Главная паломническая достопримечательность округа Пафос на острове Кипр – монастырь св. Неофита Затворника (Agios Neofytos) – находится в 10 километрах к северо-западу от города Пафос. Добратся до монастыря св. Неофита из Пафоса можно двумя дорогами.
Первая проходит через селение Емпа (Empa) и Тала (Tala).
Вторая – через деревни Месоги (Mesogi) и Тримитуса (Tremitxousa). Обе эти дороги соединяются недалеко от монастыря. Из монастыря, расположенного на высоте 412 метров над уровнем моря, открывается великолепный вид на водный простор и город Пафос.
Святой Неофит Затворник
Св. Неофит – один из почитаемых и любимых святых на Кипре. Житие его подтверждает, что это был действительно великий человек. Неграмотный юноша из деревни стал не только основателем одного из самых известных монастырей на острове, но плодовитым писателем средневизантийского периода.
Св. Неофит родился в 1134 году в маленькой деревне Като Дрис недалеко от Лефкары на севере округа Ларнака в большой и бедной крестьянской семье. Уже с ранних лет он избрал монашеское поприще. Когда ему исполнилось 18 лет, родители решили его женить. Юноша тайно покинул отчий дом и стал послушником монастыря св. Иоанна Златоуста на севере острова у горы Кутсовенди.
Поскольку Неофит был неграмотен, настоятель монастыря Максим дал ему послушание возделывать монастырские виноградники. В течение пяти лет он совмещал тяжёлый труд с учением. За эти годы он овладел грамотой и письмом, изучил Священное Писание и наизусть выучил Псалтырь.
Упорство и преданность вере Неофита были замечены, его назначили помощником ризничего, и два года он исполнял это послушание. Проживание в монастыре укрепило его стремление к аскетической жизни, и он просил у настоятеля разрешения стать отшельником. Неофит был ещё молод, и настоятель отказал ему. Тогда с благословения настоятеля он совершил паломничество на Святую землю, где провёл в скитаниях полгода, безуспешно пытаясь найти отшельника, который взял бы его в ученики.
После возвращения в монастырь св. Иоанна Златоуста он снова просил настоятеля разрешения стать аскетом, и снова получил отказ. Тогда Неофит решил покинуть монастырь и отправиться в Малую Азию на гору Латрос, где жили монахи-отшельники. В порту Пафоса Неофита арестовали как беглеца и посадили в тюрьму. После ходатайства влиятельных знакомых он был вскоре отпущен и решил искать уединения на Кипре.
В 1159 году недалеко от Пафоса он нашёл небольшую пещеру. За год упорных трудов Неофит устроил в ней небольшую церковь – скит Энклестра и келью, в которой вырыл для себя могилу. Позднее он вырубил в скале рядом с кельей трапезную и освятил весь скит во имя Святого Креста. Семь лет провёл Неофит в одиночестве, молитве и аскетических подвигах.
Постепенно слухи о праведном затворнике распространились по окрестным деревням, и дошли до епископа Пафоса Василия Киннамоса. В начале 1166 года Василий Киннамос предложил Неофиту принять священнический сан и взять к себе в помощники учеников. После четырёхлетнего сопротивления отшельник, наконец, согласился. Монастырь начал расти, число монахов увеличивалось, в скале появились кельи.
Постоянный приток посетителей в скит мешал уединённой жизни Неофита, и в 1197 году он выкопал высоко над скитом новую келью и дал ей название «Новый Сион». Чтобы участвовать в богослужениях, он устроил над церковью скита ещё одну келью – «Святилище», которая соединялась с церковью прямоугольным лазом. С тех пор он приходил к своим ученикам для беседы и наставления только по воскресеньям, проводя жизнь в постах, писательском труде и молитвах в затворе.
Дата смерти святого неизвестна. Произошло это после 1214 года, когда он закончил свой знаменитый «Ритуал таинства», который хранится в библиотеке Эдинбурга в Шотландии. Согласно воле святого, он бы похоронен в могиле, которую сам себе приготовил, а отверстие, сделанное для того чтобы поместить гроб в могилу, перекрыли стеной, чтобы её не было видно. Со временем точное место погребения святого было забыто.
История монастыря
Дальнейшая история монастыря св. Неофита во много схожа с историей других кипрских обителей. В 1503 году усилиями настоятеля был возведён новый храм монастыря в 100 метрах от скита св. Неофита. В 1570 году монастырь разграбили турки. После выхода фирма (указа) турецкого султана Мурата монастырь св. Неофита, как и некоторые другие обители острова, был продан, и монахи покинули его. Возрождение обители началось в 1611 году при настоятеле Леонтии. Тогда же монастырь получил статус ставропигиального (подчиняющегося только архиепископу Кипра).
В 1735 году монастырь посетил русский монах В. Григорович-Барский. Он составил описание монастыря и сделал очень подробные рисунки, которые в наши дни были использованы для восстановления обители. Монастырь тогда переживал не лучшие времена: «Имеет келий около десяти, лепотного (красивого) художества, из твёрдого и крепкого камня, иноки же весьма малочисленны, только два или три там находятся, и те не могут ни чина иноческого, как подобает хранить, ни больше числом умножиться, из-за многих насилий и нестерпимых деяний турецких».
В 1746 году при настоятеле Афанасии монастырь вновь стал возрождаться, а в 1756 году при этом же настоятеле были найдены мощи святого, которые были перенесены в главный храм монастыря.
Во время террора, который устроили турки на Кипре в 1821 году в ответ на поддержку частью духовенства острова освободительного восстания в Греции, настоятель монастыря Иоаким, много сделавший для преумножения имущества обители, был подвергнут пыткам, а затем казнён.
В настоящее время в монастыре св. Неофита 10 монахов. В состав здешней монастырской братии входят несколько иноков из России, решивших посвятить себя служению Церкви на кипрской земле. Усилиями сегодняшнего настоятеля монастыря Леонтия издаются труды св. Неофита, а часть из них переводится на русский язык.
Как уже говорилось выше, св. Неофит был одним из плодовитых писателей средневизантийского периода и одним из первых историков Кипра. Он написал больше десятка сочинений, из которых, кроме «Ритуала таинства», наиболее известны «О бедствиях в Кипрской стране» и «Слово на шестоднёв». Св. Неофит – автор проповедей и комментариях к Библии, а также других работ, содержащих ценные сведения о житиях святых и истории острова.
Скит святого Неофита
С севера, запада и востока монастырь окружён высокими холмами. На восточной стороне самого большого холма находится скит св. Неофита. «Там на отвале, с неудобным входом, как ластовичное гнездо, находится пещера св. Неофита, где ныне есть церковь во имя преподобного, весьма мала, исписана вся иконописанием, умиляющим каждого благочестивого поклонника», – писал о нём В. Григорович-Барский.
К скиту можно пройти через узкий мост, построенный в 1877 оду, Скит св. Неофита состоит из церкви Святого Креста, её притвора, кельи св. Неофита и трапезной.
Кельи Святого Креста и келья святого были полностью расписаны по благословению самого Неофита в 1183 и 1196 годах. Сохранилось имя иконописца Феодора Апсевдиса, живописца из Константинополя. Об этом свидетельствует автограф живописца на северной стене кельи. В 1503 году фрески церкви были обновлены и дополнены. Росписи церкви и кельи святого до сих пор поражают взор посетителя.
Из росписей церкви скита наиболее выразительны сцены Страстей Господних на верхней части южной и западной стен. Хорошо сохранились фрески «Тайная Вечерня», «Омовение ног», «Молитва в Гефсиманском саду», «Предательство Иуды», «Иисус перед Пилатом», «Путь на Голгофу», «Распятие и Снятие с Креста». В нижней части западной стены церкви возле двенадцати изображений египетских монахов-основателей первых монастырей находится интересная фреска св. Стефана Нового, мученически погибшего от рук иконоборцев в VIII веке. Он держит в руке икону Пресвятой Богородицы Элеусы (Милостивой). На восточной стороне церкви сохранилась большая часть фрески святых Константина и Елены, держащих Крест Господень.
Самая впечатляющая фреска церкви находится над алтарём, который расположен в северной части из-за морфологии пещеры. На ней св. Неофит в ангельском одеянии со скрещёнными руками молитвенно просит архангелов помочь ему оказаться достойным встречи с Богом.
Другая выразительная фреска находится в келье. На ней св. Неофит коленопреклонённо молит Христа, сидящего на троне. По обеим сторонам от святого в молении обращаются к Христу Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель.
