16 и 17 июля митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, председатель Тульского отделения ИППО, совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе и в Николо-Зарецком храме г. Тулы.
По окончании богослужения архипастырь обратился к предстоящим со словом мира и любви о Христе: «Приветствую вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сёстры, в канун празднования памяти святых Царственных страстотерпцев. Сто лет тому назад, в эту ночь с 16 на 17 июля по новому стилю, в 1918 году, на Урале, в Екатеринбурге, в истории нашего Отечества и нашего народа произошёл чёрный, совершенно бесчеловечный, бесовский, бессовестный страшный акт. Без суда и следствия совершенно беззащитная и абсолютно нелукавая семья бывшего Государя ради блага народной жизни, требовавшей от неё согласиться с видением и пониманием того, что дальнейшее прогрессивное движение России в историческом процессе может и должно проходить без её участия, ответила согласием на это и без всякой претензии на что-либо просила только одного – возможности быть честными гражданами родной своей земли наряду с прочими.
Но были коварно убиты, жестоко расстреляны в подвале дома инженера Ипатьева. И даже после страдальческой, мученической кончины их несчастные тела были преданы поруганиям: их и сжигали, и перезахоранивали…
В истории нашего Отечества это событие, этот факт – несмываемое, грязное, позорное и чёрное пятно. Но в истории Святой Руси, Святой Соборной Апостольской и Вселенской Церкви, на исторических просторах России этот день – христоподобный и славный, день, когда пред лицом всей земли возжигается седмисвечник нетленного сияния христоподобной любви в человеческих сердцах такой веры, такой надежды, такой верности, такой силы жертвенной любви к святыне Православия и к народу, который «не ведает, что творит», что он сливается в единое и неразрывное сияние в уподоблении свету христоподобной жертвенной любви, входит в это сияние и христоподобно же ходатайствует о тех, кто в своей земной жизни, руководствуясь неизбывным поиском императивно присущей нашему человеческому естеству потребности искать смысл своей жизни, будет доискиваться до глубины истины и правды и в этом поиске искать соответствующие себе ориентиры. Встретив в своём поиске этот седмисвечник, ищущий обязательно воззжёт от него светильник своей лампады и по их святым молитвам будет хранить его негасимо.
Дай Господь, чтобы мы с вами оказались среди таковых, кто увидит правду Божию и полюбит её, а по любви поймёт то, что Дух Святой в Священном Писании через одного из своих свидетелей, апостола Павла, говорит о том, как это обычно бывает выражаемо в лежащем во зле мире. «Да и все, – говорит апостол Павел, – желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12).
Подвигоположник и Спаситель наш Иисус Христос говорил об этом всем Своим ученикам, на все времена давая это указание как подлинное свидетельство не ложности, а праведности понимания христианского пути и его осуществления. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (Ин. 15:18). «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).
И здесь мы, словно воск от лица огня, таем, видя, в каком духе Государь – мужчина, воин – получил откровение, и не одно, от Бога о том, что ему предстоит самоотвержение в жизни. Видим, что и супруга его – женщина, мать детей его, и он сам как отец их, не только для самих себя, но и для детей своих принимал эту самую жизненную тропу, стезю, судьбу в её раскрытии. Так что, хотя и имели они возможность уклониться от принятия такой чаши, но у них хватило силы, духа и мужества сказать: «Да ни наша воля, а Твоя воля, Господи, да будет», достойно испив эту чашу. Действительно, таешь, как воск от лица огня, и понимаешь, что никакой человеческой силой пройти такой путь совершенно невозможно: это нужно было так себя отдать Богу, такое пространство Ему дать в себе, так себя удерживать в этом приглашении Его в себя, в этом огне Божественной чистоты и святости, что только этой Божественной силой и можно было вот так идти этим крестным путём.
Сегодня во главе со Святейшим Владыкой и Отцом нашим, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, пройдёт, как всегда в эти особые дни, большой Крестный ход в Екатеринбурге – от того места, где Царственные страстотерпцы были расстреляны со всеми остановками на пути, по которому их везли, вплоть до Ганиной Ямы, где их тела, расстрелянные, растерзанные и сожжённые были закопаны. И мы сегодня духом своим идём вслед за ними, не просто географическим путём пунктов следования, а путём самоисцеления движения своих мыслей, своих желаний, своих поисков эмоциональных ощущений, требований самого нашего физического естества.
Хоть сколько-нибудь след в след, стопа в стопу – за ними, как они шли вслед за Христом на свою Голгофу, чтобы нам, когда придёт время только по Божиему призыву, а не по безумию своему и не семиместному тщеславному порыву, сказать: «Не моя воля, а Твоя воля, Господи, да будет!».
И пусть по святым молитвам Царственных мучеников сподобит нас Господь послужить – даже без особого демонстративно выявляемого жизненного подвига – скромно и тихо, только лишь достижениями братской любви, порядочности, добросовестности в своей жизнедеятельности, сподобит не потерять соль христианства и силой благодати Божией в нас теплящейся составлять современную действительность в нашей богоспасаемой Матушке России!».
Для Николо-Зарецкого храма 17 июля – особенный день, так как один из его приделов освящён в честь Царственных страстотерпцев. Совершив Божественную Литургию, вместе с клиром и прихожанами храма митрополит Алексий прошёл крестным ходом, обратившись после этого к верующим со словами:
«В благословенный день престольного праздника сего святого храма, когда со всей полнотой православной, христианской вселенной и мы на нашей Тульской земле единым сердцем и едиными устами со всеми чадами духовной Матери нашей – Русской Православной Церкви в 100-ю годовщину мученической, страдальческой, страстотерпческой кончины Царственной семьи – Николая, Александры и чад их – Алексия, Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, здесь, на нашей Тульской земле сердцами своими припадая к престолу Небесной благодати, обретаем вокруг него седмисвечно единым светом христоподобия сияющими дивную, малую Христову церковь их боголюбивой семьи и возжигаем от их христоподобного сияния в своих сердцах свет благодарной любви и признательности за содействие к вразумлению нашему (Рим. 15, 1-3), за их служение нам, как к своим братьям и сестрам по вере и по жизни Церкви Христовой, чтобы нам понять подлинные смыслы и значения в пространстве и времени, получаемых нами от Бога даров, что из них подлинно жизненосно, а что всего лишь тень от этой жизненосности.
Причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, благодарю всех вас за желание, стремление и усердное прилежание к тому, чтобы, получив среди многих других даров во времени и пространстве в своё время поруганный, но, слава Богу, не уничтоженный Божий храм, усердием и трудами вашими возвратить к свидетельству красоты небесной. Трудами друг другу вспомоществуя, каждый по-своему, принося удивительный плод, который венчается Божиим милосердием и Божиим соработничеством с нами. Благодарю всех вас за это и желаю, чтобы дальше непрестанно восходить в стяжании благодати Божией от силы в силу и от славы в славу».
Автор фото: Александр Морозов