Храм святых Николая Чудотворца и Димитрия Солунского находится на востоке «больших Салоник» в районе Харилау. Он основан русскими беженцами, прибывшими в Грецию после окончания гражданской войны в России и нашедшими приют на тогдашней окраине города в казармах бывшего военного лагеря войск Антанты периода Первой мировой войны.
Первоначально русскую колонию окормляла маленькая домовая церковь при салоникской русской лечебнице, помещения которой по мере увеличения числа беженцев стало не хватать. В этой связи инициативная группа русской колонии с благословения митрополита г. Салоники устроила в 1929 году в выкупленной бывшей военной казарме свой приходской храм, освящённый во имя святителя Николая Чудотворца. В него в 1930 году удалось перенести убранство Дмитровской церкви при русской лечебнице, перешедшей в ведение греческих властей. Тогда же к названию приходского храма было присовокуплено посвящение в честь святого Димитрия Солунского.
__________________галерея__________________
Новую церковь украшали всем миром. Русские беженцы отдавали туда свои увезённые с Родины иконы. Много святых образов и богатую библиотеку церковной литературы пожертвовали русские монахи со Святой горы Афон, поддерживавшие тесные связи с русским беженским приходом. Русский афонский Андреевский скит пожертвовал храму облачения для клира; Ильинский скит – большой храмовый образ святого Димитрия Солунского; русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь – богатый иконостас с образами святых Серафима Саровского, Феодосия Тотменского, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Зосимы и Савватия Соловецких (представлен на снимке).
Позднее к храму была пристроена колокольня, возведённая по проекту прихожанина А. Г. Белофастова. Главный колокол весом шесть пудов, отлитый в Ростове-на Дону, прислала русская афонская келия святителя Николая Чудотворца, известная на Святой горе как «Белозёрка».
В конце 60-х годов русский беженский лагерь был демонтирован – потребовались территории под новые городские кварталы. Оставшихся русских беженцев с семьями перевели в специально построенный дом-общежитие, территориально удалённый от их приходского храма. Жизнь церковной общины стала угасать. Перестал петь славившийся на все Салоники русский церковный хор. В конце 80-х годов, с назначением настоятелем храма греческого священника, службы на церковнославянском языке прекратились. Однако храм, сохранивший своё русское афонское убранство, продолжает называться местными жителями «Русская церковь».
Использованы фото из архива И. Жалниной-Василькиоти