Знаменитая своими древними фресками Церковь Панагии Питательницы (Форвиотиссы) более известна под именем Пресвятой Богородицы Асину. Такое название она получила от имени существовавшего здесь Форвиотисского монастыря, который прекратил своё существование в начале XVII века. А вот церковь благополучно дожила до наших дней.
Предание гласит, что название церкви происходит от древнегреческого города Асин, из которого в эти места переселились греки-ахейцы в XI веке до нашей эры. Считается также, что слово «форви» в названии монастыря произошло от названия целебного растения «эфорвион», произраставшего в округе.
Основание монастыря восходит к 1099 году. Его основателем был византийский сановник Никифор Исхирий, который после смерти жены принял постриг и стал монахом, сменив имя на Николая. Об этом говорят фрески, расположенные над входом в церковь. Полагаем, что женщина, стоящая за ним на посвятительной фреске, написанной над северным входом храма, и есть его супруга.
Преставился ктитор обители 16 ноября 1115 года в построенном им монастыре. Об этом сообщается в кодексе Парижской библиотеки, которая происходит из собрания монастыря Форвион. Эта рукопись представляет собой Месяцеслов (с сентября по февраль), использовавшийся монахами в качестве помянника, поэтому в нём можно обнаружить даты смерти всех игуменов и монахов монастыря с XII в. по XV век.
Вторым источником по истории монастыря может служить уже упомянутая фреска из этой церкви. Три надписи относятся к ктитору храма военачальнику Никифору и датированы 1106 годом. Надпись, сопровождающая фреску Святого Георгия на южной апсиде притвора, сообщает и само название обители: «Монастырь Форвион». Данная надпись, как и сама фреска, датируется XIII веком. Пресвятая Богородица изображена над вратами, ведущими из притвора в храм. Это её образ именуется «Питательница», и этим означается предстательство Богородицы за монастырь Форвион.
Наконец, едва различимая надпись на косяке дверей из притвора в храм сообщает нам, что фрески, которыми щедро украшен весь притвор, были написаны (уже вторично) около 1332–1333 гг.
Храм Пресвятой Богородицы Асину представляет собой сооружение с двускатной кровлей на деревянной основе. Первоначально храм был лишён притвора, как показывает изображение храма на посвятительной фреске: южная дверь была замурована и превращена в стену сразу же после пристройки притвора.
Стены храма сложены из монолитов вулканической породы. Эти камни не обработаны и неодинаковы по размеру. Рядом с дверью северной стены сохранились фрески, плачевное состояние которых не позволяет точно определить время их написания.
Вероятно, церковь Пресвятой Богородицы Асину получила серьёзные повреждения во время землетрясения в конце XIII – начале XIV века. В результате потребовалось заново восстанавливать все фрески. Большая часть площади первоначального убранства церкви была расписана заново.
Внутренний вид храма сильно изменился. Немного позднее оседание оснований северо-восточной части храма заставило монахов произвести ремонт и снова восстанавливать фрески.
Итак, в этот период все фрески центральной части храма были навсегда утрачены. Такая же участь постигла и большинство других храмовых фресок. Все утраченные участки росписи были заново расписаны другими иконописцами.
Таким образом, те фрески, которые мы сегодня видим в храме, относятся к различным эпохам. Несомненно, наиболее важными являются древние фрески. Ктиторская надпись, которая начинается от северной части западной колонны южной стены и продолжается до западной арки, гласит: «Храм Пресвятой Богородицы был расписан благодаря многим трудам Никифора Воеводы, поставленного Государем нашим Императором Алексием Комниным в 1105–1106 годах». В росписи сказались новые веяния иконной изобразительности эпохи Комнинов. Мастер старательно воспроизводит особенности самых выдающихся фресок Константинополя той эпохи.
Таким образом, выясняется, что мастер по фрескам, участвовавший в росписи церкви Панагии Питательницы, прибыл на Кипр из столицы, из Константинополя. Об этом свидетельствует не столько сама иконография, сколько техника письма. Яркость и глубина красок обращают нас к живописи Константинополя. Необходимо отметить, что первоначальные фрески отличались от более поздних именно разнообразием палитры и сочетанием красок. Движения фигур сдержаны и полны духовного благородства. Выражения ликов строги, а сам метод изображения отличается умеренностью и чинностью.
В настоящее время первоначальные фрески церкви сохранились только на восточной и западной частях. По стилю письма особо отличаются фрески северной стены, которые когда-то были скрыты под новейшими росписями. Под новыми росписями также сохранились первоначальные фрески и на внешней части арок над южным и северным входами.
На полукруглом своде апсиды изображена Пресвятая Богородица, молящаяся с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Стиль письма и сама роспись схожи с фреской Святой Анастасии, сохранившейся в притворе. Последняя фреска принадлежит к группе росписей 1332–1333 годов, но создана другим мастером. Немного ниже, на верхней части цилиндрической стены апсиды, написано Божественное Причащение Святых Апостолов. Ещё ниже изображены стоящими в анфас святители: Дионисий Ареопагит, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Николай – архиепископ Мир Ликийских и Игнатий Богоносец. Ниже окна апсиды изображены апостол Варнава и святитель Епифаний Кипрский. Все эти фрески принадлежат к первоначальной росписи храма. К этому же периоду можно отнести фреску Вознесения Господня, которая занимает восточную часть купола храма. Часть этой фрески в настоящее время закрыта вследствие расширения апсиды.
Кроме того, кисти мастера принадлежат Благовещение Пресвятой Богородицы XI века на восточной стене; Причащение преподобной Марии Египетской аввой Зосимой – справа и слева от апсиды; Рождество Пресвятой Богородицы на восточной арке северной стены храма; немного ниже – неизвестный святой, преподобный Роман Сладкопевец и святой Тихик. Этому же мастеру, очевидно, можно приписать четыре поясных изображения святых, из которых особенно выделяется святители Спиридон и Никифор на внешней части восточной арки северной стены и, немного выше, три превосходных изображения: святого Лазаря, процветшего Древа Крестного, неизвестного святого и, в небольшом углублении, изображение святителя Иоанна Милостивого.
Материал подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов