Беседа главного редактора газеты «Русь державная» с Сергеем Вадимовичем Степашиным, Председателем Императорского Православного Палестинского Общества.
– Да, мы совсем недавно отметили на Курганской земле 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина), выдающегося учёного и церковного деятеля. Побывали в селе Батурино, где родился создатель Русской Палестины, где служили священниками его отец и дед. Места эти намоленные, святые. И я признателен Святейшему Патриарху Кириллу за то, что он сумел найти возможность туда приехать. Это первый визит Предстоятеля Церкви в Курганскую область за всю историю нашей страны.
Архимандрит Антонин был Почётным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Он заложил основы для укрепления русского присутствия в Палестине, всячески содействовал развитию русского православного паломничества во Святую Землю, укреплял отношения Российской империи и Русской Православной Церкви с христианскими народами Ближнего Востока.
Наше Общество всегда считало архимандрита Антонина своим учителем, образцом и наставником. Надо сказать, что он никогда не был формальным Почётным членом ИППО. Прежде всего, потому, что он оказывал реальную поддержку Обществу в его деятельности на Святой Земле, помогал русским паломникам, вёл научную работу, поддерживал образовательную и просветительскую деятельность.
Одним из важнейших событий юбилейных торжеств этого года станет проведение 17 октября научной конференции «Вечно вещий образ Палестины». Она будет посвящена 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) и пройдёт в Центре ИППО в Москве.
Архимандрит Антонин прекрасно понимал, что, прикоснувшись к святыням, человек становится другим – более светлым, просвещённым. Это действительно так. Те, кто побывал на Святой Земле, со мной согласятся: люди оттуда приезжают другими, даже, казалось бы, и не верующие, а просто едущие туда из интереса, посмотреть и почувствовать, что это такое. Так вот, Антонин Капустин совершил, конечно, прорыв. Те земли, которые там у нас сейчас есть и те, которые, к сожалению, мы потеряли, – это всё было приобретено Антонином Капустиным. И в Иерусалиме, и в Иерихоне, и в Хевроне, и в Назарете, и в районе Галилейского моря. Кстати, приобретение 28-ми гектаров земли только в Иерусалиме в самом центре города для Русской Духовной Миссии, где находится Елисаветинское подворье и открытое ныне Сергиевское подворье, – это всё его труды.
Эстафету от отца Антонина принял в своё время Василий Николаевич Хитрово, один из идеологов Императорского Православного Палестинского Общества. Как и архимандрит Антонин (Капустин), он тоже всемерно отстаивал интересы России, преодолевая бюрократические препоны.
2017-й год богат на юбилейные даты. Это и 135-летие ИППО, и 200-летие архимандрита Антонина (Капустина), и 170-летие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, 160-летие Великого князя Сергия Александровича, который ещё в достаточно молодые годы возглавил Общество.
Великий князь, Московский генерал-губернатор Сергий Александрович Романов был первым руководителем ИППО. Трагедия – смерть матери, убийство отца Императора Александра II Освободителя привели его на Святую Землю, где он пробыл почти два месяца. Он молился на Святой Земле, видел, что было сделано там русскими людьми, в том числе и Антонином Капустиным. Тогда уже началось массовое освоение этих земель. Российским государством было построено 12 подворий, в том числе Сергиевское. Антонин Капустин приобрёл тогда, проведя раскопки, удивительнейшее место – Александровское подворье – одну из великих святынь всего христианства. И сейчас мы боремся за то, чтобы оно вернулась в собственность Российского государства, как это было испокон веков. Вы знаете, Палестина тогда была не географическим понятием, а именно религиозным. Всё это было сделано буквально за двадцать с небольшим лет Российским государством для того, чтобы паломники могли приезжать, могли там и останавливаться, отдохнуть, кстати, за копейки.
Внушали нам в школе во времена свирепого атеизма, что царский режим был жесток и кровав, немилосерден к «простолюдинам». Совсем ещё недавно говорили о царизме как «тюрьме народов», угнетавшей людей. Но вот эта «тюрьма народов» ежегодно на Святую Землю отправляла бесплатно 50 тысяч самых бедных людей. Сходите в наш музей и посмотрите фотографии.
Ещё недавно умалчивалось лукаво о том, что в конце XIX века на Святой Земле силами Общества было построено восемь подворий, госпиталь, что работали 110 школ для арабских детей, в которых преподавали русский язык. Большинство из них находились на территории нынешней многострадальной Сирии. Почему арабы и по сей день любят русских? Потому что мы приходили туда со школами, с хлебом, с культурой, а не с желанием завоевать.
Сегодня мы медленными, но поступательными шагами идём следом за нашими предшественниками. Два года назад начала работать школа с преподаванием русского языка для арабских мальчиков в Вифлееме (там раздельное обучение). Успешно работает на Святой Земле Культурно-просветительский центр ИППО. Мы подписали договор с Министерством культуры Российской Федерации о развитии и продвижении религиозного туризма, открыли паломнический центр. Оказываем посильную гуманитарную помощь сирийскому народу, в том числе в восстановлении памятников Пальмиры. Одним словом, мы идём на Ближний Восток с добрыми намерениями, открытым лицом, с любовью к людям разных национальностей и вероисповеданий. И сегодня ИППО активно помогает Сирии.
Поэтому, конечно, роль Святой Земли чрезвычайно высока. Я рад, что после длительного безвременья и восстановления дипломатических связей в конце 80-х, в 90-х годах ныне ежегодно полмиллиона наших граждан приезжает на Святую Землю.
Что касается консолидации общества, как Вы говорите, то мы не ставим специально такой задачи. Мы просто возрождаем то, что делалось нашими предшественниками. На Сергиевском подворье мы построили первую школу. В конце года будет открыта школа в Дамаске. В Алеппо мы направили медицинский центр. Продолжаем традиции. У нас есть свой паломнический центр «Святая Земля», специальные маршруты. Кстати, мы очень активно работаем вместе с Русской Духовной Миссией. Молодые священнослужители, проходящие стажировку, выступают в роли гидов. Не придумывая ничего, что иногда делают так называемые общественные гиды.
Второе наше направление – это, конечно, большая научная работа. Она посвящена ряду дат: юбилею Общества, архимандриту Антонину (Капустину), Сергиевскому подворью. Лучшие, я считаю, учёные – и Михаил Борисович Пиотровский, и Сергей Павлович Карпов, и Николай Николаевич Лисовой – те, кто занимается палестиноведением, работают у нас, это члены нашего Общества. Как и покойный академик Ярослав Николаевич Щапов, который до меня возглавлял ИППО.
И совершенно новые формы работы для нас – защита христиан на Ближнем Востоке. Несколько лет назад, когда начались кровавые трагические события в Сирии, а до этого в Ираке и в Ливии, мы создали Центр по защите христиан. Было отправлено около 25 гуманитарных грузов. Это сейчас уже вся страна помогает, а первыми пошли наши грузы. Направляли мы их через МЧС, но собирали средства не за счёт бюджетных денег. Мы вообще ни одной бюджетной копейки на своё Общество не используем. Были сборы через «Комсомолку», через наши храмы. Собирались большие суммы, по нашим подсчётам, на 5 миллионов долларов было направлено грузов: продовольствие, детская одежда, медикаменты – то, что просили у нас сирийцы. Причём тогда, Вы помните, о серьёзной помощи Сирии не было ещё и разговоров.
Я встречался с Президентом Сирийской Арабской Республики Башаром Асадом, когда многие в нашей стране считали, что ему оставалось 2-3 месяца правления. Представители ИППО тогда первыми приехали в Сирию, рискуя, по большому счёту, и мы проторили дорожку. Сегодня все видят, какая большая гуманитарная помощь оказывается Сирии, и не только гуманитарная.
ИППО исторически связано с Ближним Востоком, с народами, населяющими этот важный для судеб мира регион, называемый ещё землёй трёх религий. ИППО всегда служило благородным целям, реализуемых на этой земле, утверждая исключительно мирную созидательную позицию России в Библейском регионе.
Сегодня Россия полноценно вернулась на Святую Землю. За последние годы Президент России подписал два поручения, касающиеся присутствия России на Святой Земле. В результате Сергиевское подворье в Иерусалиме возвращено России. Сейчас ведётся работа по возвращению других объектов, ранее принадлежавших Обществу. Построена русская школа в Вифлееме, открыт Российской центр науки и культуры, оказана помощь в ремонте больницы, отреставрированы две улицы, названные именами российских президентов, действует музейно-парковый комплекс в Иерихоне.
Мы постоянно выступаем на площадке ООН. Заместитель Председателя ИППО Елена Александровна Агапова едет на Генассамблею ООН. Она возглавляет Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Мы выступаем и на площадке ОБСЕ, кстати, очень враждебной по отношению к нам. Уже на трёх семинарах по вопросам защиты христианства выступали в Варшаве, и нас там услышали. Хотя все знают, что отношения с Польшей у нас сегодня, мягко говоря, непростые. Это такая новая наша стезя, новая наша работа, которую мы будем продолжать.
Да, конечно, большая задача сегодня – оживить работу в регионах. Сегодня у нас действуют отделения ИППО в 40 субъектах Российской Федерации. Кстати, при царе-батюшке они действовали в 52-х, поэтому будем возвращать эту традицию – и паломничество, и просветительскую работу. Совсем недавно, благодаря активной помощи Уральского горно-металлургического комбината и Андрея Козицина, известного православного предпринимателя, мы открыли памятник Елизавете Фёдоровне в Алапаевске. Это место, откуда она пошла на Голгофу, приняла мученический венец.
Будучи в Батурино, мы вместе с Патриархом открыли памятник архимандриту Антонину (Капустину). Ведётся работа по возвращению исторической памяти и развитию паломничества внутри страны – так называемого религиозного туризма, хотя мне слово это не нравится. У нас есть что посмотреть. Недавно Костромской владыка Ферапонт предложил съездить к нему. У Костромской области положение тяжёлое, её надо духовно восстанавливать и возрождать. В нашей деятельности мы не ограничиваемся только Москвой, Санкт-Петербургом и Святой Землёй, нужно охватить большую часть регионов нашей страны.
Мы создали Молодёжную секцию, активно встречаемся со студентами вузов. Несмотря на то, что есть интернет и они могут всегда посмотреть наш сайт, всё-таки живая встреча, разговор интересуют ребят. Поверьте, их не меньше это интересует, чем даже посещение футбола, рок-фестиваля и так далее. Вообще, опора на молодёжь – это, наверное, должно быть главным направлением в нашей работе. Надо действовать, конечно, очень деликатно и аккуратно, чтобы не отвратить их и не развернуть в другую сторону. Кстати, если Вы обратили внимание, Патриарх тоже неоднократно об этом говорил – о работе именно с молодёжью. И здесь мы работаем вместе.
Мы не религиозная организация, мы – неправительственная Международная организация. Кстати, самая старая в России. Есть Общества, которые постарше нас, но они изменили свой статус, устав и название. А мы остались тем же, кем и были: «Императорским Православным Палестинским Обществом», практически с же тем уставом, который принимался в 1882 году. Даже КПСС свой устав поменяла, стала КПРФ. Поэтому сейчас это очень важная задача, я считаю, – работать с молодёжью, молодые люди проявляют очень большой интерес к истории. Надеюсь, что у нас на следующей конференции через четыре с половиной года в зале будут люди сидеть намного моложе, чем сейчас. И я верю, что так оно и будет.
