В Казани начал работу музей истории обретения и прославления Казанской иконы Божией Матери. Музей расположился в подземной части новоосвящённого храма преподобного Сергия Радонежского.
Фото: Татарстанская митрополия
В Казани начал работу музей истории обретения и прославления Казанской иконы Божией Матери. Музей расположился в подземной части новоосвящённого храма преподобного Сергия Радонежского.
Экспозиция музея посвящена основным этапам прославления Казанской иконы: обретению в 1579 году, роли образа в народной борьбе с интервентами в 1612 и 1812 гг., иным ключевым событиям отечественной истории.
В настоящее время сотрудники музея ведут переговоры с хранителями артефактов, связанных с историей образа, с целью их последующего экспонирования в музее. Планируется, что помимо туристов и паломников посещать музей будут учащиеся высших и средних образовательных учреждений Татарстана.
По словам митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, в музейном пространстве будет проводиться просветительская деятельность.
«Это ответ, как Церковь сохраняет, трудится и является просветителем в области нашей культуры, нашей веры и наших традиций. Очень важно, что этот музей будет в основном свидетельствовать о Казанской иконе Божией Матери, о её шествии не только по России, но и по всему миру. И о судьбах людей – великих и малых, бедных и богатых, вельмож и обычных тружеников, имена которых неразрывно связаны с Казанским образом Богоматери», – цитирует архиерея сайт митрополии.
В соседнем помещении располагается площадка для проведения духовно-просветительских мероприятий Молодёжного отдела Казанской епархии.
«Здесь, в этой подклети, на твёрдом фундаменте нашей культуры, нашей веры нашёл приют молодёжный центр. Здесь закладывается фундамент возрождения нашего православного сердца, обновления через молодое поколение», – сказал митрополит Феофан.
***
Храм преподобного Сергия Радонежского расположен в центре столицы Татарстана, неподалёку от Казанского кремля и места обретения Казанской иконы Божией Матери.
Первоначально домовый храм располагался при богадельне, открытой в 1848 году на пожертвованные купцом М. В. Ложкиным средства. В 1891 году купцом Ф. Е. Постниковым была сооружена отдельная церковная пристройка с куполом.
Главный престол – Сергиевский – был освящён в 1891 году, приделы в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя мученика Феодора Черниговского – в 1893 году.
С осени 2014 года началась реставрация церкви преподобного Сергия Радонежского. Для реализации восстановления здания церкви, объекта культурного наследия республиканского значения, были привлечены средства благотворителей и госфинансирования. Полностью оборудовано храмовое пространство.
27 сентября 2015 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил освящение накупольного креста храма. В декабре 2016 года в одном из помещений храма была открыта площадка православного молодёжного клуба «Азбука».
О Казанской иконе Пресвятой Богородицы
В июне 1579 года в Казани прошёл сильный пожар. После него десятилетней девочке Матрёне во сне явилась Пресвятая Богородица. Пречистая велела девочке передать воеводе и правящему архиерею, чтобы они извлекли из земли под пепелищем Её икону. Матрёна рассказала о своём видении матери, но та не поверила.
Тогда девочке явилась икона, сверкающая, как пламя, после чего Матрёна в испуге упала на землю и несколько часов пролежала в беспамятстве. После этого мать пошла с дочерью к воеводе и к архиепископу, однако те не стали их слушать. Женщина решила искать икону самостоятельно, но ни она, ни другие люди ничего не нашли. Тогда начала копать сама Матрёна, и вскоре на глубине двух локтей (около метра) девочка обнаружила небольшую икону, завёрнутую в ткань.
Узнав о чуде, архиепископ поспешил на место обретения иконы. Её перенесли в церковь Николы Тульского, а затем в Благовещенский собор Казанского кремля.
На месте чудесного обретения иконы построили Казанский Богородицкий монастырь. По молитвам перед иконой совершалось множество чудес.
Повесть о чудесном обретении Казанской иконы составил Патриарх Гермоген, который в те времена был простым священником Гостинодворской церкви Казани Ермолаем.
Спасение Москвы от поляков по молитве перед Казанской иконой
В 1610 году Москва оказалась занята польскими войсками. Царский трон пустовал: царь Василий из рода Шуйских был низложен и насильно пострижен в монахи, а страной до избрания нового царя правили несколько знатных бояр. Поляки планировали помазать на царство сына польского короля и насадить в стране католическую веру. Они заключили под стражу Патриарха Московского Ермогена, который потребовал от польского претендента на престол принять православие и вывести из страны польские войска. Находясь в заключении, отважный иерарх Русской Церкви тайно рассылал послания с призывами к восстанию против поляков.
В 1611 году по благословению Патриарха в Москву прибыло ополчение из города Казани. Войска несли с собой список (копию) чудотворной святыни, почитавшейся в городе, – явленной (то есть чудесным образом обретённой) Казанской иконы Божией Матери.
В первые же месяцы пребывания в Москве этот список явленной иконы тоже прославился чудом: по молитве перед ней русскому войску удалось освободить от поляков Новодевичий монастырь. После этого икона тоже стала почитаться как чудотворная. Зимой 1611–1612 года икону отправили в Ярославль, а весной 1612 года её взяли с собой в поход на Москву войска Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
Во второй раз в Москву икона прибыла вместе с ополчением Минина и Пожарского в конце лета 1612 года. Чудотворный образ помогал русскому воинству одерживать победу за победой. 22 октября 1612 года (4 ноября по новому стилю) ополченцы очистили от поляков Китай-город. Этот день празднуется как день освобождения России и вторая памятная дата Казанской иконы Божией Матери.
Казанская икона, в отличие от первообраза (явленной иконы) названная Московской, осталась в Москве. Сначала она стояла в домовом храме князей Пожарских, в котором для неё построили отдельный придел (так называется боковая часть храма с отдельным алтарём). Поклониться святыне приезжал и царь новой династии Михаил Фёдорович Романов. Вскоре для иконы был построен отдельный храм, освящённый в её честь, сначала деревянный, а потом каменный – Казанский собор на Красной площади. В нём икона и находилась до 1918 года, когда её похитили из храма. С тех пор местонахождение иконы неизвестно, однако и поныне существуют её чтимые списки (копии).
Общегосударственное почитание иконы стали вводить в конце 1620-х годов в связи с подготовкой к новой войне с поляками за освобождение Смоленска (покровительницей которого считалась другая икона – «Одигитрия» (Путеводительница). В это время на средства князя Пожарского на Красной площади построили новый храм в честь иконы, куда перенесли с Лубянки её московский список. После разрушения Казанского собора в 1936 году этот список перенесли в Богоявленский Елоховский собор.
В ночь на 29 июня (12 июля) 1904 года из Богородицкого монастыря икону похитили вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах. Обе иконы были украшены драгоценностями. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин, крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что это было подтвердили следственные действия и суд присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икону не уничтожили, в частности, что на самом деле украли копию иконы, а также, что икону В. Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.
Многие списки (копии) явленной Казанской иконы Пресвятой Богородицы почитаются как чудотворные. Самые известные из них – Московский и Санкт-Петербургский, местом хранения которого является Казанский собор на Невском проспекте.
Есть целый ряд чтимых списков иконы: Богородско-Уфимская (год обретения 1621) Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Высочиновская (XVIII век), Вышенская (1812) и другие.
Казанской иконе посвящены сотни храмов и монастырей, разбросанных по бывшим провинциям Российской империи. В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовой короной. К XIX веку Казанский образ почитался в России не меньше, чем древние иконы Владимирская и Смоленская.
По материалам сайтов tatmitropolia.ru и rublev.com