Куратор выставки – член ИППО Светлана Гнутова.
На ней представлены киоты и произведения декоративно-прикладного искусства XVII – XX веков из собрания самого музея и частных коллекций. Куратором выставки является член ИППО Светлана Гнутова. Как ни удивительно, но долгое время, когда икона поступала в то или иное хранилище, ее брали отдельно от оклада или любого обрамления. Лишь сравнительно недавно специалисты стали уделять убранству образов должное внимание.
Так что выставка в Музее имени Рублева – одна из первых, где так полно представлено внешнее оформление икон. Символично, что открытие экспозиции пришлось на день празднования Владимирской иконы Божьей матери, одной из самых почитаемых в православии. Далеко не все желающие смогли поместиться в небольшом зале музея древне-русского искусства имени Андрея Рублева. Повышенный интерес к таким утилитарным предметам церковного обихода, как оклады и киоты для икон объясняется очень просто. Еще каких-нибудь 20-30 лет назад никому бы из сотрудников музея Рублева просто не пришло бы в голову устраивать выставку экспонатов, второстепенных с точки зрения повседневной музейной практики.
В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка "Домашнее убранство иконы. Киоты и произведения декоративно-прикладного искусства». Куратор выставки – член ИППО Светлана Гнутова.
На ней представлены киоты и произведения декоративно-прикладного искусства XVII – XX веков из собрания самого музея и частных коллекций. Куратором выставки является член ИППО Светлана Гнутова. Как ни удивительно, но долгое время, когда икона поступала в то или иное хранилище, ее брали отдельно от оклада или любого обрамления. Лишь сравнительно недавно специалисты стали уделять убранству образов должное внимание.
Так что выставка в Музее имени Рублева – одна из первых, где так полно представлено внешнее оформление икон. Символично, что открытие экспозиции пришлось на день празднования Владимирской иконы Божьей матери, одной из самых почитаемых в православии. Далеко не все желающие смогли поместиться в небольшом зале музея древне-русского искусства имени Андрея Рублева. Повышенный интерес к таким утилитарным предметам церковного обихода, как оклады и киоты для икон объясняется очень просто. Еще каких-нибудь 20-30 лет назад никому бы из сотрудников музея Рублева просто не пришло бы в голову устраивать выставку экспонатов, второстепенных с точки зрения повседневной музейной практики.
Член ИППО Светлана Гнутова, куратор выставки: "На киоты в наших музеях, и не только в музеях, но и в научных кругах, очень мало обращали внимания. Вообще они не рассматривались как произведения искусства. И когда вещи закупались в музеях, то киоты отдавались владельцам – даже если они были от родных произведений." Именно благодаря коллекционерам и стала возможна эта выставка. Многие из них собирали только киоты без икон. Чтобы не выставлять безликий киот, в музее подбирали образ, схожий по стилю. В результате сотрудничества музея и частных собирателей удалось воссоздать целый пласт той огромной культуры почитания икон, которая сложилась в Российской Федерации среди дворянства и купечества в XVII – XX веках. Примером может служить образ святителя Николая. Это икона XVII века, оклад к ней выполнен в XVIII веке, а венец с драгоценными камнями – в середине XIX-го.
Геннадий Попов, директор Музея древне-русского искусства имени Андрея Рублева: "Я вспоминаю всегда эту историю с Казанской середины XVIII века, которая была в Ватикане. Образ был с таким количеством драгоценностей, что для него был сделан переносной киот, и это превосходило все мыслимые и немыслимые цены." На выставке можно увидеть редкие необычные киоты – например, корабельные, выполненные из бронзы. Представлено и несколько икон в киотах, происходящих из старообрядческих общин.
Митрополит московский и всея Руси Корнилий, предстоятель русской православной старообрядческой церкви: "Это, можно сказать, проявление красоты, красоты, которую несет духовный мир. Красота вообще заключается в наших душах, глазах, и вот эта красота человека верующего позволяет творить такие чудесные шедевры." Не только дворяне и купцы. Почитанием моленые образы, о чем свидететельствуют эти фотографии, окружали и в царских дворцах. Это спальни цесаревича Алексея и покои Николая II.
В дальнейшем музей Андрея Рублева планирует отдельные выставки о домашнем убранстве икон в крестьянских семьях и в старообрядческих общинах. о обрамления. Лишь сравнительно недавно специалисты стали уделять убранству образов должное внимание.
На открытии выставки побывали представители Императорского Православного Палестинского Общества: Галли Монастырева, Михаил Калинин.
Член ИППО Светлана Гнутова, куратор выставки: "На киоты в наших музеях, и не только в музеях, но и в научных кругах, очень мало обращали внимания. Вообще они не рассматривались как произведения искусства. И когда вещи закупались в музеях, то киоты отдавались владельцам – даже если они были от родных произведений." Именно благодаря коллекционерам и стала возможна эта выставка. Многие из них собирали только киоты без икон. Чтобы не выставлять безликий киот, в музее подбирали образ, схожий по стилю. В результате сотрудничества музея и частных собирателей удалось воссоздать целый пласт той огромной культуры почитания икон, которая сложилась в Российской Федерации среди дворянства и купечества в XVII – XX веках. Примером может служить образ святителя Николая. Это икона XVII века, оклад к ней выполнен в XVIII веке, а венец с драгоценными камнями – в середине XIX-го.
Геннадий Попов, директор Музея древне-русского искусства имени Андрея Рублева: "Я вспоминаю всегда эту историю с Казанской середины XVIII века, которая была в Ватикане. Образ был с таким количеством драгоценностей, что для него был сделан переносной киот, и это превосходило все мыслимые и немыслимые цены." На выставке можно увидеть редкие необычные киоты – например, корабельные, выполненные из бронзы. Представлено и несколько икон в киотах, происходящих из старообрядческих общин.
Митрополит московский и всея Руси Корнилий, предстоятель русской православной старообрядческой церкви: "Это, можно сказать, проявление красоты, красоты, которую несет духовный мир. Красота вообще заключается в наших душах, глазах, и вот эта красота человека верующего позволяет творить такие чудесные шедевры." Не только дворяне и купцы. Почитанием моленые образы, о чем свидететельствуют эти фотографии, окружали и в царских дворцах. Это спальни цесаревича Алексея и
покои Николая II.
В дальнейшем музей Андрея Рублева планирует отдельные выставки о домашнем убранстве икон в крестьянских семьях и в старообрядческих общинах. Лишь сравнительно недавно специалисты стали уделять убранству образов должное внимание.
На открытии выставки побывали представители Императорского Православного Палестинского Общества: Галли Монастырева, Михаил Калинин.