института Русского Афона, включает свой айфон и даёт всем послушать соловья. Его пение записал и переправил ему в эти дни монах Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Все радуются трелям из телефона как ещё одной весточке из радостного и светлого далека.
Икона «Собор святых русских афонитов»
Встретившись, единомышленники стали планомерно, системно исследовать и изучать Русский Афон. За краткий срок им удалось очень многое. Это не только кропотливая работа в архивах, но и создание фильмов, разработка иконографии образов афонских святых, это и открытие во всех аспектах другой, неведомой для многих жизни. Приведём только несколько цифр.
1800 документов до 1735 года разобрано, исследовано, систематизировано сотрудниками Института Русского Афона. Всё это разнесено по 68 описям. Но ещё не сформированы дела, так что лет на 20 работы хватит. Здесь, в Институте Русского Афона, создана своя методология – излагать историю объёмно, трёхчастно: периодизация – крупные события, которые меняли уклад монастырей, вторая ось – влияние субъектов и третья – во внимание включены конкретные объекты.
Одним словом, главной задачей Института Русского Афона стало составление полной истории русских монастырей на Афоне. Здесь вам расскажут, что в этих древних стенах не было и нет места праздности. На Афоне, несмотря на такое непростое внутреннее устройство и бытие, всегда бурлила кипучая жизнь. К примеру, исследователи столкнулись с перепиской практически всех первых лиц Европы с игуменами монастыря.
А. В. Болотов
В каком-то смысле сотрудники Института явились настоящими первооткрывателями исторических фактов, событий, судеб, имён. Одно из них – Александр Владимирович Болотов, потомок известного рода, сделавшего, по нашим современным меркам, значительную карьеру. Несколько лет он был пермским губернатором, успешно управлял огромнейшей губернией, снискал уважение государя.
Монах Амвросий
Свою земную жизнь Александр Владимирович завершил на Афоне в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре монахом Амвросием.
Увидев в костнице череп с надписью: «Амвросий. Губернатор», сотрудник Института Русского Афона Александр Костыгов приступил к тщательной исследовательской работе. Переписка, литературные труды, биография, размышления вошли в недавно увидевшую свет книгу. Скоро будет издан и второй том с предположительным названием «Письма с Афона». Это уже о последних годах земной жизни монаха Амвросия (Болотова).
Виталий Васильевич рассказывает о своей исследовательской работе над книгой об А. В. Болотове:
– Он (А. В. Болотов / мон. Амвросий) получился мне близок. Ему было дано имя Амвросий в честь преподобного Амвросия Оптинского. Этого святого я очень люблю и постоянно перечитываю его письма. Я себя ставлю на место Александра Владимировича Болотова. Я тоже мирской человек и тоже хотел в монастырь, но у меня духу не хватило. А у него хватило. Жизнь у него, прямо скажем, была непростая, сложная. Были и падения, и греховные падения. Он – человек. Его одолевали хвори и болезни, не только в конце земного пути. Он всегда это мужественно переносил. Его афонский дневник весь проникнут службой. Там написано: «Отстоял всеношную…» Монах Амвросий указывает, как молилось. Он везде пишет об этом. Человек… Всё мирское от него ушло. Меня это поражает. Помимо хворей, очень тяжело было переносить неустроенный быт. Вы не можете себе представить, он считает: « ...свечка мне служила 18 дней. Значит, у меня ещё три свечи осталось, мне хватит». Денег не было. В кельях клопы. В конце пишет: « ...вши. Насыпал полную коробку сахару (ему дали), значит, до смерти мне хватит». Это, знаете, беспрерывно – всенощное, зашёл к преподобному, служил Флегонт, отец Илидор. Он живёт службой, живёт Литургией. Человек… Ницца, Париж, Петербург – всё было. И вся эта шелуха ушла. Он и Бог. И эта красивая природа. Он всё время восторгается этой чудной красотой мира. Его как писателя, как поэта это вдохновляет. Я за время работы с документами, с архивами, письмами сроднился с ним. И очень часто, когда подаёшь поминальную записку, надо не забыть – о. Амвросия помянуть. Я даже скажу, он мне родной стал. Я уже человек, как говорится, не молодой. У отца Амвросия (Болотова) можно учиться терпению и смирению. Хочется, как он, встретить Бога. Не удаётся. Страсти мучают, какие-то старые привычки. Трудно отрешиться. Он – пример для наших современников… как человек с высот административных, родовых и всяческого благополучия смог спуститься и стать настоящим афонским монахом.
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне обладает уникальным и редчайшим архивом. Ни одна из наших обителей не имеет такого сокровища. Поэтому для сотрудников Института Русского Афона огромное поле деятельности. Надо отметить, что здесь налажено активное взаимодействие с архивистами из других стран и даже континентов. В Институте очень ценят слово «акт». И только так, опираясь на документы и акты, пошагово и планомерно открывают для себя и мира потаённые страницы монашеской жизни, в которой всегда было стремление к недостижимому идеалу.
Так, благодаря изучению Русского Афона, один из основателей института – Дмитрий Васильевич Зубов узнал, восстановил судьбу своего прадеда, который, как настоящий русский человек, сначала жертвовал в монастыри Афона, а потом и сам стал монахом, избрав этот путь.
Юлия Стихарева