В небольшой кипрской деревушке Менико, которая находится в 20 километрах от столицы Кипра Никосии, есть удивительное место – церковь Святых Киприана и Иустины. Сюда приезжают не только киприоты, но и паломники со всего мира, чтобы поклониться двум великим святым, история которых демонстрирует величие и силу истиной веры.
Сказание о святых мучениках Киприане и Иустине существует с глубокой древности. Во времена римского императора Декия (249–251 гг.) жил в Антиохии, в области, расположенной в северной части современной Сирии, знаменитый волхователь и философ по имени Киприан. Уже в детстве родители посвятили его на служение языческим богам – на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне.
К 30 годам, полностью постигнув все премудрости царства тьмы, стал он великим и совершенным во всяком злодеянии. Вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец, удивляя людей способностью управлять стихиями, насылать мор и язвы. Много людей он совратил ко всяким беззакониям, многих погубил отравами и чародейством.
Тогда же в Антиохии подрастала дочь языческого жреца Едесия Иустина, которая уверовала во Христа и обратила в веру своих близких. После святого крещения Иустина доблестно подвизалась в соблюдении заповедей Христовых и служила Ему прилежными молитвами, целомудрием и воздержанием великим.
Мученица Иустина Антиохийская
Однажды знатный и богатый юноша по имени Аглаид, увидев Иустину, поразился её красоте и, стремясь добиться расположения, пустился на различные хитрости обольщения. Однако девушка не захотела даже слушать его лукавых слов. И тогда пошёл он к жрецу идольскому Киприану просить у него помощи. Киприан взял книги по своему тайному искусству и призвал одного из нечестивых духов с уверенностью, что он скоро может распалить страстью к этому юноше сердце Иустины. Но все попытки оказались тщетными.
Разъярённый Киприан решил отомстить за свой позор и навёл не только на дом Иустины и её сродников, но и на весь город страшные болезни и бедствия. Он поразил болезнью и Иустину, так что она лежала в постели, а мать плакала о ней. Иустина же утешала мать свою словами пророка Давида: «Не умру, но жива буду и поведаю дела Господни».
Прошёл по бесовскому действию слух, что великий жрец Киприан казнит город за сопротивление ему Иустины. Тогда почётнейшие граждане пришли к Иустине и с гневом побуждали её, чтобы она не печалила более Киприана и выходила замуж за Аглаида, во избежание ещё больших бедствий из-за неё для всего города.
Святые мученики Киприан и Иустина
Опечалившаяся Иустина усердно молилась Богу, взывая о помощи, и вскоре все бесовские наваждения прекратились. И стали люди славить Христа и смеяться над Киприаном. Понял тогда чародей, что трепещет Князь тьмы от имени Христова и бессилен он перед теми, кто осеняет себя крестом. Киприан плакал о грехах своих и искренно каялся, взывая к истинному Богу об очищении своих беззаконий. Пришедши на другой день в церковь, он не хотел выходить из неё, пока не принял крещение.
Узнав об этом, Иустина возблагодарила Бога, раздала много милостыни нищим и сделала в церковь приношение. Киприана же на восьмой день епископ поставил в чтеца; на двадцатый – в иподиакона; на тридцатый – в диакона, а через год рукоположил в иереи. Киприан изменил свою жизнь, с каждым днём увеличивал свои подвиги и, постоянно оплакивая прежние злые деяния, совершенствовался и восходил от добродетели к добродетели. Скоро он был поставлен епископом, обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам, и их капища были заброшены. Святая Иустина удалилась в монастырь и была избрана игуменией.
Узнав, что произошло, Иустина возблагодарила Бога, а Киприан, оплакивая свои злодеяния, восходил от добродетели к добродетели и обратил многих людей в Христову веру. Однако противники новой веры донесли на Иустину и Киприана языческим властям, объединив их во враждебном отношении к богам и царю. И повелел тогдашний правитель Евтолмий схватить Киприана и Иустину и бросить в темницу. Непрестанно исповедуя Христа, многие истязания претерпели они, а мучители, видя, что вернуть Киприана и Иустину к идолопоклонству невозможно, осудили их на усечение мечом.
