ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Возвращение Репина

На выставке в Третьяковке можно увидеть, как менялись религиозные взгляды художника.

В Новой Третьяковке работает масштабная экспозиция «Илья Репин». Более 300 работ из российских музеев, зарубежных собраний и частных коллекций заняли три этажа. «Бурлаки...» и «Запорожцы...», привезённые из Петербурга, – классика, о которой знает каждый. Но есть и другой Репин – для многих неожиданный.

Юный Илья писал иконы

В советское время подчёркивали критическое отношение художника к церковным обрядам. Известную картину «Перед исповедью» после смерти Репина в СССР назвали категорично: «Отказ от исповеди». Нынешняя выставка – вне идеологий, она раскрывает разные грани личности мастера, эволюцию его убеждений.

Илья Репин (1844–1930) вырос в православной семье, был учеником иконописца, помогал расписывать сельские храмы. В 1871 году, завершая обучение в Академии художеств, создал замечательное полотно «Воскрешение дочери Иаира». При этом, по его словам, испытывал «вдохновенно-восторженное состояние».

К евангельской теме художник обращался и далее на протяжении всей своей жизни. На выставке таким наброскам и эскизам посвящён специальный раздел. И главная работа здесь – этюд головы Иисуса Христа, написанный в 1884 году.

Полотно об искушении погибло

– Картины Репина на библейские темы нетрадиционны по иконографии, но написаны с большим уважением к образам, – рассказывает мне автор концепции выставки и один из её кураторов Татьяна Юденкова. Трагична судьба его полотна об искушении Иисуса Христа в пустыне: оно хранилось в харьковском музее и погибло во время войны. Остались эскизы, находящиеся в разных региональных музеях. Некоторые из них представлены на нашей выставке.

Каким Репин видел Христа? По словам куратора, живописец представлял Его в образе современника и не раз говорил, что для него Христос – носитель идей обновления, реформатор.

В 1885 году он пишет «Иуду» – тёмную фигуру с печатью порока на лице. Картины-антиподы в экспозиции поместили рядом.

«Церковь есть великое знамя народа»

В 1901 году, после заявления Синода об отпадении Толстого от Церкви, Репин решил больше не переступать порог храма. Но спустя 17 лет он, проживая в Куоккале, оказался в независимой Финляндии. Из России приходили страшные известия: расстрелы, голод, война… И Репин изменил свои взгляды. Он снова на стороне униженных и оскорблённых.

«Когда чернь грабительски пришла к власти и стала глумиться над всеми святынями народа, оскверняя церкви, я пошёл в церковь, – писал он. – И теперь нахожу, что церковь есть великое знамя народа». Он посещает богослужения, поёт на клиросе, создаёт новые евангельские композиции. Они проникновенны, очень серьёзны и эмоциональны. «Утро Воскресения», «Отречение Святого Петра», «Отрок Христос в храме», «Христос в пустыне». В 1925 году Репин завершает страшную «Голгофу» и демонстрирует картину на последней прижизненной выставке в Хельсинки.

Эта часть наследия мастера менее всего известна в России, она хранится в зарубежных собраниях. «Голгофа» – в Художественном музее Принстонского университета. К сожалению, привезти её из США на выставку в Москву не представилось возможным.

Елена Литовченко. Источник: Благовест инфо