Мне бы хотелось, чтобы наше Общество было молодым. Кто-то мне говорил в ходе дискуссий: зачем нам студенты, у нас не было таких традиций. Но вспомним, Сергию Александровичу, когда он возглавил Общество и стал губернатором, было 24 года. Я выступал в пяти вузах, и везде молодёжь проявляет огромный интерес к истории, к истокам, к вере. Я обращаюсь к Региональным отделениям, к Русской Православной Церкви, к себе самому: давайте все вместе обратим внимание на молодёжь.
Мы недооцениваем нашу молодёжь, мы считаем, что она агрессивная, злобная, «сидящая» в интернете. Ничего подобного. Надо просто быть с ними, чувствовать и понимать их.
– Отмечая ныне Царские дни в Екатеринбурге, митрополит Екатеринбургский Кирилл перед самым началом Божественной литургии сказал удивительные слова: «Мы переживаем сейчас трудный период нашей истории, и мы должны нашему Императору Николаю II ежедневно молиться». Меня эти слова особенно взволновали, потому что об этом не так уж часто говорится в связи с предстоящим столетием убиения Царской семьи, и столетием Октябрьской революции.
– С Октябрём, Вы знаете, отдельная история. Тут есть и плюсы, и минусы, как у нас говорят историки. Жизнь подтвердила. Что касается столетия событий 1918 года – тягчайшее преступление против Романовых и убийство совершенно невинных людей – вот здесь ни одного плюса быть не может. Здесь должно быть извинение и покаяние за убийство. Любое убийство – это грех. Как Император мужественно принял смерть, как он уходил, не цепляясь за власть!.. Извините меня, но я в России таких людей больше не знаю.
Важное мероприятие прошло в феврале 2017 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя по благословению Святейшего Патриарха Кирилла – конференция «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 год», организованная ИППО совместно с Фондом Людвига Нобеля. По сути дела, мы начали дискуссии о трагических событиях февраля 1917 года, об уроках истории. Выступали выдающиеся учёные, представители общественности, зарубежья, это было одно из самых сильных и в эмоциональном, и в содержательном плане мероприятий, посвящённых 100-летней дате событий 1917 года.
– Подвиг святого Царя дорогого стоит. Это пример для каждого.
– Я согласен с митрополитом Кириллом Екатеринбургским, тем более что я его прекрасно знаю. Он тоже член нашего Общества и прекрасный товарищ. Он в чём прав – это показатель нравственности во власти. Император Николай своим уходом показал, что такое нравственность и власть. Я сам при власти был, Вы знаете. Многие посты занимал. И все говорят, что совесть, нравственность и власть – вещи несовместимые. Всегда надо перешагнуть, иначе ты не удержишься. Император Николай этого не сделал.
– Я сейчас вспомнил слова моего духовника, ныне почившего архимандрита Кирилла (Павлова). Как-то к нему пришёл один священник и спросил: «Батюшка, а как разговаривать с людьми неверующими?» Отец Кирилл говорит: «Надо с ними о совести говорить». Вы как раз об этом и сказали – о совести, причём неважно, идёт ли речь о человеке, пришедшем к вере или нет. Он может быть даже другого вероисповедания. И если говорить с человеком о совести, это, наверное, будет приводить и человека самого, и общество к положительному результату.
– Абсолютно верно. Не зря многие нынешние члены КПРФ, в том числе Геннадий Андреевич Зюганов, с которым у меня прекрасные отношения, постоянно обращаются к Богу. Г. А. Зюганов делает это тактически очень правильно, как хороший идеолог в своё время. Он говорит о моральных принципах. Ведь что такое моральный кодекс строителя коммунизма? Это, по сути, заповеди Христа. Единственная, которая была почему-то исключена из морального кодекса, – это гордыня. А ведь главный грех – это гордыня, все производные – от неё.
– Хотелось бы немножко обратиться к истории. Ваша докторская диссертация была посвящена вопросам безопасности государства.
– Да, «Теоретико-правовые аспекты безопасности России». Она основана была на всех тех материалах, которые были подготовлены с 1991 по 1994 год включительно, когда формировалась, по сути дела, новая страна. Я возглавлял Комитет по обороне и безопасности, поэтому ничего не придумывал. Это была как раз попытка взглянуть на страну после распада Советского Союза – и об угрозах, и о врагах, и о проблемах, о том, что нужно делать. Вы знаете, эту работу можно и сегодня почитать. На 90 процентов она актуальна.
– Как мне кажется, эти вопросы, в особенности вопросы духовной безопасности, самые глубинные и определяющие устойчивость государства.
– Совершенно верно, потому что легче всего разрушить, как ни странно, не военную мощь, а веру, разрушить устои семьи, традиционные ценности – и уничтожить государство в конечном счёте. Вспомним Великую Отечественную войну. Её не зря назвали Отечественной. Не зря сравнивали с Отечественной войной 1812 года. И Сталин в 1943 году это прекрасно понял. Понял даже и раньше, когда сказал: «братья и сёстры». Не «товарищи», а именно «братья и сёстры». Он понял значение тех исторических корней, которые сейчас принято называть скрепами. И такой силы духа, как в тех Отечественных войнах, народ ни одной страны мира не проявил. Такой народ победить невозможно.
Попытка разрушить нас изнутри – это не столько экономические санкции. Это так называемое промывание мозгов, в том числе благодаря, к сожалению, некоторым нашим СМИ – через информацию, которую они спокойно внедряют. Казалось бы, там ничего плохого для России не говорится. Но там просто в другую сторону уводят людей, особенно молодёжь. Это самая тонкая, самая сложная грань.
Вспоминаю 90-й год, тогда я был народным депутатом, ещё в Советском Союзе. Проходит референдум 17 марта 90-го года. 76 процентов выступают за сохранение Советского Союза. Через год его не стало. Рассыпался, как карточный домик. Не повторить бы нам этого. Согласны?
– Конечно, это тоже на моих глазах происходило. Я в «Правде» работал, был заместителем ответственного секретаря. Всё видел. И, конечно, духовная безопасность, может быть, приобретает сейчас самое важное значение, потому что даже брожения вокруг фильма «Матильда» об этом говорят. До истерик доходят противостояния. А их не должно быть.
– Не должно быть. Я не буду темы фильма касаться, но я бы не хотел, чтобы вот эту тему кто-то использовал.
– В 1992 году мой друг, скульптор Вячеслав Клыков, установил в центре Москвы памятник святым Кириллу и Мефодию. Святейший Патриарх Алексий, ныне покойный, на открытии памятника произнёс удивительные слова: «Нужно, чтобы во главе всех процессов в России стояла духовность». Меня эти слова тогда потрясли.
– Патриарх Алексий, конечно, прав, он настоящим пастырем был. В Императорское Православное Палестинское Общество я пришёл благодаря его приглашению, не смог ему отказать.
– У нас один духовник с ним был – архимандрит Кирилл (Павлов). Поскольку наша газета связана с явлением Державной иконы, произошедшим 15 марта 17-го года в день насильственного, я считаю, отрешения Императора от власти, мы проводили дважды – в этом году и на 90-летие явления иконы – крестный ход на станцию Дно. Установили там в 2007 году крест. А в этом году на столетие явления иконы владыка Евсевий заложил на станции Дно храм Царственных мучеников. Мне кажется, что благодаря таким деяниям молодёжь будет знать нашу историю и понимать, что такое святость.
Мне очень понравились слова наместника Троице-Сергиевой Лавры на могиле архимандрита Кирилла в Лавре на 40 дней: «Отец Кирилл как говорил, так и жил. А многие ли из нас могут сегодня сказать, что их слова совпадают с их жизненной позицией?» Это очень мужественные слова, они могут напрямую относиться к каждому из ныне живущих.
– Мне кажется, что владыка Феогност как раз, что думает, то и говорит. А иногда бывают такие случаи, что лучше промолчать. Я вообще считаю, и в политике, и в жизни, если не можешь сказать правду, – не лги, а просто промолчи.
– Я дважды был на Святой Земле. Последний раз мы были с моим другом, протоиереем Николаем Булгаковым. И как раз в те дни там находился Святейший Патриарх Кирилл. Мне даже как-то чудом удалось подойти и причаститься у Гроба Господня. И когда мы уезжали из Иерусалима, я был потрясён: над Иерусалимом встала радуга. Вот эти знамения каждому человеку очень много дают.
– Вспоминаю такую же историю, только связана она не с Иерусалимом. У нас есть храм Спасо-Преображенский, что в Муроме. Туда мы привезли частицу мощей Илии Муромца. Начали восстанавливать храм по просьбе и благословению Патриарха. Всем миром мы его восстановили, опять же без бюджетных денег, что называется вскладчину. Когда был восстановлен собор, приехал Патриарх Кирилл, а колокола мы ещё не поставили, начали бить в била – такие металлические пластины, они появились раньше, чем колокола на Руси. Стояла солнечная погода, и вдруг вокруг солнца появилась радуга.
– Что касается прославления Царственных мучеников, здесь тоже, как мне рассказывал священник, который присутствовал на службе в Дивеево 1 августа в день преподобного Серафима Саровского, были знамения: молния ударила в купол, стёкла посыпались; во время крестного хода началась непогода – дождь, сильнейший ветер. Святейший Патриарх Алексий сказал: «Будем прославлять». То есть эти знамения иногда подталкивают к таким важным решениям.
– Кстати, если говорить об исторической памяти, приятно вспомнить, что в этом году по инициативе Елисаветинско-Сергиевского фонда Анны Громовой, заместителя Председателя ИППО, в Кремле был восстановлен Крест на том месте, где был убит Каляевым Сергий Александрович Романов. Устанавливала его в своё время Елизавета Фёдоровна. Кстати, этот крест был первым из памятников, снесённых в 18-м году по инициативе Ленина. Открывал мероприятие Патриарх, была прекраснейшая погода. И Владимир Владимирович Путин присутствовал. Я знаю это место. Туда многие не пройдут, потому что это закрытая зона. Очень здорово, что когда В. В. Путин подъезжает к Кремлю, проходит во дворик и поднимается к себе наверх, он как раз останавливается у этого Креста.
– Мне как раз одно предложение, высказанное нашим Президентом, глубоко по душе. Я объясню почему. Дело в том, что икона Державной Божией Матери, этой нашей великой святыни (она сейчас в Коломенском), изначально находилась в Кремле, в Вознесенском монастыре. И именно Владимир Владимирович предложил восстановить Чудов и Вознесенский монастырь. Я думаю, что если такое чудо со временем произойдёт, и икона вернётся на своё место в Кремль, то многие события в нашей стране пойдут по-другому…
– Вы знаете, Президент в связи с этим дал соответствующее поручение нашему Архитектурному институту. Я возглавляю попечительский совет института. Старейший вуз страны, и в нём была создана первая кафедра православного зодчества. Они сейчас готовят все чертежи, посвящённые восстановлению двух названных Вами монастырей. Мне кажется, что за шесть предстоящих лет (в марте следующего года будут президентские выборы), возможно, монастыри восстановят, и у нас страна будет другой.
– В Истринском районе в одном деревенском храме почти 20 лет назад было явление иконы Державной Божией Матери. Я задумался: почему вдруг село, ни с чем не связанное. Посмотрел историю, а оказывается, что этот храм был в XV веке подворьем Чудова монастыря. Такой Матерь Божия дала намёк.
– Дай Бог!
– Пожелаю Вам всего доброго!
Беседовал Андрей Печерский. rusderjavnaya.ru