Продолжаем публикации статей 2-го исправленного и дополненного издания «Святая Земля: история и наследие. Православный путеводитель», автором которого является заместитель Председателя ИППО Николай Лисовой.
Селение Кана (8 км от Назарета в сторону Тивериады) упоминается в Евангелии от Иоанна, по разным поводам, трижды (Ин. 2: 1, 4, 46; 21, 2) – и каждый раз сопровождается указанием «Галилейская», очевидно, для отличия от Каны Финикийской (в современном Ливане). «Кана вся потонула в цветущих садах, – писал известный писатель-путешественник Е. Л. Марков, посетивший Святую Землю в 1885 г. – Это сплошная корзина кактусов, смоковниц, гранат». В Кане Господь совершил первое из Своих чудес: претворил воду в вино.
«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них… Было же тут шесть каменных водоносов… вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2: 1-3; 6-11).
По церковному преданию, женихом на свадьбе был один из 12 апостолов – Симон Кананит (прозвище указывает происхождение из Каны). Греческий православный храм, ассоциируемый местным преданием с домом Симона Кананита, впервые упоминается в источниках в 1347 г. С середины XVII в. к православному храму присоседились францисканцы. Рядом с церковью стояла мечеть. Двести с лишним лет католики ждали, пока она придёт в упадок и запустение, чтобы приобрести это место. Ежегодно 6 января из Назарета в Кану приезжали монахи и на развалинах совершали службу. Купить землю им удалось лишь в 1879 г. Произведённые раскопки показали, что мечеть стояла на месте еврейской синагоги V–VI вв. Построенная в 1879 г. францисканская церковь сохранила в крипте её архитектурные остатки, в том числе мозаику с арамейской надписью: «Да будет благословен Иосиф, сын Танума, сына Буты, с его сыновьями за то, что сделали они сию мозаику». Новые раскопки (1969 г.) в северном дворе храма обнаружили другие мозаики и древние стены синагоги.
В начале 1880-х гг. закрепиться в Кане пытался архимандрит Антонин (Капустин). В 1881 г. он берёт на своё содержание местную православную школу, затем приобретает участок земли, рядом с католическим местом и близ православной церкви. Одолеть католиков, однако, не удалось. «Когда наш консульский агент в Хайфе С. Хури купил этот участок на своё имя (по поручению о. Антонина), – разъяснял позже генеральный консул в Иерусалиме А. Г. Яковлев, – то католики, владевшие смежным участком, обождали законный срок, предъявили на участок своё «право соседа», и, вследствие неявки Селима Хури в суд, получили заочное решение в свою пользу с обязательством уплатить г-ну Хури истраченные им 500 франков».
Новый православный храм на месте старого, «убогого», был построен в 1880-е гг. на средства Императорского Православного Палестинского Общества. 9 сентября 1889 г. основатель и Секретарь Общества В. Н. Хитрово писал из Петербурга к А. Г. Кезме в Назарет: «Прошу Вас немедленно послать кого-нибудь в Кефр Кенна (Кану Галилейскую. – Н. Л.) и узнать там, получен ли во вновь строящейся там церкви иконостас и образа для него и поставлены ли на место. Если доставлены, но не поставлены на место, нужно немедленно принять меры». 20 октября того же года В. Н. Хитрово по поручению Председателя ИППО Великого князя Сергия Александровича присутствовал на освящении храма во имя св. Георгия Победоносца. При этом, вспоминал Хитрово, митрополит Назаретский Нифонт получил от Патриарха Иерусалимского Никодима «страшный нагоняй» – «за освящение церкви, за оказанные мне почести, за русское пение и т. п.».
__________________галерея__________________
Напоминанием об участии Общества в строительстве храма и иконостаса служили до начала нынешнего столетия образы преподобного Сергия Радонежского и праведной Елисаветы – небесных покровителей Сергия Александровича и его супруги Елисаветы Феодоровны – на южных и северных вратах алтаря. Теперь иконы перенесены в притвор, а в иконостасе заменены греческими: духовенство Иерусалимской Церкви старается нивелировать следы русского присутствия в Палестине.
Главной святыней храма являются два каменных водоноса, один – сильно повреждённый, другой совсем целый, стоящие слева и справа от алтаря. На отдельном аналое – икона апостола Симона Кананита. После Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа, когда апостолы разошлись на проповедь, ему досталась по жребию Абхазия. Там (неподалёку от Сухуми), на месте мученической кончины апостола, издревле существовал Симоно-Кананитский монастырь, возобновлённый в 1870-х гг. русскими иноками c Афона.
Вино Каны Галилейской считается лучшим в Святой Земле. Православные паломники, по традиции, всегда покупают его в лавке непосредственно при церкви. На этикетках так и написано по-гречески: «Святая обитель в Кане. Благословенное вино, в память свершившегося здесь чуда». Покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословлял священникам своей епархии использовать его для причастия.
Автор фото: Владимир Шелгунов