Кончина Киприана и Иустины последовала в 268 году.
Когда мучеников привели на место казни, то Киприан попросил себе времени для молитвы ради того, чтобы прежде была казнена Иустина: он опасался, как бы Иустина не испугалась при виде его смерти. Она же радостно склонила свою голову под меч и преставилась Христу. Видя неповинную смерть мучеников, воин Феоктист, присутствовавший там, очень сожалел о них и, воспылав сердцем к Богу, объявил себя христианином.
Вместе с Киприаном и он тотчас был осуждён на усечение. Так они предали свои души в руки Божии; тела же их лежали шесть дней непогребёнными. Некоторые из бывших там странников тайно взяли их и отвезли в Рим, где и отдали добродетельной и святой женщине по имени Руфина, родственнице Клавдия-кесаря. Она похоронила с честью тела св. Христовых мучеников Киприана, Иустины и Феоктиста. При гробах же их происходили многие исцеления приходивших к ним с верою.
Святые мученики Киприан и Иустина
Спустя несколько столетий известный кипрский летописец Леонтиос Махерас поведал миру историю о том, как благочестивые христиане пред падением Антиохии под натиском арабов в середине XIII века переправили на Кипр святые мощи великомучеников Киприана и Иустины и уберегли их в маленькой церкви в деревне Менико, что раскинулась по обеим сторонам реки Акаки, неподалёку от Никосии.
Многие исцеления, телесные и душевные, происходили у людей, притекавших с верою к святым мощам. Оказался в их числе и кипрский король Петрос I, правивший страной в 1359–1369 годах. Исцелившись чудесным образом от овладевающего им недуга, повелел он выстроить на месте древней церквушки новый храм. А чудотворные мощи святых поместить в серебряный кивот.
Менялись столетия, а поток верующих к храму, где хранились нетленные мощи святых, не иссякал. Посему в 1846 году его перестроили, удлинив западную часть, а во второй половине XIX столетия расширили, дополнив южным нефом, что подтверждает текст старинного диптиха, в котором упомянуты имена ктиторов и дата – 1855 год. Освящение церкви во имя Святых Киприана и Иустины митрополитом Керинии Хризостомом II состоялось в 1866 году.
Современный архитектурный облик церкви представляет собой двухнефную базилику с крестовыми сводами, увенчанную на востоке двумя разновременными апсидами и дополненную на западе деревянным резным балконом, предназначавшимся для женщин и детей, и крытой аркадной галереей, из которой два стрельчатых портала, обрамлённые растительными мотивами, ведут в храм. Величественная колокольня, построенная в 1913 году и украшенная резьбой по камню, органично вписалась в храмовый ансамбль. Завершают внешнее убранство церковного здания ажурные кованые решётки на стрельчатых окнах.
Северный придел, возведённый на руинах древней церкви, и сегодня хранит её остатки. Так, на северной стене нефа просматриваются интересные фрагменты огромной фрески Святого – его правая рука, держащая посох. В алтарном пространстве присутствует изображение святого диакона, на арке апсиды – листья аканта, в самом нефе – остатки оснований величественных колонн из белого известняка и капители, украшенные растительным орнаментом. Творит чудеса и искрящийся по сей день в северном алтаре источник живительной влаги. Чтобы каждый паломник мог утолить жажду и причаститься святой водой, её по трубам вывели на внешнюю территорию церкви. Высокий трёхъярусный иконостас, возведённый по всей ширине обоих нефов, почти полностью закрывает священное алтарное пространство от прихожан. Его украшают самые древние иконы храма – «Христос милующий» и «Богоматерь Одигитрия» XVI века, храмовая чудотворная икона «Святой Киприан» XVII века, икона «Архангел Михаил» XVIII века.
Материал подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов