Действующий женский монастырь Святого Георгия Аламану принадлежит Китийской митрополии Кипрской Православной Церкви. Он расположен в 19 км к востоку от Лимассола близ села Пентакомо.
Вначале была построена небольшая церковь Святого Георгия. Кто построил ее и когда это произошло, неизвестно. Как мужской монастырь обитель Святого Георгия Аламану отмечена на карте времен венецианского правления.
Церквей и обителей, посвященных Георгию Победоносцу, на Кипре великое множество, но каждая из них имеет какое-то свое наименование. Так и монастырь в Пентакомо назвали обителью святого Георгия Аламану. Немало версий и легенд связано с этим именем. Одна из наиболее правдоподобных трактует слово «Аламану» как allemande (немец, немецкий), связывая его появление с историей 300 святых, переселившихся на Кипр скорее всего из Германии.
Подобная интерпретация названия подкрепляется сведениями из «Насилия над святыми немцами» Саттаса. В летописях Леонтия Махераса также сообщается о 65 святых беженцах, спасавшихся от сарацинов на Кипре в 638 году. Среди имен святых, расселившихся по всему острову, есть и имя Святого Георгия, жившего отшельником в одной из пещер, которых немало разбросано поблизости от монастыря.
По другой версии, в XII веке на этом месте обосновался германский монашеский орден, искавший спасения на Кипре после захвата египетским султаном Палестины. Георгий – один из монахов, бывший солдат, который прославился своими чудесами и благочестием.
После его кончины здесь был основан монастырь святого Георгия Победоносца. Этому святому, который помогал простому люду, и дали имя Аламану, чтобы отличать пришлого защитника от легендарного Георгия Победоносца.
Рассказы о чудесах, сотворенных отшельником Георгием, быстро разнеслись по острову, и множество паломников устремилось в монастырь в надежде на помощь Святого. Монахи, давая приют всем страждущим, расстраивали обитель, готовя новые кельи и гостевые помещения, поставив на месте прежней маленькой церквушки новую.
Затем долгое время монастырь был заброшен. Лишь в 1880 году на месте старого разрушенного храма была построена новая церковь и рядом с ней монашеские кельи. Несколько лет спустя, на этой территории был найден святой источник, названный как агиасма св. Георгия (Αγίασμα – «святыня» в переводе с греческого). Сегодня источник доступен каждому.
У святого источника монастыря Георгия Аламану
Доподлинно известно, что до 1910 года монастырь был мужским, но по каким-то причинам монахи покинули святую обитель и ушли в другие монастыри. Однако святой Георгий поддержал обитель, и вскоре в ней снова возродилась жизнь, когда из другого монастыря, почитавшего этого же святого, из Филаса в Лимассоле, пришли в Пентакомо монахи для несения своей стражбы.
И еще раз обители суждено было прийти в запустение, пока в мае 1949 года она не была заново отстроена благодаря усилиям Митрополита Китиона, а потом и самого Архиепископа Кипра Макариоса, после чего здесь обосновались монахини.
У въезда в монастырь, слева от арки, открывающей дорогу к постройкам обители, паломников встречает Святой Георгий на коне. За спиной у храброго воина сидит прекрасный юноша, спасенный им из страшного арабского плена. Это знаменитая и очень любимая на Кипре сцена жития святого представляет на монументальном барельефе, как бы предваряющем вход в монастырь.
У самой арки Святой Георгий изображен на мозаичной иконе. Еще одна встреча с православным воином ожидает посетителей в маленькой предвратной церкви Святого Георгия, утопающей в бело-сиреневой купели цветущих деревьев и находящейся справа от дороги, ведущей к монастырскому комплексу. Здесь с иконы взирают святые Георгий и Димитриу, сидящие на конях.
Сам монастырь достаточно большой и включает, помимо предвратной церкви, двухэтажную арочную галерею с кельями монашек, окружающую внутренний двор обители.
Вся правая сторона его занята главной монастырской церковью с не совсем обычным для крестово-купольного православного храма бескупольным цилиндрическим сводом, ребра которого украшены крупными медальонами с изображениями святых женщин.
Святые Екатерина, Евдокия, Анастасия, Полина, Наталья, Марина, Ирина спокойно и строго смотрят с круглых медальонов балкона, пересекающего центральный неф церкви с западной стороны.
Вход в храм расположен тоже нетрадиционно: не с западной, а с южной стороны, так, что иконостас, находящийся справа от входа, уравновешен слева балконом.
Стена напротив входа украшена фресками, изображающая святых Ефимию, Ефросинью, Иоанну, Параскеви, Кириаки. Расписана церковь иконописцем из Ларнаки Софианосом, а вот величественный епископский трон, декорированный львом и драконами, символизирующими победу христианства над язычеством, был искусно вырезан из кипариса неизвестным художником-резчиком еще сто лет назад.
И над всем этим сонмом святых женщин возносится четырехкратное изображение Бога, расположенное в первом отделении цилиндрического свода, заменяющем привычный купол: Бог до бытийный (Старший, чем мир), Бог Вседержитель (Пантократор), Бог юный (Ангелос), Бог зрелый (Морфу), воплощая и персонифицируя идею Бога Вездесущего.
Спокойно и несуетно живут под его опекой 30 монашек, составляющих сегодня монашескую братию: занимаются полезными делами, выращивают фрукты и овощи. Плоды их трудов представлены в небольшой монастырской лавочке, где деловито распоряжается пожилая сестра.
Продают монахини варенье, сушеные грибы, мед – пищу телесную, но не забывают и о пище духовной, предлагая на выбор богословские труды, книги из истории христианства, христианской церкви, самого монастыря, издания для детей, притягивающие взор красочными иллюстрациями о легендарном Святом Георгии и его подвигах. И, конечно же, здесь представлены самые разные иконы и изображения Святого Георгия, в честь которого и воздвигнут монастырь.
Говорят, что даже пыль, сметенная с пола в церкви Святого Георгия Аламану, наполнена чудодейственной силой и может помочь человеку в его беде. Жители деревни Монагрулли рассказывают, как собранный в храме мусор и рассеянный над морем, чудесным образом вернул назад быков, украденных у крестьян, уснувших в жаркий полдень во время работы в поле: животные приплыли к своей хозяйке, обратившейся с молитвой к святому Георгию. А Элени, матери Михаила Просавкоса из деревни Клопари, пыль с церковного пола, брошенная ею перед входом в здание суда в Лимассоле, помогла изменить несправедливый приговор и вернуть домой невиновного сына.
Проходят столетия, пробегают дни и часы, одни поколения людей сменяются другими, а монастырь Святого Георгия Аламану всё так же радушно встречает всех, верящих в чудо праведной победы добра. Благородство и любовь к людям несут сестры-монашенки, сегодняшние хранительницы святой обители во главе с настоятельницей, не случайно именуемой «Евгения», что означает «Благороднорожденная»
Материал подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов
Фотографии из архива Кипрского отделения ИППО