XVIII Московский Пасхальный фестиваль завершился в столице. Финальный концерт на сцене зала «Зарядье» посвятили легендарной балерине Майе Плисецкой. Репортаж Анны Галинской.
Время почти 7, концерт вот-вот должен начаться, но оркестранты только прибывают на площадку. Их пасхальный поезд прибыл в Москву где-то полчаса назад. 16 дней музыканты провели в дороге. Сейчас возвращаются из Смоленска, где сегодня днём отыграли концерт.
Во время Пасхального фестиваля оркестр Мариинского театра успевает всё. Поезд должен был прийти ещё на час позже, однако даже машинисты понимают всю важность этих выступлений, об опоздании и речи быть не может. Такой режим – с перрона в концертный зал – для оркестрантов Мариинки давно привычен, и всё-таки две недели в пути выдерживают не все.
Маэстро Валерия Гергиева встречают гости этого праздника. Родион Щедрин здесь главная персона – в афише концерта его сочинения, одно из которых в Москве ни разу не звучало. Так что на приветствие всего минута, и через мгновение в концертном зале уже начинается репетиция.
Концерт задержали почти на час, но в случае с Пасхальным фестивалем, когда всё зависит не только от артистов, но от логистики, эта задержка вполне объяснима. У этого музыкального смотра нет чётких временных границ – он начинается в Пасху, заканчивается почти всегда 9 мая, а если Пасха приходится на конец апреля, фестиваль продлевают.
«Благодаря этому увеличению мы прошли дополнительно шесть городов. Всего мы выступили в 21 городе Российской Федерации. Сегодня утром выступали в Смоленске, вчера выступали в Калуге и Туле, позавчера в Воронеже и Рязани, вот по такому примерно сценарию. Иногда дважды в день – два региона, иногда два концерта в одном городе. Даже умудрились дать три концерта в день открытия фестиваля», – делится художественный руководитель Московского Пасхального фестиваля, народный артист России Валерий Гергиев.
Традиционно Пасхальный музыкальный марафон посвящают юбилеям композиторов, в этом году – Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского. Однако на закрытии звучит редко исполняемая в России мистерия Дебюсси «Мученичество святого Себастьяна», а всё второе отделение отдано музыке Родиона Щедрина.
«Мессу поминовения» композитор закончил в прошлом году. Новое сочинение, как и многие предыдущие, посвятил Майе Плисецкой. Мировая премьера состоялась в Петербурге в феврале этого года. Но не только «Мессу» услышала московская публика, прозвучала также «Поэтория», написанная около 50 лет назад на стихи Андрея Вознесенского. Тогда солистом был автор: композитору важна была его интонация голоса. Сегодня в роли чтеца Сергей Безруков.
«Копировать поэтов – неблагодарное дело. Я актёр, и для меня самое главное – прочувствовать свои стихи и тему, которая здесь затронута, в этой «Поэтории», потому что она очень эмоциональна, очень тяжёлая для восприятия», – отмечает народный артист России Сергей Безруков.
Пасхальный фестиваль – это каждый год десятки концертов и тысячи километров. Следующий марафон начнётся через год, как обычно, в день Пасхи и снова проедет по всей России.
Анна Галинская. Телеканал «Культура»