ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Заместитель руководителя Нижегородского отделения ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) передал членам Московского областного отделения Общества картину «Оборона крепости Осовец»

27 января 2024 года игумен Вознесенского Печерского монастыря, заместитель руководителя Нижегородского отделения ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) торжественно передал членам Московского областного отделения ИППО Александру Панину и Семену Ваксману картину «Оборона крепости Осовец».

Осенью 2023 года заместитель руководителя Нижегородского отделения ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) благословил нижегородскую художницу Елену Кузовлеву написать для Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело», которым руководят действительные члены  Московского областного отделения Палестинского Общества Александр Панин и Семен Ваксман, картину.

Сюжет для этой картины был выбран совсем неслучайно. Уже на протяжении более 10 лет действительные члены Общества Александр Панин и Семен Ваксман активно занимаются изучением обороны легендарной крепости Осовец во время Первой Мировой войны.

За прошедшие годы было собрано более двух тысяч документов, совершено восемнадцать краеведческих экспедиций, проведена огромная работа в архивах, музеях, библиотеках и частных собраниях, оцифровано более пятисот фотографий, гравюр, литографий, книг, статей и воспоминаний.

Неоднократно на страницах различных изданий были опубликованы статьи за авторством действительного члена Общества Семена Ваксмана, посвященных различным эпизодам обороны крепости Осовец и ее защитникам.

В настоящее время работа действительных членов Московского областного отделения ИППО и руководителей Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» Александра Панина и Семена Ваксмана над темой обороны крепости Осовец продолжается, а эта картина украсит собой издание альбома, посвященного этой героической странице нашей великой истории.

Александр Панин и Семен Ваксман от всей души поблагодарили отца архимандрита Тихона за его участие и благословение на труды и попросили передать слова благодарности Елене Кузовлевой.

Справка:

Военная осень 1914 года стала началом выпавшего на долю нашего Отечества тяжелейшего испытания – всенародное ликование и небывалый энтузиазм на фоне тревожных вестей с фронта и колоссальных жертв на передовой постепенно сменялись серьезной озабоченностью и растущей ожесточенностью, решимостью сражаться до победного конца. Разгром в Восточной Пруссии германскими войсками 1-й и 2-й армий под началом генералов П.К. Ренненкампфа и А.В. Самсонова и последующее выравнивание нашими силами значительной части фронта предопределили переход к преимущественно позиционному характеру боевых действий.
 
В этих условиях особое значение имели крепости от удержания или взятия которых порой напрямую зависел исход целых кампаний. Такой ключевой для всей России крепостью стал Осовец.

Русская опорная крепость Осовец располагалась в 50 км от города Белосток (ныне – территория Польши) и всего в 23,5 км от границ Восточной Пруссии, у переправы через реку Бобр. Состояла крепость из четырех фортов, образованных в 1882–1914 годах в единый укрепленный район.

В крепости находились: госпиталь, церковь, кладбище, склады и различные мастерские. В первые месяцы обороны гарнизон возглавлял генерал-лейтенант А.А. Шульман. В январе 1915 года его заменил генерал-майор Н.А. Бржозовский. Оба блестяще справились со своими обязанностями. Если говорить об офицерах, то наибольшую известность приобрел Сергей Александрович Хмельков. Во время боев за цитадель он отличился при отражении многочисленных немецких атак, руководя оборонительными работами. Был дважды контужен и отравлен газами. Именно благодаря ему память об Осовце сохранится в веках. Дело в том, что в Советской России Сергей Александрович стал одним из крупнейших военных инженеров, а в 1939 году Наркомат обороны выпустил его книгу «Борьба за Осовец». Это был настоящий прорыв. «Многие молодые советские офицеры впервые узнали тогда правду о русском прошлом, о мужестве воинов Первой Мировой. И даже слова той песни, с которой начинается этот материал, сохранились благодаря генералу Хмелькову».

С самого первого дня «гарнизон крепости, все, от мала до велика, каждый по своей специальности, рука об руку, дружно, помогая друг другу, в сознании великой ответственности и движимые беззаветною верностью и преданностью своему долгу выполняли сложные и многочисленные работы по усовершенствованию обороноспособности крепости, вверенной их защите твердыни. Не зная отдыха, ни днем ни ночью, ни праздников гарнизон выполнил по истине гигантскую работу, и действительно, ко дню появления неприятеля перед крепостью таковая была неузнаваема».

Наши воины, как и всегда, совершали массу героических подвигов. Крепость и окрестности были буквально завалены громадным количеством немецких снарядов: «По приблизительному подсчету, германская артиллерия выкинула 35-40 тыс. снарядов! Над крепостью нависла туча дыма, которая не рассеивалась несколько дней. Снаряды полетели с полей на Осовец, ложась прихотливым узором в районе крепости и вне его. Канонада не переставала ни на минуту».

Под этим адским огнем гарнизон крепости доблестно исполнял свой долг, всеми имеющимися средствами, противодействуя противнику. Особо трудная работа выпала на долю крепостной артиллерии, бороться с превосходной численно и по калибру артиллерией немцев, отлично к тому маскированной в лесу: офицеры и прислуга вела успешно огонь, не будучи все время укрытыми от неприятельского огня, бомб и шрапнелей, рвущихся кругом. Несмотря на невыносимо трудные условия борьбы ни одна из наших батарей не замолчала до конца бомбардировки и несомненно имела значительный успех, нанося оглушительный вред и потери немцам».

Наша крепость с честью выдержала испытание и оправдала возлагавшиеся на нее надежды. А состоявшееся в эти же дни, под свист тысяч пуль и грохот орудий, Высочайшее посещение крепости Государем Императором Николаем II вызвало небывалое воодушевление русских героев и придало им непоколебимую веру в победу и сокрушение врагов Отечества. Император посетил один из фортов и Покровскую крепостную церковь, пострадавшую при бомбардировке. Его Величество долго молился перед образом Святителя Николая Чудотворца, который подарил этому храму в мирном 1897 году.

Впереди защитников крепости ожидали тяжелейшие события, которые вошли в анналы истории как «Атака мертвецов».

Ранним утром 24 июля 1915 года немцы совершили одно из страшнейших в XX веке преступлений против человечества – применили отравляющий газ. «Все живое на открытом воздухе на плацдарме крепости было отравлено насмерть. Вся зелень в крепости и в ближайшем районе по пути движения газов была уничтожена, листья на деревьях пожелтели, свернулись и опали, трава почернела и легла на землю, лепестки цветов облетели. Все медные предметы на плацдарме крепости – части орудий и снарядов, умывальники, баки и прочее – покрылись толстым зеленым слоем окиси хлора; предметы продовольствия, хранящиеся без герметической укупорки, – мясо, масло, сало, овощи – оказались отравленными и непригодными для употребления. Газ оказался мощным средством поражения и мог свободно конкурировать с бомбами большой мощности».

Выждав немного, немецкие соединения победно устремились к казавшейся им окончательно поверженной крепости. Но внезапно из ядовито-едкого тумана навстречу им поднялись остатки 13-й роты 226-го Землянского пехотного полка и немногих уцелевших ополченцев под командованием молодого подпоручика Владимира Карповича Котлинского. Один только вид русских воинов был столь грозен, что кайзеровские солдаты в ужасе бежали, фактически не приняв боя. Увы, подпоручик Котлинский был смертельно ранен отступавшими врагами, а многие участники той легендарной атаки, известной теперь как «Атака мертвецов», вскоре скончались от отравления в страшных мучениях.

Умирая от раны, Владимир Котлинский передал командование 13-й ротой подпоручику 2-й Осовецкой Саперной роты Владиславу Стрежеминскому, который завершил успешно начатое наступление.

Подпоручик Владимир Карлович Котлинский, герой обороны крепости, был погребен около 3-го крепостного Осовецкого госпиталя, а впоследствии его останки были перенесены в родной город Псков и погребены на Мироносицком кладбище, где хоронили воинов, умерших в госпиталях.

Газета «Псковская жизнь» сообщила землякам героя, что «Победа роты подпоручика Котлинского, это одновременно и его личная победа. За славный боевой подвиг он посмертно представлен к Георгиевскому кресту».

В изданном приказе самого бравого ее защитника генерала Н.А. Бржозовского было отмечено, в частности, следующее: «Герои Осовчане, более года вы честно работали во славу Родины и на страх врагу. Не было ни одной минуты, когда бы вы дрогнули и убоялись славной смерти. Не щадя своей жизни, вы отбивали все натиски противника и до последней минуты победно держали дарованное вам знамя. Слава вам, страха не имущие и да успокоит Господь Бог души всех за веру и Родину жизни положивших. Не только для нас, но и для всей великой России Осовец святое место и та славная страница великой освободительной войны, на которой нет ни одного пятнышка: как славно началась защита, так и славно окончилась она; все свято исполнили долг свой и у всех на совести покойно».

На картине, которую написала Елена Кузовлева, изображен сюжет, когда тяжело раненый Владимир Котлинский передает командование Владиславу Стрежеминскому.

Источник: pecherskiy.nne.ru