ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Ко святителю и великому чудотворцу Николаю за три моря. Заметки паломника

Издревле в России молитвенные путешествия с поклонением святыням считались важной частью духовной жизни христианина.

Паломники ходили в Святую Землю, на Святую гору Афон, в итальянский Бар-Град, в Киев и многие другие святые места. Ныне православные поклонники и паломники чаще направляются в благочестивые странствия различными быстрыми видами транспорта, но, тем не менее, стараются сохранить паломнические традиции, благоговейно совершить молитву и в пути, и в святых, памятных местах у христианских святынь.

В нашей стране святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, почитают особенно и усердно. Будучи греком, святитель стал самым почитаемым на Руси святым. Пожалуй, нет русского дома и храма, где не было бы образа Николы Угодника, как ласково и почтительно величают у нас византийского святителя IV столетия.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была сформирована паломническая делегация Русской Православной Церкви для участия в торжествах Дня памяти святителя и Чудотворца Николая 20-22 мая 2016 года в итальянском городе Бари, где с XI столетия почивают честные мощи великого угодника Божия. Отдел внешних церковных связей РПЦ сформировал делегацию из ряда митрополий, в состав которой вошли участники и от епархий Донской митрополии. Официальную делегацию для участия в праздновании возглавил Высокопреосвященнейший Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский.

По благословению Преосвященнейшего Симона, епископа Шахтинского и Миллеровского, поклониться мощам святителя Николая отбыли протоиерей Роман Амплеев (старший епархиальной группы), протоиерей Владимир Поляков, протоиерей Александр Маштанов, иерей Александр Барановский, иерей Вячеслав Гудзенко, пресс-секретарь епархии Илья Геннадиевич Шарков и другие паломники.

Когда огромный «Боинг» медленно заходил на посадку в небольшой международный аэропорт прибрежного итальянского города Бари, перед взорами паломников открылись апулийские серебристые оливковые сады и яркая синь Адриатического моря. За бортом лайнера пасмурное московское небо сменилось яркими средиземноморскими красками чаемого Бар-града. Мелькнувшие в иллюминаторе очертания древней каменной базилики придали радость ожидания скорой встречи с великой святыней христианского мира.

Строгость средневековых стен и зданий старого Бари с его монументальностью и монолитностью оживляли стройные пальмы и цветущие олеандры. Десятки небольших, но примечательных деталей апулийской столицы напоминали, какое сокровище с одиннадцатого века хранят стены его древней базилики: стилизованные изображения святого Николая, городские топонимы, связанные со святителем, вензели «N» и, наконец, бронзовая скульптура Мир Ликийского чудотворца в старом городе.

Улыбчивые и доброжелательные итальянцы, позитивная и эрудированная экскурсовод Земфира, во святом православном крещении Зинаида, эмоциональный и добродушный водитель нашего паломнического автобуса Антонио создали тёплую, дружественную атмосферу в незнакомой большинству паломников европейской стране.

Маленькой Россией для нас стало русское Патриаршее Никольское подворье в Бари. Небольшой, но уютный храм в псково-новгородском средневековом стиле, вместительные корпуса подворья и экзотический сад с вековыми оливами и кипарисами, цветущей лиловой бугенвиллией во дворе произвели яркое впечатление. Здесь, молясь у старинных русских образов, вторя церковно-славянскому богослужению, забываешь, что находишься вдали от православной родины.

А вот покровительство великого заступника христиан святителя и чудотворца Николая мы ощущали постоянно. Одной из паломниц делегации Шахтинской епархии, накануне успевшей серьёзно простудиться и тяжело пережить акклиматизацию, святитель по молитве простёр руку помощи. К ночи у паломницы поднялась высокая температура, ощущалась резкая боль в ушах и в горле. Зная особенности своего организма, паломница была расстроена: такие симптомы не сулили ничего доброго на ближайшую неделю, а то и больше.

Помолившись святителю Николаю и выпив имбирного чаю, женщина легла спать. И за ночь хворь отступила. Такого чудесного и быстрого, по её признанию, исцеления с ней никогда ещё не случалось. Происходили и другие неожиданные, но удивительные события: по молитве ко святому была найдена потерянная одним из паломников в оживлённом зале ожидания аэропорта города Бари сумка с документами и многое другое.

Впервые переступив порог величественного барградского средневекового храма и спустившись в крипту базилики, автор этих строк ощутил благоговейный трепет перед святыней. Смотря на лица своих спутников по паломничеству, я видел, что не одинок в этих чувствах. И когда хор многочисленного российского духовенства и мирян у мощей умиленно пел припев акафиста святителю, сердце переживало тонкое ощущение благодати.

В яркий майский день праздника перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари огромная каменная базилика святого Николая, построенная по воле норманнских правителей специально для мощей великого Божия угодника в 1089 году, вместила сотни православных молитвенников из России, Сербии, Грузии и других стран. Единым сердцем и едиными устами многочисленные паломники славили дивного во святых Бога и святителя Николая.

Великолепная базилика Сан Никола – один из лучших образцов романской архитектуры. Белокаменный храм правильно разделен двумя рядами колонн с коринфскими капителями на три нефа, каждый из которых на востоке заканчивается абсидой. В интерьере мы видим уникальные образцы средневековой религиозной пластики. Осенённый киворием главный престол в центральной абсиде отделен от нефа алтарными колоннами из бледно-розового мрамора.

Храм старались в разные эпохи благоукрасить и королевские особы, и епископы, и купцы, и простые горожане. Короли и королевы много жертвовали на украшение базилики. Сербский царь Урош II в 1319 году устроил над гробом Святителя в крипте серебряный престол. Его сын Урош III в 1327 году пожертвовал запрестольный образ. А на средства русского императора страстотерпца Николая II, после посещения им Бари еще в бытность наследником, перемощен мраморный пол в крипте. В храме хранится и икона, пожертвованная последним русским Государем своему небесному покровителю.

Нижняя церковь, или крипта перестроена из прежнего дворца катапана – византийского губернатора провинции Апулии.

Пространство церкви разделено рядами 26 колонн, две из которых изготовлены из редкого нумидийского мрамора, остальные – греческие. Одна колонна в углу, у подножия лестницы, окруженная железной решеткой, считается чудотворной. Многочисленные паломники, прикладываясь к ней, получают исцеление от головной боли. Согласно древнему преданию, эта колонна происходит из Никольского храма в Мирах Ликийских. Когда строителям не хватало одной колонны, чтобы завершить возведение храма святому Николаю, она чудесным образом сама приплыла из Малой Азии вслед за мощами Святителя в Бари. В ночь перед освящением храма люди видели, как сам Святитель собственноручно с помощью двух ангелов водружал эту колонну.

Мощи великого Угодника Божия Николая издревле и поныне мироточат. Когда барийские моряки, прибывшие спасать святыню, вскрыли мраморный саркофаг, оказалось, что мощи Святителя почти плавают в неизвестной жидкости. Взяв мощи, моряки забрали в сосудах и эту священную жидкость. Её называли по-разному: православные «елеем» или «миром», современные католики «манной святого Николая».

Для удобства сбора мира дно гробницы сделано слегка покатым к центру. Миро собирают раз в год, 9 мая, и вливают в большие контейнеры со святой водой для раздачи огромному числу паломников. Небольшие стеклянные флаконы мира с изображением Святителя мы приобрели в лавке при базилике.

В сокровищнице древней базилики нам посчастливилось увидеть многочисленные реликварии со святынями: шип из тернового венца Спасителя, частицы святых мощей апостолов Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, равноапостольной Марии Магдалины, мученика Лонгина Сотника и других.

Много духовных переживаний паломникам из Шахтинской епархии подарили богослужения на Патриаршем подворье. Эта частичка России имеет интересную и драматичную историю.

В начале XX столетия у российских почитателей Святителя Николая возникла мысль построить для нужд русских православных паломников в Бари свой православный храм. Этот проект взяло на себя Императорское Православное Палестинское Общество, которое и прежде, в ходе паломничеств на Святую Землю, возило подданных русского Государя в Италию на поклонение мощам святого Николая.

В январе 1911 года Совет Общества отправил в Бари комиссию с поручением подыскать там место для строительства храма и русского странноприимного дома. В результате был приобретен удобный для строительства участок.

12 мая 1911 года император Николай II утвердил предложение Императорского Православного Палестинского Общества и напротив той части доклада, в которой испрашивалось Высочайшее соизволение на учреждение при Палестинском Обществе специального Барградского Строительного Комитета, начертал резолюцию: «Принимаю его под свое покровительство». Разработанный академиком А.В. Щусевым проект храма и странноприимницы в псковско-новгородском стиле также получил высочайшее одобрение. Торжественная закладка Никольского православного храма в Бари состоялась 9 мая 1913 года.

С началом Первой мировой войны строительство и развитие комплекса приостановилось. А после революционной бури в России 1917 года и последовавших известных событий русский храм перешёл в собственность барийского муниципалитета.

Никольский храм в Бари, сложенный из местного камня «карпора» (тот же вид белого известняка, из которого построена и древняя базилика), с черепичной крышей, с большой мозаичной иконой Николы Чудотворца над входом, недавно возвращен Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и получил статус Патриаршего подворья.

За эти недолгие дни в гостях у святителя шахтинские паломники побывали и в Космо-Дамиановском храме в любопытном гористом местечке Альберобелло, где поклонились частицам мощей святых бессребреников и целителей Космы и Дамиана Аравийских, совершив им молитву.

Завершался третий, праздничный день нашего паломничества. Помолившись за Божественной литургией в базилике, совершённой сонмом российских архиереев и священников, мы вновь приложились к мраморной плите гробницы святителя Николая, испросив благословение на добрую дорогу домой.

Гостеприимный приход Патриаршего подворья при поддержке Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата устроил для многочисленных паломников из России прощальную праздничную трапезу в загородном ресторане.

Всем сердцем благодарим великого святителя Николая, молитвенно хранившего нас в пути и допустившего в свой храм, к святыне нас, грешных. Низкий поклон и благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, молитвенными первосвятительскими заботами которого стало возможно наше паломничество, епископу Шахтинскому и Миллеровскому Симону, благословившему нашу делегацию в молитвенное путешествие, частному благотворителю, рабу Божиему Андрею, сотрудникам Отдела внешних церковных связей, организовавшим многочисленным россиянам добрый приём и создавшим гостеприимную атмосферу в чужой стране. Тепло молитвенного общения и благодать святыни мы все будем благодарно хранить в своих сердцах.

Илья Шарков, пресс-секретарь Шахтинской епархии, действительный член ИППО