«Русский след в Иерусалиме» - под таким заголовком прошли 14 июля в святом граде очередные курсы усовершенствования квалификации израильского министерства по туризму для лицензированных гидов в рамках сотрудничества с Иерусалимским отделением Императорского Православного Палестинского Общества.
Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества, не в первый раз взаимодействует с различными израильскими научными, образовательными и общественными организациями. Это прежде всего, Иерусалимский университет, школа по туризму в Хайфе, институт «Яд-Бен Цви», занимающийся исследованиями в области истории и культуры Святой Земли и Иерусалима. Читались также лекции в рамках Сергиевских чтений для профессорско-преподавательского состава Хайфского техниона и других организаций.
С 2014 года началось сотрудничество на постоянной основе между Иерусалимским отделением ИППО и министерством по туризму государства Израиль. Отдел министерства туризма по профессиональной подготовке лицензированных гидов и повышению их квалификации обратился к председателю Иерусалимского отделения ИППО П.В. Платонову с просьбой провести в качестве преподавателя выездное занятие по русским местам Иерусалима на языке иврит.
На занятие под общим названием «Русский след в Иерусалиме» собралось 48 человек, интересующихся темой русского присутствия в Иерусалиме, среди которых были как русскоговорящие, так и ивритоговорящие гиды, которые ведут экскурсии на разных языках для миллионов гостей из многих стран мира. В качестве преподавателя вместе с Павлом Платоновым выступил доктор Ияль Мирон – известный израильский гид, исследователь Святой Земли, преподаватель Открытого Еврейского университета, Иерусалимского кампуса школы по туризму, который на постоянной основе проводит в сотрудничестве с министерством по туризму Израиля практические занятия по различным археологическим паркам Святой Земли, а также читает лекции по истории ислама, периоду крестоносцев в Святой Земли и на многие другие темы.
Начался учебный день с посещения Горненского русского женского монастыря в Иерусалиме в селении Эйн-Керем, основанного знаменитым собирателем Русской Палестины, начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным) в 70-е годы XIX века. Здесь вниманию курсантов предстала живая история возникновения этого чудесного русского места на юго-западной окраине Иерусалима. Также были посещены и исследованы три храма на территории Обители: Казанский храм (1883 г.), подземный св. Иоанна Предтечи (1987) и Собор Всех святых на земле Российской просиявших (1910-2007 гг.), строительство которого по разным причинам затянулось почти на 100 лет.
Продолжилось занятие посещением Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в старом городе Иерусалима, недалеко от храма Гроба Господня. Здесь на первом русском месте в Иерусалиме, приобретенном еще в 1858 году русским консулом В.И. Дорогобужиновым в собственность Российского Императорского правительства, была раскрыта удивительная и многогранная история «Русских раскопок» - от упоминания прусского консула Шульца в 1843 году, предварительных работ Палестинского комитета (1860-1864 гг.) до полного завершения полевых работ и исследований усилиями Императорского Православного Палестинского Общества (1883-1884 гг.) с участием членов Общества Конрада Шика и наблюдавшего за раскопками архимандрита Антонина (Капустина). Была отмечена также роль западных археологов, проводивших здесь археологическую разведку: итальянца Э. Пьеротти (1860 г.), французских исследователей - графа Ш.М. Вогюэ (1861 г.), Ш. Клермон-Ганно (1874 г.), и английских археологов - В. Уилсона (1864 г.) и Б. Кондора (1872 г.).
Сложная составляющая археологических находок на русском месте, в которой переплетены эклектические фрагменты различных периодов, создают определенные проблемы в точной датировке найденных ценностей и временных эпох. Однако преподаватели курса постарались донести объективную историческую картину, рассмотрев все возможные версии, как археологии XIX, так и современных исследователей. Также была полностью представлена история Александровского подворья с Порогом Судных Врат и церкви св.благ. Александра Невского от его возникновения и до наших дней, отмечены художественные шедевры русских художников Н.А. Кошелева и В.Ф. Пасхина.
Следующим объектом посещения стал храм св. мученицы царицы Александры - историческое здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Домовая церковь во имя мученицы и царицы Александры была освящена 150 лет назад, 28 июня 1864 года. Название своё храм получил во имя небесной покровительницы императрицы Александры Федоровны, супруги царя Николая I. Строительство церкви было осуществлено в рамках общей программы основания Русских построек Палестинским комитетом на Мейдамской площади Иерусалима, осуществлявшейся в период с 1860 по 1864 годы.
Затем группа посетила Свято-Троицкий собор Русской Духовной Миссии, построенный знаменитым русским архитектором М.И. Эппингером тоже в 1864 году, но освященный лишь в 1872 году. Освящение совершил Иерусалимский патриарх Кирилл II в сослужении четырех иерархов Иерусалимской православной церкви и начальника Миссии архимандрита Антонина (Капустина). Освящение откладывали в ожидании приезда высочайших гостей из России. Им стал великий князь Николай Николаевич (Старший) со свитой. Резной иконостас был изготовлен в 1869 году в Санкт-Петербурге. Его автор Н. А. Леонтьев в 1870 году на Всероссийской мануфактурной выставке получил серебряную медаль. Позолоченные царские врата были пожертвованы председателем Палестинского комитета великим князем Константином Николаевичем. Иконы, вошедшие в царские врата, были написаны знаменитым русским художником Н.А. Кошелевым, автором живописного Страстного цикла в Александровском подворье.
Завершающим местом для подведения итогов информационно насыщенного занятия стало Сергиевское подворье в центре западного Иерусалима, построенное Императорском Православным Палестинским Обществом в 1889 году. Хотя в настоящее время на время масштабного ремонта Сергиевское подворье закрыто для посещения, для гидов, повышающих свою квалификацию, было получено особое разрешение.
В историческом помещении русской бани, где сейчас оборудован штаб реставрации подворья, была проведена лекция в рамках Сергиевских чтений ИППО на тему «Русские паломники на Сергиевском подворье в Иерусалиме». Была подчеркнута особая роль первого уполномоченного ИППО в Иерусалиме Дмитрия Дмитриевича Смышляева, руководителя работ на Сергиевском и Александровском подворье.
Подводя итог, все присутствующие отметили важность проведения подобных мероприятий, раскрывающих историю Русского Иерусалима.