ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Монастырь Богородицы Хрисороятиссы

Монастырь Богородицы Хрисороятиссы – Богоматери Золотого Граната XII века расположен в лесистой части Троодосских гор на Кипре, в 40 км к северо-востоку от Пафоса.

Его история хранит древнее предание о чудесном обретении иконы Божией Матери рыбаком, который нашёл икону «Богоматерь с Золотым Гранатом», написанную самим апостолом Лукой, на морском берегу около Пафоса. Согласно легенде, икона была опущена в воду в Малой Азии в период иконоборчества и по морю доплыла до Кипра. Рыбак спрятал икону в пещере, где ей надлежало дождаться часа чудесного знамения и стать одной из известнейших святынь острова.

Прошло около четырехсот лет, ближнюю гору Ройя населили отшельники. Дни и ночи проводили они в уединённых молитвах, собираясь на службы в построенной ими маленькой церквушке Святого Андронника. Накануне дня Успения Богородицы 15 августа 1152 года, когда монахи совершали свои ночные молитвы, внимание одного из отшельников, Игнатия, привлекло загадочное сияние со стороны моря. Отправившись на поиск источника таинственного света, монах ещё не знал, что в недалеком будущем станет первым игуменом новой обители.

В благоговейном смятении стоял он перед иконой Девы Марии и осознавал, что чудесный свет излучала именно она, долгие столетия пролежавшая в темной пещере, скрытой от людских глаз. Глубокой ночью во сне Игнатию явился ангел и призвал монаха устроить монастырь там, где укажет Богородица. Утром, проснувшись, он не нашёл обретённой иконы, но, повинуясь таинственному зову, отправился в лес и вскоре обнаружил свою бесценную находку.  И выстроили тогда Игнатий и его сподвижники-отшельники на этом месте новую церковь, посвятив её Божией Матери Хрисороятиссе.

Немало легенд и противоречивых толкований связано с названием монастыря и иконы, написанной, по преданию, апостолом Лукой. Одна из версий, довольно интересная, но весьма спорная, отражает символическое представление Богородицы как напоившей человечество Золотым молоком –Христом. Вторая традиция соединила имя обители с названием горы Ройя и прилагательным «хрисо» (золотой). Другие говорят о возможности постепенной трансформации слова «росия» (гранат) и представляют Марию как Деву Золотого граната, который считается одним из атрибутов Богоматери и символизирует в христианстве небесный дар (Спасителя), бессмертие и воскрешение.

Внимания заслуживает каждая из интерпретаций, но главной, объединившей их ценностью, стала именно чудесно обретённая икона, положившая начало созданию монастыря, известность которого с каждым годом росла, и со всех сторон острова в обитель стекались люди. За её стенами происходили чудеса и исцеления, умножавшие число верующих.
Постепенно небольшой монастырь превратился в один из самых богатых и влиятельных на кипрской земле.

К сожалению, архивных материалов об его истории сохранилось очень мало. Странствующий русский монах Василий Барский, посетивший здешние места в начале XVIII века, писал лишь о маленькой купольной церквушке, двух-трех кельях да горстке обедневших монахов, имуществом которых Барский назвал лишь окружавшую их красоту и тишину. 

Однако к концу столетия здесь уже проживало около сорока насельников, которые между молитвами и трудами учили в монастырской школе местных ребятишек греческой истории и религии. Ценнейшую коллекцию архивных материалов по истории обители собрал и оставил потомкам игумен монастыря Иоаким. Именно он в 1801 году заказал знаменитому художнику Иоаннису Корнадо икону Богородицы Хрисороятиссы, хранящуюся сегодня в музее святой обители. Периметр большой иконы, выполненной в технике офорта, украшен десятью изображениями, сочетающимися с барочным декором. Мария, увенчанная короной поверх мафория, и младенец на ее руках выглядят по-царски нарядными.

Нельзя сказать, что с приходом XIX века наступил период спокойствия в судьбе монастыря. После неудавшегося освободительного восстания на Кипре турки разграбили обитель, а его настоятеля подвергли жестоким истязаниям.  В результате монастырское хозяйство вновь пришло в упадок, выросли долги, для уплаты которых монахам пришлось продавать некоторые строения на территории комплекса.  Но, несмотря на тяжёлые условия выживания, в стенах монастыря продолжала работать школа, где тайно обучали детей из близлежащих деревень.

В XX столетии серьёзным испытанием для святой обители стало землетрясение 1953 года. Затем, десять лет спустя, безжалостный пожар уничтожил многие монастырские помещения, за исключение храма. Однако все повреждения были скрупулезно и своевременно восстановлены.

Сегодня внешний облик монастырского ансамбля соответствует реконструкции обители конца XVIII века. Его план имеет очертания неправильного прямоугольника с внутренним клиновидным двориком, в центре которого расположилась церковь Божией Матери. Благодаря изобилию цветущей зелени здесь возникает необыкновенное ощущение уюта и умиротворенности.

В архитектурном ансамбле Хрисороятиссы все четыре стороны прямоугольника сформированы двухэтажными зданиями, нижний ярус которых решён в виде арочной галереи перед монашескими кельями, а верхний занимает гостевой балкон с колоннадой по всему периметру комплекса. На восточной стороне двора приглашает утолить жажду фонтан с чистейшей водой.

После июльских событий 1974 года в монастырь Хрисороятиссы был переведён Центр по реставрации икон и рукописей, ранее находившийся в обители Святого Спиридона в городе Тримитуса. Профессиональная подготовка реставратора, полученная настоятелем монастыря  Дионисиосом в Риме, позволила ему воссоздать иконописную мастерскую, существовавшую еще во времена франкского господства.

Бережно восстановлена в обители и самая древняя её постройка – та самая маленькая церквушка, поставленная отшельниками в 1152 году, когда небесное знамение явило чудотворную икону Богородицы Елеусы.

Когда покровительство Божией Матери Хрисороятиссы принял новый храм (его освящение произошло во второй половине XVIII столетия), старинную церквушку посвятили пафосскому епископу Панаретосу, помогавшему восстанавливать святую обитель. Входы в новый храм прорезали в просторных арочных нишах, а заглублённые люнеты над дверями украсили фресками, посвящёнными Пресвятой Марии, со сценами Благовещения, Рождества и Успения.

Выражением трепетного отношения к памятникам архитектуры стала двускатная черепичная крыша, защищающая от дождя и ветра как своды церкви, так и ее наружные росписи. Единственный и просторный зал храма перекрыт цилиндрическим сводом на пяти поперечных ребрах. Сам интерьер церкви выглядит торжественным и нарядным благодаря обилию разнообразных светильников, принесённых в дар монастырю, позолоченных расписных рельефов с библейскими персонажами и орнаментальными мотивами. Добавляет декоративности внутреннему убранству и массивный балкон под сводами. Сохранившийся балкон вполне можно считать уникальным явлением, поскольку теперь крайне редко встречаются подобные архитектурные детали или сведения об их бывшем наличии в церкви.

Полихромная золочёная резьба украшает храм Богородицы Хрисороятиссы в значительных количествах – ею снизу доверху покрыты иконостас, епископский трон и амвон. По колоннам, разделяющим иконы, панелям и карнизам стелются виноградные лозы – этот мотив традиционно символизирует Евхаристию (Святое Причастие). Особым художественным языком, полным символов, мастер резьбы по дереву представляет сюжеты христианской истории.

Храмовый образ Божией Матери Хрисороятиссы с момента чудесного обретения стал гордостью святой обители. Изображение Марии, на правой руке держащей Иисуса и пергаментный свиток, включены в позолоченное обрамление с фигурами двадцати пяти пророков. Знаменитая икона помещена слева от Царских Врат. Кроме чудотворной иконы Богородицы, иконостас содержит еще ряд довольно старинных изображений.

Икону Христа Вседержителя (Пантократора) (справа от Царских Врат) датируют рубежом XVI-XVII столетий.  Его благословляющая десница в благодарность излечения проказы была покрыта священником Поликарпосом в 1848 году золоченым серебром. Остальные храмовые иконы более позднего происхождения, и их относят к XVIII-XIX столетиям. Образ Иоанна Предтечи (Продромоса) расположен традиционно справа от Христа.

За иконой Продромоса – Собор Архангелов или Небесных сил бесплотных, где семь архангелов и шестикрылые серафимы окружают медальон с Христом благословляющим. Огненную сферу с Иисусом Эммануилом, символизирующую Слово Божие, держат два архангела: небесный воевода Михаил и господний посланник Гавриил. Слева от Богоматери Хрисороятиссы один за другим располагаются апостолы Лука и Иоанн Богослов.

Рядом с иконой Апостола Иоанна на северной стене находится позолоченный крест, изготовленный в 1801 году и дополненный сценами жизни Христа. В нем заключена частичка древа Истинного Креста, подаренная монастырю Драгоманом Конесиосом, с именем которого связана одна из трагических страниц кипрской истории времён туркократии.

Кроме священных изображений и реликвий, хранящихся в главном храме, значительное количество памятников церковного искусства собрано в монастырском музее. Здесь представлена еще одна древняя икона, связанная с чудесным обретением образа Богородицы Хрисороятиссы. В музейной коллекции имеются уникальные экспонаты, запечатлевшие различные моменты в истории христианства, начиная с правления Лузиньянов и вплоть до XX столетия.

Многие изображения сберегли для нас авторские подписи мастеров, в основном, происходивших из духовенства. Среди таковых Усекновение главы Иоанна Предтечи кисти Стилианоса; Снятие с Креста, созданное Соломоном; весьма интересно изображение карты Святых Мест, подписанное с обратной стороны Христодулосом Киприотисом, работавшим в Иерусалиме; Собакоголовый Христофор; образы святых Евтихия и Николая, которые считаются самыми ранними (XIV век); Воскрешение Лазаря, отразившее влияние итальянского искусства XV века, и другие. Широко представлены в музее произведения мастеров серебряных и золотых дел: светильники, оклады церковных книг, храмовая утварь, кресты, кадильницы и мощехранительницы.

Материал подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов