ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Соловки: паломничество на остров молитв, трудов и скорбей

Подготовка к июльскому паломничеству в Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь началась в прямом смысле этого слова – загодя: аж в мае 2023 года. Небольшая группа, состоящая из действительных членов Екатеринбургского отделения ИППО и столичных прихожан, посетила ставропигиальную Соловецкую обитель и ее скиты с 23 по 29 июля 2024 года. Группу сопровождали руководитель Паломнической секции Общества игумен Серафим (Кравченко) и клирик московского храма святых равноапостольных Константина и Елены в Митино протоиерей Александр Горбунов.

Дорога на Соловки из-за неудобства железнодорожного расписания была немного кривой: одни прибыли в Кемь через Мурманск, другие – через Санкт-Петербург, но тем не менее это не помешало всем нам успеть на рейсовый теплоход, чтобы 23 июля в 15:30 высадиться на берег Большого Соловецкого острова. На пути следования по удивительно спокойным водам Белого моря нам посчастливилось увидеть и гигантских белух, и игривых тюленей-нерп, и многочисленных чаек.
 
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь
 
Оставив свой багаж в гостинице, мы поспешили к Святым вратам Спасо-Преображенского мужского монастыря, где нас уже ожидала сотрудница Паломнической службы обители, которая рассказала об истории Соловецкого монастыря-крепости, провела нас по монастырским храмам, башням и стенам. Преображенский и Свято-Троицкий соборы, Никольский храм и колокольня, Успенская церковь, Трапезная и Келарская палаты, Сушило и крепостные стены, Прядильная и Белая башни, монастырская тюрьма и небольшая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, надвратный храм Благовещения Божией Матери – всё это удалось посетить в первые часы пребывания на архипелаге. Некоторым же посчастливилось побывать в одном из четырёх подкупольных храмов – церкви в честь Двенадцати апостолов.
 
Белое море с высоты монастырских стен
 
Но главное – оказалось возможным начать наше паломничество с поклонения святым мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких; с молитвы перед ковчегами с частицами мощей святителей Филиппа, митрополита Московского, и Маркелла, архиепископа Вологодского, а также перед ковчегом с главой пострадавшего на Соловках священномученика Петра, архиепископа Воронежского. В Богородице-Рождественской церкви нам показали камень, служивший игумену Филиппу (впоследствии – митрополиту Московскому) изголовьем, а в музее у нас была возможность увидеть сотни экспонатов, ретроспективно иллюстрирующих жизнь и житие соловецкой братии. Знакомство с монастырём завершилось у могилы Авраамия Палицына (1550-1626/1627) – русского церковно-общественного деятеля, писателя и публициста, келаря Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
 
Троицкий собор, сень над гробницами с мощами прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких
 
В среду, 24 июля, наша паломническая группа была заблаговременно готова к необычайно ранней поездке на остров Анзер: в 6 часов утра несколько автобусов начали свое движение от Никольской башни обители до пристани. Затем мы пересели вместе с другими паломниками на монастырские катера, чтобы осилить 2-часовой переход по Белому морю, благополучно преодолев два коварных пролива – Северные железные ворота и Анзерская Салма.
 
Высадившись на берег и разбившись на 4 группы, богомольцы, среди которых вместе с нами оказались оренбуржцы, петербуржцы, тамбовчане и архангелогородцы, мы направились к Троицкому скиту: наш путь пролегал по лесным тропам, бескрайним лугам и болотистым топям. Достигнув намеченной цели, в восстанавливаемом храме скита игумен Серафим совершил молебен перед ковчегом с мощами преподобного Елеазара Анзерского и помазал молящихся елеем от лампады.
 
 
Троицкий скит
 
Затем на берегу озера всех ждал завтрак – выпеченные братией пироги и чай. Подкрепив свои физические силы, мы продолжили преодолевать 17-километровый пеший путь: через Богородичную горку, топи да болота мы добрались до места, где некогда стояла келья преподобного Елеазара. В воздвигнутой здесь часовне мы пропели тропарь и кондак, а протоиерей Александр Горбунов прочёл молитву. Спустившись к подножию горы, на которой в период ГУЛАГа находился карцер для осуждённых, паломники остановились у поклонного Креста и пропели троекратное «Кресту Твоему…».
У другого соловецкого Креста, которым отмечено ещё одно место скорби, была совершена заупокойная лития в память о расстрелянных, погибших и усопших на Соловках архипастырях, пастырях, монашествующих и православных мирянах. 
 
Паломническая дорога на о. Анзер
 
Далее путь лежал в Голгофо-Распятский скит. Пополнив запасы пресной воды, паломники почтили память святителя Петра, архиепископа Воронежского: на месте его погребения  и впоследствии – обретения святых мощей теперь возвышается небольшая  часовня, в которой было совершено славление соловецкому священномученику. В близлежащем Воскресенском храме был пропето жизнеутверждающее песнопение «Христос воскресе» и произнесено пасхальное приветствие. Затем последовало восхождение на гору, вершину которой венчает белоснежный храм Распятия Господня. Под сводами церкви почивают мощи преподобного Иова Анзерского, у которых игумен Серафим и протоиерей Александр отслужили молебен. Паломники, приложившись к мощам, были помазаны освящённым елеем. Надо сказать, что в храме находится ковчег и иконы с частицами мощей многих вселенских и русских святых. От стен колокольни взору богомольцев открылись изумительной красоты виды на Белое море, непроходимые лесные чащи и островные озёра, наполненные чистейшей водой, в которой отражалось чистое голубое небо и яркое солнце.
 
Голгофо-Распятский скит
 
До пристани оставалось 4 километра пути. Перед посадкой на борт корабля мы успели зайти в Покровскую часовню и пропеть перед мозаичным образом Покрова Пресвятой Богородицы тропарь, кондак и величание Царице Небесной.
 
Возвращение с о. Анзер
 
Впечатленные увиденным, воодушевленные рассказом о подвигах и страданиях, имевших место на острове Анзер, утомленные солнцем и немного уставшие от многокилометрового пешего пути, мы снова взошли на борт катера «Прп. Сергий», чтобы вернуться на Большой Соловецкий остров. Несмотря на прекрасную тёплую и ясную погоду, располагающую к самостоятельному знакомству с архипелагом, необходимо было отдыхать: силы будут необходимы для освоения маршрутов следующего дня. Но даже благодатные тяготы предстоящего дня не помешали пройтись по окрестностям и увидеть Александро-Невскую и Петропавловскую часовни; Школу юнг и Морской музей; полуразрушенную монастырскую электростанцию и баню постройки 1717 года; бывшую Преображенскую гостиницу, в здании которой располагалось Управление Соловецкого лагеря; монастырское кладбище с руинами церкви преподобного Онуфрия Великого и даже побывать внутри одного из жилых домов лагерного Рабочего городка.
 
На следующий день нас ожидала плановая экскурсия на Большой Заяцкий остров, расположенный всего в 5 километрах к юго-западу от Соловецкого монастыря, но пейзаж как Малого, так и Большого островов резко отличается от Большого Соловецкого острова или островов Муксалма и Анзер.
 
Андреевского скита на Заяцком острове коснулись многие значимые события в истории монастыря. В XVI веке Заяцкие острова стали морскими воротами Соловков: при игумене Филиппе здесь была сооружена первая в России каменная гавань. В первые годы «Соловецкого сидения» (1668-1671) в летнее время на острове стояло стрелецкое войско, пытавшееся с помощью экономической блокады заставить сдаться непокорную обитель. В 1694 и 1702 годах во время посещений обители Петром I его корабли стояли в гавани на Заяцких островах. Тогда же, по желанию императора, была построена церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного.
 
 
Андреевский скит на Большом Заяцком
 
В 1854-1855 годах Андреевская пустынь была ограблена личным составом английской эскадры во время Крымской войны. В 1923-1937 годах, когда на всем архипелаге располагались подразделения Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), Андреевская церковь была объявлена музеем народного быта, а в расположенном неподалёку сарае устроен женский штрафной изолятор.
 
В 2009 году в храме были завершены реставрационные работы. В 2012-2015 годах в церкви восстановлен резной иконостас. В настоящее время территория скита с церковью и каменной палатой передана Соловецкому монастырю. Остальная территория Заяцких островов с археологическими памятниками находится в ведении Соловецкого музея-заповедника.
 
Во второй половине дня в ходе экскурсии «История Соловецкого лагеря и тюрьмы (1923-1939 гг.)» мы услышали рассказ о лагере и тюрьме, располагавшихся на территории Соловецкого архипелага. Маршрут экскурсии повторяет путь узников, прибывших по этапу: от пристани до барака. По пути нам показали монастырские строения, приспособленные для лагерных подразделений, мы посетили место храма в честь преподобного Онуфрия Великого, где до 1930 г. совершались богослужения, и место расстрела 1929 г., где установлен памятный Крест, осмотрели экспозицию Соловецкого музея-заповедника, устроенную в одном из лагерных бараков.
 
Вечер четверга был отдан молитве: в Троицком соборе обители мы молились на молебне с акафистом преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким.
 
Интересный ракурс
 
Пятничное утро началось с настоящего чуда, не предусмотренного нашей программой. В 6 часов утра небольшой катер причалил к берегу: мы снова ступили на Большой Заяцкий остров. По благословению скитоначальника игумена Симеона и по согласованию со священноначалием Соловецкой обители нашей паломнической группе была предоставлена уникальная возможность – молиться за Божественной литургией в храме святого апостола Андрея Первозванного. Богослужение совершили протоиерей Александр Горбунов и игумен Серафим (Кравченко).  В расположенном на необитаемом острове деревянном храме было всего 14 человек, среди которых – наша небольшая группа, прихожане московского храма преподобного Василия Исповедника, кинорежиссер из Санкт-Петербурга и сотрудник Соловецкого Морского музея. Сквозь слюдяные алтарные окошки синело море и светило яркое солнце. Сложно передать всю глубину и непостижимость тех чувств, которые испытали и священнослужители, и миряне во время литургии на Заяцком острове. Отдельная тема – общение с автором книг о Соловках и хранителем Андреевского скита Вячеславом Павловичем Столяровым. 
 
Божественная литургия в Андреевском скиту
 
По завершении Божественной литургии, во время которой были помянуты те, кто погиб, кто был расстрелян, замучен или пострадал в соловецких застенках, паломники, благодаря Бога за возможность помолиться в Андреевском скиту, возвратились на главный остров, где их уже ждали завтрак и автобус.
 
Поездка в Свято-Вознесенский скит и Макарьеву пустынь даëт возможность каждому прикоснуться к тайне Соловецких пустынников: увидеть Соловки как осколок рая — Божьего творения, не повреждëнного человеческим грехом; пройти по дорожкам и тропинкам, которыми ходили пустынножители со времëн Савватия, Германа и Зосимы.
 
У поклонного Креста
 
В 11-и км от монастыря мы остановились у поклонного Креста, который отмечает границу Свято-Вознесенского скита, после чего продолжили подъëм на Секирную гору, откуда открывается вид на озеро и Савватиевский скит.
 
Секирная гора, храм-маяк Вознесения Господня
 
Во время Соловецкого лагеря особого назначения оба яруса храма Вознесения Господня использовались как помещения для штрафного изолятора. В нижнем храме, посвященном Чуду архистратига Божия Михаила в Хонех, было совершено молебное пение, а на месте, где погребены сотни невинно убиенных людей, протоиерей Александр Горбунов совершил заупокойную литию.
 
 
Место захоронения жертв Соловецкого ГУЛАГа
 
Следующая остановка – в основанной в 1822 году Макариевой пустыни, которая в советское время была преобразована в самый северный в России ботанический сад. В XIX веке здесь были установлены поклонные кресты, построены две часовни, валунный ледник (погреб), воскобелильный завод, дом для временных посещений настоятеля монастыря. Кроме того, в пустыни были высажены сибирские сосны (кедры), яблони, декоративные кустарники, устроены огороды, клумбы и парники.
 
Макариева пустынь, часовня св. Александра Невского в Ботаническом саду
 
В период Соловецких лагерей пустынь использовалась для размещения начальства и некоторых служб лагеря. Заключёнными были высажены более 30 видов новых растений. Украшением сада стала центральная аллея лиственниц. После ликвидации Соловецких лагерей территория сада перешла в ведение Учебного отряда Северного флота.
 
В 1960-х – начале 1970-х годов уход за садом осуществлялся учебно-опытным хозяйством Соловецкой школы. В 1975 году сад и памятники были переданы Соловецкому государственному музею-заповеднику. В 1981 году сад получил статус Ботанического и был включён в реестр Ботанических садов России. Ботанический сад Соловецкого музея-заповедника является одним из немногих высокоширотных ботанических садов в нашей стране: расстояние от Соловецкого архипелага до условной линии Полярного круга около 160 км. Сегодня коллекция Ботанического сада насчитывает более 580 наименований растений.
 
На обратной дороге в обитель мы остановились у дамбы Филипповских садков и места первого поселения преподобного Зосимы, где установлен поклонный Крест, рядом с которым имеется источник с желтоватой, но вкусной и целебной водой.
 
Переход по дамбе Филипповских садков
 
После обеда – посещение еще одного острова. Большая Муксалма – третий по величине остров Соловецкого архипелага. В середине XVI века, при игумене Филиппе, на Большой Муксалме были расчищены от леса сенокосы и пастбища, поставлен «коровий двор». Но более значительное строительство и благоустройство Муксалмы началось только в XIX веке. В 1829 году на остров была перенесена с монастырского кладбища старая деревянная Онуфриевская церковь и перестроена в часовню во имя священномученика Власия. В 1839 году построена валунная скотопойня и баня. 
 
Во второй половине XIX века острова Большой Соловецкий и Большая Муксалма были соединены грандиозным валунным мостом – дамбой, по которой независимо от погоды можно было перегонять скот и перевозить всё необходимое. В 1876 году на острове была возведена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, а в 1900 году официально учреждён скит. Тогда же были построены два больших двухэтажных келейных корпуса и птичник.
 
Сергиевский скит стал одним из самых больших в монастыре: в нем постоянно проживало до 35-и человек. После завершения строительства дамбы остров всё чаще стали посещать паломники, стремившиеся увидеть прекрасно организованное хозяйство скита и подивиться на грандиозное сооружение – каменный мост, соединивший острова. Вид дамбы и сегодня никого не оставляет равнодушным.
 
Дамба на Большой Муксалме
 
В 1923-1939 годах на Муксалме было организовано сельскохозяйственное отделение Соловецкого лагеря особого назначения, затем здесь располагались аэродром и подсобное хозяйство Учебного отряда Северного флота. С конца 1950-х годов постройки скита не использовались и постепенно приходили в упадок. В настоящее время здания Сергиевского скита восстанавливаются. Как и в других монастырских скитах и пустынях, здесь уже возобновлена монашеская жизнь.
 
27 июля, в субботу, автобус доставил нас в Савватиевский скит – на месте первого поселения соловецких преподобных Савватия и Германа. Здесь открывается возможность понять, зачем пришли монахи на этот суровый необитаемый остров. Правильный ответ: «Поработать невидимому и всё видящему Богу».
 
Эта же тема служения Богу продолжится в истории Савватиева и во времена Соловецкого лагеря особого назначения, когда скит стал лагерной командировкой для многих священнослужителей.
 
Савватиевский скит
 
В советское время идея служения Богу трансформировалась в сознании многих людей в идеал служения Родине: в 1942-1945 гг. на территории скита размещались подразделения Школы юнг. На берегу озера Купального до сих пор сохранились остатки целой «улицы» землянок, построенных пятнадцатилетними подростками холодной осенью 1942 года.
 
В тот же день, ровно в 14.00 от причала отправились две электромоторные лодки: мы совершили незабываемое путешествие по каналам и озерам Большого Соловецкого острова.
 
 
 
Соловецкие каналы и озера
 
Вечером монастырский благовест пригласил всех паломников на всенощное бдение. В сослужении братии обители и паломников в священном сане епископ Озерский Порфирий, являющийся наместником и игуменом Соловецкого монастыря, возглавил литию и полиелей. Среди сослуживших – архимандрит Ианнуарий, игумен Зосима, игумен Савватий, протоиерей Александр, игумен Серафим, иеромонах Досифей и другие священнослужители.
 
Воскресное утро для нас, как и для сотен богомольцев, приехавших на Соловки, началось с Божественной литургии, которую возглавил владыка Порфирий. По окончании богослужения состоялся традиционный для Соловецкой обители крестный ход.
 
 
Крестный ход вокруг монастыря
 
Те из нашей паломнической группы, у кого еще не иссякли физические силы, посетили Переговорный камень, Морской музей, здание тюрьмы и Филиппову пустынь, на территории которой сохранились остатки надкладезной церкви, святой источник, поклонный Крест и дом скитоначальника. Когда-то рядом с пустынькой находилась келья игумена Филиппа – будущего митрополита Московского, причисленного к лику святых.
 
 
Филиппова пустынь
 
В понедельник, день нашего отъезда с Соловков, каждый из нас избрал свой маршрут для прощания с этим святым островом – островом подвижнических трудов, суровых климатических условий, горячих молитв и тяжких испытаний, коснувшихся тысяч соловецких узников.
 
 
Соловецкая обитель
 
Руководитель Паломнической секции ИППО
игумен Серафим (Кравченко)