Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века.
Реформа 1764 года, в ходе которой у монастырей были изъяты их вотчины, резко подкосила благосостояние Богоявленской обители: новое строительство прекратилось, уже построенные сооружения десятилетиями не ремонтировались и ветшали. В 1814–1847 годах в стенах монастыря размещалась Костромская духовная семинария, лишившаяся из-за пожара своих помещений в упразднённом Спасо-Запрудненском монастыре на окраине города. Конечно, монастырю было трудно принять несколько сот семинаристов, и поэтому учебные, жилые и хозяйственные помещения семинарии были разбросаны по всей обители, что, разумеется, причиняло большие неудобства. С другой стороны, само пребывание в овеянных поэзией старины стенах монастыря не могло не оказать своего влияния на учащихся семинарии.
Бывший в числе тогдашних семинаристов Н. Н. Страхов (1828–1896), впоследствии известный публицист и философ, писал в своих воспоминаниях: «...следует помянуть добром этот Богоявленский монастырь, где я прожил пять лет... Это был беднейший, почти опустошённый монастырь; в нём было, кажется, не больше 8 монахов; но это был старинный монастырь, основанный ещё в XV веке. Стены его были облуплены, крыши по местам оборваны, но это были высокие крепостные стены, на которые можно было восходить, с башнями по углам, с зубцами и бойницами по всему верхнему краю. Везде были признаки старины: тесная соборная церковь с тёмными образами, длинные пушки, лежавшие кучей под нижним открытым сводом, колокола со старинными надписями. И прямое продолжение этой старины составляла наша жизнь: и эти монахи со своими молитвами, и эти пять или шесть сотен подростков, сходившихся сюда для своих умственных занятий... В нашем глухом монастыре мы росли, можно сказать, как дети России. Не было сомнения, не было самой возможности сомнения в том, что она нас породила и она нас питает, что мы готовимся ей служить и готовимся оказывать ей повиновение, и всякий страх, и всякую любовь».
Среди ректоров семинарии были люди, оставившие заметный след в истории Русской Православной Церкви. В первую очередь надо назвать архимандрита Макария (Глухарёва, 1792–1847), бывшего ректором семинарии и одновременно настоятелем Богоявленского монастыря с 1821 по 1824 годы (позднее архимандрит Макарий с 1830 по 1844 год являлся главой Алтайской Православной миссии и известен как апостол Алтая). По инициативе о. Макария одна из крепостных башен монастыря была перестроена в сохранившуюся доныне церковь Смоленской иконы Божией Матери. В числе наиболее известных выпускников семинарии периода её пребывания в Богоявленском монастыре были митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин), епископ Порфирий (Успенский) – первый Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, востоковед и путешественник, протоиерей П. Ф. Островский – костромской церковный историк, дядя драматурга А. Н. Островского, протоиерей А. В. Горский – ректор Московской духовной академии, богослов, церковный историк, и многие другие.
Конец пребыванию семинарии в Богоявленской обители положила та же причина, что и изгнала её из Спасо-Запрудненского монастыря. Страшный пожар в начале сентября 1847 года, испепеливший чуть ли не всю Кострому, нанёс огромный ущерб и монастырю. Семинарию из его стен было решено вывести, а сам монастырь упразднить.
В 1848 году было принято решение о строительстве на месте упразднённой обители нового здания семинарии. В силу этого решения в 50-х – начале 60-х годов были разобраны (а если не удавалось разобрать, то их взрывали порохом): монастырская звонница, Сретенская (Трёхсвятительская) церковь, часть крепостных стен и башен, началось и разрушение Богоявленского собора (уже разобрали его галереи и Никольский придел). К счастью, протесты горожан и личное вмешательство наследника престола Николая Александровича спасли древний монастырь от полного уничтожения. Перелом к лучшему произошёл в 1863 году, когда было решено объединить бывшую Богоявленскую обитель с находящимся неподалёку Крестовоздвиженским-Анастасииным женским монастырём. Решающую роль в возрождении монастыря, ставшего женским, принадлежит, во-первых, епископу Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому), а во-вторых, игуменье Марии (Давыдовой, 1822–1889), которую историк И. В. Баженов по праву считал «бессмертной в истории этого монастыря».
Происходившая из известного московского дворянского рода, игуменья Мария (в миру София Дмитриевна Давыдова) в 1847 году поступила послушницей в Крестовоздвиженско-Анастасиин монастырь. Пройдя ряд ступеней послушания, она в 1858 году приняла монашеское пострижение, а в начале 1863 года была возведена в сан игуменьи и возглавила Крестовоздвиженско-Анастасиин монастырь. Глубоко переживая за судьбу пребывающего в развалинах Богоявленского монастыря, она в 1863 году предложила епископу Платону объединить его с её обителью. Тем самым игуменья брала на себя большую ответственность, так как огромных средств, требуемых на восстановление монастыря, у неё, конечно, не было, она предполагала собрать их в основном за счёт пожертвований. В конце 1863 года Синод разрешил объединить оба монастыря в один под названием Богоявленско-Анастасиин.
Возрождение Богоявленской обители началось 6 января 1864 года, когда многочисленный крестный ход, после освящения воды на Волге, проследовал к её руинам, где в церкви Смоленской иконы Божией Матери – единственном уцелевшем храме монастыря – состоялась служба. Обращаясь к присутствующим, владыка Платон тогда сказал: «Кто, братие, из преданных православной Церкви при виде развалин сей древней обители не скорбел об её запустении и не желал восстановления оной в прежнем благолепии (а мы видели, какая была об этом скорбь!)? <...> Возрадуйся ныне о Господе ты, сонм иночествующих дев! Ты наследуешь досточтимое место. Сия древняя обитель освящена вековыми молитвами, лощениями, бдениями, коленопреклонениями и другими подвигами иноческими и орошена кровию мучеников, положивших здесь живот свой за веру, царя и Отечество. Знаем, что вам, сёстры о Господе, предлежит много забот, скорбей, трудов и слёз при восстановлении этих развалин. Но неизреченна благость Господа Бога ко всем верующим и уповающим на Него...»
Появление у обители истинных хозяев не могло не изменить ситуацию к лучшему: в 60-70 годах XIX века в ней непрерывно шли восстановительные и строительные работы. В 1864–1869 годах к Богоявленскому собору пристроили так называемый «новый собор», в котором храм XVI века стал служить алтарём. В 1865 году западную башню ограды перестроили в колокольню. В 60-е годы был возведён ряд жилых корпусов (больничный, рабочий), восстановлены разрушенные башни и отдельные участки крепостных стен. После объединения обеих обителей игуменья Мария смогла создать в бывшем Крестовоздвиженско-Анастасиином монастыре сеть учебно-благотворительных учреждений: в 1864 году здесь было открыто училище для девиц бедных родителей, в 1878 году – фельдшерские курсы, в 1886 году преобразованные в курсы сестёр милосердия Красного Креста. В Русско-турецкую войну 1877–1878 годов и в Первую мировую войну (1914–1918 гг.) здесь помещались лазареты для раненых. Во второй половине XIX – начала XX века возрождённый Богоявленско-Анастасиин монастырь неоднократно посещали представители царственного Дома Романовых.
В 1866 году – наследник престола Александр Александрович (будущий император Александр III), в 1881 году – император Александр III с императрицей Марией Фёдоровной и наследником престола Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II). В 1913 году во время торжеств в честь 300-летия Дома Романовых монастырь посетила императрица Александра Фёдоровна с наследником Алексеем Николаевичем и четырьмя великими княжнами. В 1913-м и 1916-м годах монастырь посещала Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, в 1897 и 1902 годах – святой праведный протоиерей отец Иоанн Кронштадтский.
После революции судьба находящегося в центре Костромы монастыря была предрешена: в начале 1919 года новая власть закрыла обитель, сестёр из неё изгнала (последней настоятельнице игуменье Сусанне (Мельниковой) удалось эмигрировать в Польшу), а в бывших монастырских строениях устроили общежития кооператива «Безбожник».
Ещё несколько лет продолжались богослужения в Богоявленско-Анастасиином соборе, ставшем после закрытия обители приходским храмом, но в 1925 году его закрыли, и в здании собора разместился губернский архив. В 20-30 годах ансамбль монастыря понёс страшный урон: в 1928 году были разобраны крепостные стены и башни (из полученного кирпича по бывшей линии стен построили два трёхэтажных дома), в середине 30-х годов разрушили Никольскую («Салтыковскую») церковь, уничтожили старинное кладбище, засыпали поэтичный монастырский пруд. Территория монастыря была загромождена сараями, поленницами дров, свалками мусора. Так продолжалось несколько десятилетий.
В 1982 году в результате пожара, вспыхнувшего в находящемся в Богоявленско-Анастасиином соборе областном архиве, был нанесён огромный ущерб и документам архива, и зданию собора. От огня, от которого плавились решётки на окнах, очень сильно пострадали фрески Гурия Никитина и Силы Савина. В 80-е годы шла реставрация собора, в котором предполагалось устроить зал органной музыки.
Второе возрождение в истории монастыря началось на рубеже 80-90 годов, когда Костромская епархия, желая иметь кафедральный собор, обратилась к властям с просьбой о возвращении Богоявленско-Анастасииного храма монастыря Русской Православной Церкви. У возрождения собора именно как православного храма оказалось немало противников (настаивавших на устройстве зала органной музыки), но всё-таки здравый смысл возобладал, и 19 марта 1990 года возведённый во времена Ивана Грозного собор был возвращён Костромской епархии. Одновременно началось и возрождение обители.
В течение 90-х годов Богоявленско-Анастасиин монастырь сыграл большую роль в восстановлении обителей Костромского края. Сёстры начали возрождение ряда древних монастырей: Макариево-Унженского, Троице-Сыпанова и Макариево-Писемского. В ноябре 2001 года монастырь торжественно отметил 575-летие основания и 10-летие возрождения.
В настоящее время произведена реставрация возвращённого обители в 2001 году Восточного корпуса – памятника архитектуры. Проведено обновление интерьеров собора и выполнена роспись его стен, изготовлена новая киот-сень для Феодоровской иконы Божией Матери, обновлена побелка колокольни, Смоленской церкви и монастырских стен, возведена новая стена с южной стороны.
Можно говорить о состоявшемся возрождении монастыря в ХХ веке.
Святыни монастыря:
– чудотворная Феодоровская икона Божией Матери;
– чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
– святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);
– святые мощи преподобного Тимона, старца Недеевского;
– крест-мощевик с частицами 278 святых( из бывшего Богородицкого Игрицкого монастыря);
– складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и Ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря).
Адрес: Кострома, ул. Симановского (Богоявленская), 26.
Автор: протоиерей Димитрий Сазонов, председатель Костромского отделения ИППО. Фото: lifekostroma.ru