Притвор церкви был украшен фресками в начале XVI века, из них хорошо сохранилась только «Благовещение Пресвятой Богородице». Росписи в трапезной, которая расположена к северу от кельи святого, были выполнены после 1124 года. До наших дней дошла лишь небольшая часть сильно повреждённых фресок.
Главный храм монастыря святого Неофита
Главный храм монастыря (католикон) был построен в начале XVI века и освящён в честь Пресвятой Богородицы. Он представляет собой купольную базилику, в облике которого прослеживается влияние венецианского стиля. Боковые приделы храма отделены двумя колоннадами по четыре колонны в каждой. Колонны украшены псевдокоринфскими капителями, характерными для венецианского Ренессанса.
В 1735 году В. Григорович-Барский увидел главный монастырский храм таким: «Храм Пресвятой Богородицы, внутри монастыря стоящий, расположением не велик, ни мал, но одинаков, в долготу же и широту и высоту равен; светел, со многими окнами, и сверху с лепозрачным (красивым) куполом. С наружи и внутри создан из чистого и резного камня, и двое врат великолепных имеет, от запада и юга…»
В храме частично сохранились росписи сводов, выполненные 1544 году. Из росписей свода южного нефа, посвящённых событиям из жизни Пресвятой Богородицы, до нас дошли фрески «Молитва Иокима», «Рождество Христа», и «Поклонение Волхвов». В росписях апсиды выделяются две фрески – «Причастие апостолов» и изображение святых отцов церкви: Афанасия, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Кирилла Александрийского и св. Иоанна Милостивого.
В полукруглой нише апсиды под изображением св. Сильвестра сохранилась живописная фреска с ангелом, держащим багровую плащаницу. На восточной стороне северного придела храма обращает на себя внимание изображение Святой Троицы в западном иконографическом варианте, то есть в своде небес Бог Отец, Христос и Святой Дух в виде голубя вместо обычного изображения ветхозаветной Троицы в византийской иконописи.
Иконостас храма – один из немногих сохранившихся на Кипре образцов резьбы по дереву XVI века. Иконы Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, двенадцати апостолов и архангела Михаила и Гавриила относятся к XIX веку. Небольшие иконы, посвящённые двунадесятым праздникам, выполнены в 1544 году в византийском стиле, характерной для эпохи Палеологов. Икона св. Неофита написана известным кипрским мастером Иоанисом Коронаросом в 1806 году. Серебряная рака, в которой хранится честная глава св. Неофита, изготовлена 1802 году.
Музей монастыря
В восточном корпусе обители расположен музей монастыря. В пяти его залах представлены собрание икон XII-XIX веков, евангелий, рукописей, в том числе рукопись св. Неофита, печатных книг и античной керамики. Стоит особо выделить лики Христа и Богородицы (1183 г.) работы Феодора Апсевдиса, расписавшего церковь скита св. Неофита, и иконы архангелов Михаила и Гавриила (1544 г.) иконописца Иосифа Хуриса. Русскому паломнику среди экспонатов музея будут особенно интересны поминальный синодик о пожертвованиях, которые собирались на монастырь в 1863 году в России, великолепная шитая золотом плащаница и икона Венчание Богородицы на царство русского письма.
Престольный праздник монастыря – 15 августа, Успение Пресвятой Богородицы. Память св. Неофита празднуется дважды – 24 января и 28 сентября.
Эмпа. Церковь Пресвятой Богородицы
По дороге из монастыря св. Неофита можно сделать остановку в деревне Эмпа (Empa), чтобы осмотреть церковь Пресвятой Богородицы Элеусы (Panagia Chryseleousa). Эта значительная по кипрским масштабам церковь построена в XII веке и представляет классическую, византийскую, крестово-купольную базилику. Росписи церкви относятся к XV столетию. Нартекс (притвор) храма с восьмигранным куполом пристроен в 1744 году.
Среди хорошо сохранившихся фресок стоит отметить лик Христа Вседержителя в окружении Сил Небесных, сцену Страшного Суда на южном своде и цикл из двенадцати фресок, посвящённых основным событиям из жизни Христа. В иконостасе работы XVI века особо стоит отметить иконы Пресвятой Богородицы Элеусы, Христа и Иоанна Крестителя.
Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО, профессор