ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

В Москве открылась выставка «Белый ангел», посвященная Великой княгине Елизавете Федоровне

Сегодня вечером в московском музее современной истории открылась выставка "Белый ангел", посвященная Великой княгине Елизавете Федоровне.

- Это человек, о котором хочется говорить неформально, - сказала, открывая выставку директор музея современной истории Ирина Великанова. Она поблагодарила всех участников и партнеров - экспонаты на выставку представили музеи Московского Кремля, Исторического музея, Третьяковки, ведущие архивы России, частные коллекционеры - за замечательную попытку "отдать долги" великому человеку воспоминаниями о нем.

- Открывая эту выставку, мы в какой-то мере исполняем благословение Патриарха, сказавшего в дни празднования 150-летия со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны, что необходимо сделать так, чтобы ее образ стал ближе нашим современникам, - сказал глава синодального отдела по церковной благотворительности, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон Он напомнил, что Великая княгиня в самом начале 20 века столкнулась с бедой, ставшей самой горькой актуальностью 21 века - с терроризмом, жертвой которого пал ее муж, великий князь Сергей Александрович. Пока гостям выставки рассказывали о главной героине выставки, гости рассматривали необычные экспонаты. Здесь можно было увидеть и старую, начала века "стерильную повязку с iодом" из лечебницы Марфо-Мариинской обители, и Временный устав обители, и фотографии кабинета Елизавета Федоровны, где она обычно принимала журналистов.

На выставке представлены уникальные и редкие экспонаты, оригинальные фотографии, документы и личные вещи Елизаветы Федоровны, в том числе предметы из усыпальницы ее супруга Сергея Александровича Романова. Великая княгиня Елизавета Романова — сестра императрицы Александры, внучка английской королевы Виктории. После гибели супруга, московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова, она полностью посвятила себя делам милосердия и благотворительности.

В 1909 году Елизавета Федоровна Романова открыла в центре Москвы Марфо-Мариинскую обитель, где сестры обители безвозмездно оказывали помощь обездоленным. Марфо-Мариинская обитель и сейчас продолжает традиции, заложенные великой княгиней: в обители действует ряд социальных проектов, которые реализуются совместно с православной службой помощи «Милосердие». Среди них: Елизаветинский детский дом для девочек, Центр семейного устройства, группа дневного пребывания для детей-инвалидов, летний лагерь для детей-инвалидов в Севастополе, детская выездная паллиативная служба, служба помощи больным БАС.

Выставка «Белый ангел» приурочена к 150-летию со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны и 110-летию со дня мученической кончины великого князя Сергея Александровича. Церемонию открытия выставки возглавили председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, директор Музея современной истории России Ирина Великанова и настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова).

Обращаясь к собравшимся, епископ Пантелеимон, в частности, сказал: «Образ преподобномученицы Елисаветы поможет преодолеть вызовы современности, в которых немало искушений. Елисавета Феодоровна в начале XX века столкнулась с терроризмом, жертвой которого пал ее муж, она соединила Россию и Европу, она, перейдя в Православие, указала пример разумного выбора веры. Своим служением она показала, как нужно преодолевать противостояние в обществе, показала величайший пример любви. Она стала женщиной, которая объединила лучшие силы общества того времени, помогая страждущим».

Директор музея Ирина Великанова поблагодарила Марфо-Мариинскую обитель за идею создания этой выставки и, в частности, отметила: «Думаю, настало время возвращаться к истокам, вспоминать тех людей, которые являли собой пример служения России, служения ближнему. Таким примером была Елисавета Феодоровна».

По словам игумении Елисаветы, для монастыря это «первый опыт такой масштабной выставки». «Если бы многочисленные музеи и частные коллекционеры не пришли к нам на помощь, не откликнулись бы на наш призыв, выставка бы не состоялась. Образ великой княгини многогранен. В нашей обители, в храме, он притягивает своей церковностью. Тех людей, которые приходят получить какую-то помощь, он притягивает милосердием. А здесь, в рамках выставки, — это совсем другой образ, он притягивает других людей, которые, может быть, никогда не заходят в храм, и которые, может быть, не нуждаются в помощи. Но и для них она становится близкой и ведет ко Христу», — заключила настоятельница обители. Более всего Великая княгиня прославилась как раз делами милосердия. После смерти мужа она основала Марфо-Мариинскую обитель.

Это был не совсем монастырь, ее обитательницы не обязаны были принимать постриг, они были свободны в выборе жизненного пути, могли и выйти замуж, но пока жили в обители, они служили болящим. Жена известного художника Павла Корина была сестрой милосердия Марфо-Мариинской обители. Это было по сути служение диаконисс, активно осуществляемое в первые века христианства, которое Великая Княгиня Елизавета вдруг решилась возродить. Это был своего рода духовно-социальный эксперимент.

Интеллигенция того времени восхищалась решениями и поступками Великой княгини, а храмы Марфо-Мариинской обители расписывали лучшие художники того времени. Великая княгиня не боялась ходить по трущобам и собирать там больных, и говорила, что Образ Божий в опустившихся людях не исчезает.

Впрочем, на выставке можно увидеть и образ Великой княгини во времена светской половины ее жизни. На знаменитом балу в русском стиле в феврале 1903 года, проходившем в Зимнем дворце, она с княгиней Зинаидой Юсуповой солировала, когда гости танцевали "Русскую", а ее русский костюм был полностью использован при создании игральных карт "Русский стиль". Ее костюм перекочевал в одеяние дамы треф, а государя Николая II - в короля червей.