ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Никольская церковь в селе Саметь

В 60-е годы XVIII века взамен деревянных церквей в селе Саметь был возведён каменный пятиглавый храм с трёхъярусной колокольней, освящённый в 1768 году.

В него перенесли три престола из прежних деревянных церквей:

1. В холодном четверике во имя святителя Николая Чудотворца, в тёплой трапезной,
2. Во имя святых апостолов Петра и Павла (правый),
3. Во имя Алексия, митрополита Московского (левый).

В первой половине XIX века была возведена новая колокольня, а в 1870-е годы переделана трапезная с приделами Алексия митрополита и Петра и Павла. Во второй половине XIX века церковь была окружена кирпичной оградой (утрачена и воспроизведена в старых формах в 1980-1990-х гг.) с воротами и угловой часовней. К западу от храма в ограде стоит дом причта начала XX века, неподалёку от него у юго-западного угла колокольни сохранилась часовня-столп того же времени.

В 1914 году Император Николай Второй – в память своего посещения в 1913 году Костромской губернии – прислал в дар этой церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери, которую 15 июля 1914 года – за несколько дней до начала Первой мировой войны – массовый крестный ход перенёс из церкви святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны в Костроме в Никольскую церковь в Самети (этот образ был похищен из храма осенью 2002 года).

В советское время в селе Саметь находился известный на всю страну колхоз «12-й Октябрь», возглавляемый легендарной Прасковьей Андреевной Малининой – дважды Героем Социалистического Труда, кавалером шести орденов Ленина. Благодаря именно этому человеку церковь в селе не была закрыта в те годы.

Живопись XIX века заполняет свод и стены храма отдельными картинами, соединёнными между собой орнаментальными композициями типа гризайли. Письмо академическое, профессиональное. Иконостас выполнен по проекту 1838 года костромского архитектора М. М. Праве, очевидно, в 1840-х гг. Классический по сути он включает витые колонки с гирляндами цветов, что придаёт ему барочный вид. Иконостас изобилует резьбой с тонкой прорисовкой всех деталей, что характерно для творческого почерка зодчего. Масляная живопись в трапезной исполнена большесольским мастером А. М. Баженовым в 1882 году, правлена в 1980-е годы. Иконостасы приделов фабричной работы выполнены в псевдорусском стиле начала XX века.

Святыни храма:

Экскурсия рассчитана на 40 минут.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец (IVвек). Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осуждённым, и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» – и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с английского – святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящён не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа – его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний.

22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.

Святитель Николай Чудотворец отошёл ко Господу в 345-351 годах – точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.

19 декабря и 22 мая, в день памяти святителя Николая, в Самети проходят Никольские ярмарки (народные гулянья: выступление народных коллективов, соревнования, торговля изделиями местных мастеров, катание на лошадях (плетёные изделия, копчёная рыба, молоко, творог).

Могила дважды Героя Социалистического Труда, председателя колхоза «12-й Октябрь» П. А. Малининой, расположенная в церковной ограде.

 Звонница на колокольне.

4 августа 1955 года в 18 км от города Нижний Новгород (Горький), в районе древнего Городца, было перекрыто русло Волги. Было создано Горьковское водохранилище площадью 1750 квадратных километров. В сентябре 1956 года в районе села Куниково было перекрыто русло реки Костромы, и её воды направились по новому искусственному руслу в Волгу. Натолкнувшись на подпор Волги, воды реки Костромы широко разлились, образовав залив Горьковского водохранилища – Ярославско-Костромское водохранилище.

Потребовалось переселить 19 населённых пунктов. Сотни семей из затопленных сёл и деревень были вынуждены покинуть родные дома. В 1989 году на месте бывшей деревни Губачёво в Костромском районе появилась берёзовая роща. 62 дерева – по числу домов в родной, но уже несуществующей деревне посадил вместе с односельчанами Александр Никитович Разживин.

Деревни Губачёво, Скрывалово, Митино, Новленское, Пашутино состояли в приходе Никольского храма Сельца за Воржею. Принадлежали на продолжении нескольких веков Ипатьевскому монастырю. Церковь Николая Угодника была центром прихода и разделила судьбу всех окружающих приходских деревень, то есть была снесена с лица земли. Люди до сих пор хранят память о древнем чудотворном образе Святителя Николая, который находился в местном храме.

На стенах небольшой часовни, построенной на месте деревни, выгравированы 1 000 имён и фамилий, даты и места рождения, даты и места последнего боя всех отцов и дедов, всех солдат, не вернувшихся с войны и сложивших головы на полях сражения в Первую мировую войну и в годы Великой Отечественной войны из затопленных деревень. Чтобы знали и помнили…

Автор: председатель Костромского отделения ИППО, протоиерей Дмитрий Сазонов