«Кошачий» монастырь Святого Николая находится всего в 10 км от Лимассола, недалеко от соляного озера полуострова Акротири. Это удивительное место, в котором живёт несколько десятков кошек. Они чувствуют себя здесь полноправными хозяевами. За кошками ухаживают несколько монахинь, которые также заботятся и о самом монастыре.
С созданием этого монастыря связана удивительная история. В четвёртом веке нашей эры на Кипре случилась небывалая засуха, в результате чего на острове в огромном количестве расплодились ядовитые змеи. В 327-м году на остров приехала св. Елена, по приказу которой сюда было доставлено около 1000 кошек. В течение нескольких лет кошки охотились на змей, в конечном итоге практически полностью истребили их. Жили пушистые охотники в монастыре, который был основан недалеко от того места, к которому причалил корабль святой Елены.
Вот почему монастырь Святого Николая – это «кошачий» монастырь: на Кипре он считается старейшим и единственным в своем роде.
А освятили храм в честь святого Николая не просто так: его считали покровителем рыбаков и моряков, чем и промышляло в первую очередь местное население острова.
Изначально монастырь был мужским. Конец 15-го столетия приносит на остров землетрясение, а с ним и разрушение храма. Немало горя привезли с собой и турецкие мусульмане. Они казнили большинство жителей обители, остальных сделали рабами. Кошки были брошены на произвол судьбы.
Начиная с 1750 года митрополит Макарий возрождает монастырь, но он просуществовал недолго. Спустя два века, обнаружив на стенах обители уникальные фрески, монастырь решили восстановить. В 1960 году возрождается храм, построенный в 13-м веке. В 1983 году при содействии митрополита Хрисанфа Лимассольского открывается женский монастырь. В то время кошек здесь и не было, чего не скажешь о змеях. Инокини взяли несколько кошек к себе в обитель, зная об опыте предков, и решили проблему со змеями.
В 1484-м году этот монастырь посетил венецианский монах, который позже рассказывал в своих заметках о том, что кошки прибегали на обед при звуках монастырского колокола. Покончив с едой, они возвращались к охоте на змей.
Отец Стефан Лузиньян рассказывал, что византийским монахам и владельцам монастыря передавались в дар близлежащие земли. Но непременным условием такого «подарка» было пожизненное содержание сотни-другой котов, которым необходимо было обеспечить двухразовое питание в день. Этот рассказ относится к XVI веку.
Уважение к кошкам со стороны местных жителей оказалось настолько велико, что постепенно древний мыс Каргея, рядом с которым находится монастырь, стали называть Каво Гата (переводится как «Кошачий мыс»).
Сегодня кошки являются «визитной карточкой» Кипра, а местные рыбаки обязательно делятся с пушистыми друзьями своим уловом в день святого Николая, дабы ублажить четвероногих спасительниц.
Считается, что кошки, живущие при монастыре, были выдрессированы до такой степени, что звуки церковного колокола воспринимались ими как команда. Когда колокол звонил в первый раз, кошки отправлялись охотиться на змей. Второй звон колокола означал, что они могут вернуться на территорию монастыря и поесть. Раньше многие паломники приезжали в монастырь только для того, чтобы посмотреть, как десятки животных настоящим потоком сбегаются во двор монастыря для приёма пищи.
Сегодня кошки продолжают жить в монастыре Святого Николая, правда, число их сильно сократилось – осталось всего 60 или 70. Монахини получают от государства небольшую субсидию на кормёжку кошек, однако на многое её не хватает, поэтому туристы часто привозят с собой корм для «охотников» на змей. В настоящее время кошкам выделен небольшой садик, в котором они проводят основную часть своего времени.
Стоит отметить, что посетить Кошачий монастырь Святого Николая стоит не только из-за кошек. Здесь до сих пор занимаются иконописью, а внутри можно помолиться и посмотреть на старинные иконы. Кроме того, этот монастырь считается одним из старейших на Кипре.
Материал подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов