ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Паломничество в монастырь Махерас

Члены Кипрского отделения ИППО во главе с председателем отделения Леонидом Булановым и членом Кипрского отделения Лазарем Папулидисом совершили паломничество в Святой царский ставропигиальный монастырь Пресвятой Богородицы Махера, в один из самых значительных действующих православных монастырей на Кипре.

Монастырь Махера, который является побратимом Ватопедского монастыря, придерживается строгого афонского монастырского устава.

Исторический монастырь Богородицы Махера расположен недалеко от Никосии, в живописных горах Троодоса. Монастырь был построен на высоте 870 м над уровнем моря на склоне горы Киони (её высота 1423 м) среди густого соснового леса. Это уединённое место словно создано Господом для молитвы и жизни отшельников.

Монастырь Махера привлекает как туристов, так и местное население. Многие из посетителей посещают близлежащие леса, чтобы приблизиться к природе в этом тихом месте. Дорога, ведущая в Капедис и в монастырь Махера, проходит через лес Махерас.

Участники паломничества набрали святой монастырской воды из источника, поклонились иконе Божией Матери Махера (Махериотисса), купили несколько икон в монастырском магазине.

Из истории монастыря

Название обители – Святой царский ставропигиальный монастырь Пресвятой Богородицы Махера. Царским монастырь называется потому, что византийский император оказал помощь при его строительстве. На закладной камень был возложен крест, поэтому монастырь называется ставропигиальным. Это означало, что монастырю гарантировалось право самоуправления. На Кипре существуют ещё два таких монастыря: Киккский и святого Неофита-затворника.

Относительно названия монастыря Махера есть несколько преданий. Одно из них гласит следующее. В XII веке, когда берёт своё начало история обители, монах-отшельник по имени Неофит, живший в Палестине, перебирается из-за набегов сарацин на остров Кипр. Вместе со своим послушником Игнатием он поселяется в монастыре св. Иоанна Златоуста в Кунцовенти, что в горах Пентадактилос, сейчас – в турецкой части острова.

Ежедневно видя оттуда необъяснимое чудесное свечение в горах Махера, Неофит и Игнатий отправляются разузнать поподробнее, что же это такое. Уже вблизи они увидели, что свет исходит от пещеры, где находится икона. Но проникнуть вовнутрь не было возможности: вход в пещеру густо порос кустарником. Согласно преданию, неподалёку они нашли нож и услышали глас Богородицы, призывавшей их расчистить вход в пещеру. Причём путь к пещере преграждали многочисленные заросли, поэтому им приходилось использовать длинный нож, чтобы расчищать дорогу.

Сделав это, отшельники вошли вовнутрь и обрели икону с ликом Богородицы. Впоследствии эта икона и получила название Махериотисса (от греческого слова «μαχαίρι» – махайра или нож), а построенный позже монастырь стал называться монастырём Панагии Махера. Среди всех названий обители, встречающихся в русских источниках: Махера, Махерас, Панагия Махера, Богородица Махера, Божия Матерь Махера, Махериотисса и т. д.

Трёхнефовая церковь, сохранившаяся до наших дней, была построена между 1892 и 1900 гг., заменив собой прежнюю, сожжённую дотла. Резной деревянный иконостас относится к 1919 году. Церковь окружена различными службами, принадлежавшими монастырю. Весь комплекс представляет собой квадратную площадь. Вышеупомянутые службы были построены после 1892 года. Крытые монастырские аркады достигают 19 метров в высоту и относятся к 1900 году.

Примерно в 1172 году двое монахов посетили Константинополь и попросили о поддержке императора Мануила Комнина в год по 50 монет для возведения на горе монастыря.

По возвращении монахи построили часовню в честь Богородицы и кельи. По завершении строительства монастыря умирает монах Прокопий, оставляя Игнатия и двух других монахов, пришедших в скит. После смерти Игнатия отцом-настоятелем монастыря становится Нил. Он построил церковь, увеличил количество монашеских келий и возвёл стены.

Согласно надписи, сделанной на камне, монастырь Махерас был полностью уничтожен в 1530 году пожаром и спасена была только икона Божией Матери. Это происшествие положило начало великому пробелу в судьбе монастыря, последующие сведения о котором относятся к XVII веку. Леонтий был новым отцом-настоятелем, собиравшим деньги на реставрацию, и в 1697 году была отремонтирована монастырская церковь. Его преемник неизвестен; в 1720 году отцом-настоятелем стал Парфений арабского происхождения. Парфений приехал на Кипр в очень раннем возрасте. Он выучил греческий язык и позже стал монахом в монастыре Махераса.

Согласно архимандриту Киприану, Парфений восстановил монастырь, добавив к нему множество других служб, виноградников и прочих земель. В 1760 году монастырь обладал всеми привилегиями. Парфений умер в 1766 году и его преемником стал Иоанникий II, который продолжал вести реставрационные работы. В 1873 году он послал архимандрита и казначея монастыря вместе с дьяконом Киприаном, который впоследствии станет Кипрским архиепископом, в Молдовлахию для сбора податей. В 1794 году с той же целью в Молдовлахию была отправлена вторая экспедиция.

В 1795 привилегии монастыря были заново оглашены Патриархом Константинопольским Герасимом III. В 1796 году преемником Иоанникия стал Герман, который занимал этот пост до 1827 года. Герман способствовал выплате большей части долга монастыря. В момент его назначения отцом-настоятелем долг монастыря исчислялся в 48000 грошей, а к моменту его смерти сократился до 15000 грошей. Между 1843 и 1848 гг. Каллиник I стал отцом-настоятелем и затем его сменил Иезекииль. В 1857 году Иезекиилю пришёл на смену Каллиник II, пробывший до 1868 года. Преемником Каллиника II был Христофор. Ему на смену в свою очередь пришёл в 1892 году Игнатий II, который занимал этот пост вплоть до 1900 года.

5 сентября 1892 года пожар, произошедший на свечном складе, вновь дотла сжёг монастырь Махерас. Монахам удалось спасти его сокровище – икону. Митрофан стал отцом-настоятелем монастыря с 1900 по 1937 гг. С 1937 года, когда Митрофан сложил свои полномочия, и до 1948 года должность оставалась вакантной из-за законов, введённых британскими властями после беспорядков 1931 года. Архимандрит монастыря Григорий пребывал в качестве отца-настоятеля.

Григорий сложил с себя полномочия в 1948 году, и на его место был назначен Ириней. Он занимал этот пост до 1960 года, пока его не сместил Священный Синод. Иринея сменил Ирпидий, занимавший пост до 1964 года. С того дня и до 1987 года пост отца-настоятеля монастыря занимал архимандрит Дионисий. Решением Святейшего Синода Дионисия заменил архимандрит Харитон в 1987 году.

Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО