Продолжаем публикации статей 2-го исправленного и дополненного издания «Святая Земля: история и наследие. Православный путеводитель», автором которого является заместитель Председателя ИППО Николай Лисовой.
Гефсимания – так называется участок на склоне Елеонской горы, являющийся продолжением исторического Гефсиманского сада, принадлежащего ныне францисканцам, от которого его отделяет узкая, 2 метра шириной, асфальтированная дорожка. Главной достопримечательностью участка и всей возвышающейся над Иерусалимом Елеонской горы является нарядный семиглавый храм во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины.
Храм построен в типичном для царствования Александра III новорусском стиле. Характерные московские маковки и кокошники делают его не только одним из выразительнейших памятников Русской Палестины, но и своеобразной архитектурной «визитной карточкой» современного Иерусалима.
Храм был воздвигнут как храм-памятник в память императрицы Марии Александровны (1824–1880), супруги императора Александра II. Императрица скончалась от чахотки, после долгой и мучительной болезни, отягчённой моральными переживаниями, связанными с изменой супруга. (Александр II уже много лет имел вторую семью, живя почти открыто с княжной Долгорукой, от которой имел троих детей, что не могло не сказаться на моральной атмосфере двора и на нравственном авторитете царя в собственной семье и в обществе. В цареубийстве 1 марта многие видели Божию кару за нарушение седьмой заповеди. Тем более, что факт венчания Александра Николаевича со второй женой прежде, чем окончился срок траура по Марии Александровне, был для его сыновей, особенно для младших, любимцев матери, жестоким, непоправимым оскорблением.)
В мае 1881 года, через два месяца после гибели Александра II, Великие князья Сергий и Павел Александровичи с их двоюродным братом, Великим князем Константином Константиновичем (впоследствии известным поэтом К. Р., президентом Академии наук), отправляются в паломничество в Святую Землю. Поездка была приурочена к годовщине со дня кончины Марии Александровны, которая, хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить свою мечту о паломничестве в Иерусалим, но всегда оставалась покровительницей и благодетельницей русских учреждений в Палестине.
Идею почтить память матери-императрицы постройкой храма-памятника во имя её небесной покровительницы равноапостольной Марии Магдалины подсказал Великим князьям начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). Показывая им 21 мая 1881 года святыни Елеона, он указал в качестве наиболее удачного места для постройки верхнюю часть Гефсиманского сада на склоне Елеона.
Храм строился на средства царской семьи. Бόльшую часть денег на строительство (135 000 рублей) пожертвовал Александр III, по 15 000 руб. выделил каждый из четырёх его братьев (Алексей, Владимир, Сергий и Павел Александровичи), ещё 5000 – их сестра Мария Александровна, герцогиня Эдинбургская. Представители придворной аристократии участвовали в украшении и обустройстве храма.
Автором проекта был русский архитектор Давид Иванович Гримм (1823–1898). Яркий представитель славного в анналах российской интеллигенции сословия «русских немцев», Давид Иванович всю свою творческую жизнь посвятил своей второй родине, России, русскому церковному зодчеству. По его проектам – под личным руководством или по письменным указаниям – сооружены храмы: в память 900-летия Крещения Руси в Херсонесе, под Севастополем; в память покорения Кавказа в Тифлисе; целый ряд русских зарубежных (посольских и «курортных») церквей в Женеве, Копенгагене, Ницце. За церковь Марии Магдалины в Гефсимании Д. И. Гримм получил должность ректора архитектуры в Академии художеств. Руководил строительством молодой инженер-архитектор из левантийских греков Георгий Франгья, учившийся во Франции и по возвращении назначенный городским архитектором Иерусалима. Особым рескриптом Великий князь Сергий Александрович просил архимандрита Антонина принять на себя общее руководство и наблюдение за постройкой.
Закладка храма состоялась 21 января 1885 года, строительство и внутренняя отделка заняли 3 года. Одновременно готовились иконы для новой церкви. Главным украшением интерьера стал иконостас белого мрамора с тёмной бронзой, иконы для которого были написаны известным мастером исторической живописи В. П. Верещагиным. Большие панно на каждой из четырёх стен храма работы художника С. Иванова (живопись по холсту, прикреплённому затем к стене), отражают основные эпизоды из жизни Марии Магдалины. Программа живописи была предложена архимандритом Антонином. Обозревая сюжеты по часовой стрелке, увидим на южной стене «Исцеление Магдалины Спасителем», на западной – «Магдалина у Креста Господня», на северной – «Явление Магдалине воскресшего Христа», на восточной, над алтарём, – «Проповедь Магдалины перед императором Тиберием». Работу по размещению икон и холстов осуществлял командированный из Петербурга художник-реставратор П. К. Соколов.
Для участия в торжественном освящении церкви, состоявшемся в праздник Покрова Божией Матери 1 октября 1888 года, Великий князь Сергий Александрович с супругой Елизаветой Феодоровной и братом Павлом Александровичем совершают новое паломничество в Иерусалим. На церемонии присутствовали губернатор Иерусалима Реуф-паша, комендант Иерусалима, греческий консул, русское консульство в полном составе и более 150 человек русских паломников. В духовной жизни Елизаветы Феодоровны поездка в Святую Землю, посещение христианских святынь и участие в освящении храма-мемориала в память Марии Александровны сыграли особую роль – в созревании её решения о переходе в православие (1891 год), а позже, после трагической гибели Сергия Александровича, – в желании возглавить Палестинское Общество.
После мученической кончины Елизаветы Феодоровны в Алапаевской шахте 18 июля 1918 года её мощи, как и останки других погибших с нею, по мере отступления Белой армии были перевезены игуменом Серафимом (Кузнецовым) через всю Сибирь, последовательно в Хабаровск, Харбин, Пекин. Когда в 1920 году китайское правительство приняло решение о закрытии Русской Духовной Миссии в Пекине, мощи Великой княгини и добровольно принявшей с ней мученическую смерть инокини Варвары (Яковлевой) были перенесены в Шанхай, а затем, по желанию сестры Елизаветы Феодоровны принцессы Виктории Баттенбергской, морем доставлены в Порт-Саид и оттуда поездом в Иерусалим. 17/30 января 1921 года по благословению Патриарха Иерусалимского Дамиана, лично возглавившего богослужение, они были установлены в крипте храма Марии Магдалины.
Игумен Серафим по завершении подвига доставления мощей в Иерусалим подвизался в келье при греческом патриаршем монастыре Малая Галилея на Елеоне. К сожалению, с 1945 года и до своей кончины в 1969 году старец был лишён утешения молиться в Гефсимании у гробов мучениц, так как возглавлял так называемых «патриарших», то есть тех представителей русского духовенства и монашества в Иерусалиме, которые вернулись под омофор Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. О. Серафим похоронен в Малой Галилее, за алтарём храма Второго (Успенского) Благовещения Пресвятой Богородицы.
1 ноября 1981 года Елизавета Феодоровна и Варвара (Яковлева) были прославлены Русской Православной Церковью за рубежом в лике святых, в связи с чем святые мощи было решено перенести из крипты непосредственно в храм. Торжественное перенесение состоялось 1–2 мая 1982 года, а 8 лет спустя, 9–11 января 1990 года, святые мощи были переложены в новые мраморные раки по обеим сторонам солеи (мощи Великой княгини справа, инокини Варвары – слева).
Мемориальным памятником Гефсиманского монастыря является также «Дом Великого князя». В 1892 году на средства и по поручению ИППО в северо-восточном углу Гефсиманского участка был построен двухэтажный дом для паломников благородного сословия в память Великой княгини Александры Георгиевны (†1891), супруги Великого князя Павла Александровича, и Великого князя Константина Николаевича (†1892). Место для строительства было выбрано в углу сада, перед большим серым камнем, на который, по преданию, Пресвятая Богородица сбросила Свой пояс апостолу Фоме в третий день по Успении. Дом был освящён о. Антонином 12 сентября 1892 года.
В начале XX века возле храма Марии Магдалины было устроено русское кладбище. Там похоронены видные представители Русского Иерусалима, в том числе неустанный соратник архимандрита Антонина, драгоман Русской Духовной Миссии Яков Егорович Халеби (†1901), старейший из кавасов ИППО черногорец Марко Джурич (†1918), деятели Русской Духовной Миссии и Православного Палестинского Общества послереволюционного времени.
В 1930-х гг. в Гефсиманском монастыре работал, наездами из Каира, русский археолог Г. И. Лукьянов. При раскопках, неподалёку от храма, им были раскрыты ступени древней улицы-лестницы, шедшей на Елеон от Золотых ворот, по которой восходил Христос. В находящейся на участке небольшой естественной пещере, по местному монастырскому преданию, спали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя. Напротив ворот обители установлен обломок колонны – на месте, где, по преданию, Иуда целованием предал Господа.
В последующие годы история храма имела знаменательное продолжение. После революции и разрыва на долгие десятилетия прямой связи Русской Палестины с Россией Гефсиманский участок с храмом Марии Магдалины, как все другие храмы и подворья ИППО и РДМ, оказался в каноническом подчинении РПЦЗ. В 1924 году в Иерусалим приезжал первоиерарх Русской Православной Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий). С 1925 по 1936 гг. здесь проживал архиепископ Анастасий (Грибановский), впоследствии митрополит, глава РПЦЗ, с уникальным званием «наблюдающего за Русской Духовной Миссией в Иерусалиме».
Весной 1932 года в Иерусалим приехали на поклонение святым местам две подруги, англиканские монахини, родом из Шотландии, – Стелла (в миру Марион Робинсон) и Катрин-Френсис (в миру Аликс Спрот), которые, по авторитетной рекомендации, были поселены на Гефсиманском участке – сначала в так называемом «малом», или «Капустинском», домике, затем – в нижнем, «Великокняжеском». Шотландки прижились в Палестине: стали постепенно всё чаще заходить в храм Марии Магдалины, а потом приняли православие. Им были возвращены при этом их мирские имена – Мария и Александра.
19 августа 1934 года в храме Марии Магдалины Мария Робинсон была пострижена в монашество (с сохранением имени Мария), вслед за ней приняли пострижение Александра Спрот (с именем Марфа) и приехавшая в Иерусалим в 1929 году Валентина Цветкова (с именем Варвара). Духовное руководство над ними осуществлял архиепископ Анастасий. Вскоре он назначил монахиню Марию заведующей Русским Гефсиманским участком и хранительницей усыпальницы Елизаветы Феодоровны, а Варвару Цветкову и Марфу Спрот – её помощницами, соответственно по Гефсимании и по Вифании, где была создана школа для арабских девочек.
Так начинала складываться новая монашеская община. Её официальное открытие состоялось 20 апреля 1935 года, а 9 октября 1936 года в Белграде митрополит Анастасий, ставший уже главой РПЦЗ, возвёл Марию (Робинсон) в сан игуменьи с возложением наперсного креста с драгоценными украшениями (личный подарок митрополита).
Полное официальное название существующей и сегодня русской женской обители: «Вифанская община во имя Воскресения Христова с церковью Марии Магдалины в Гефсиманском саду». Мать Мария управляла монастырём до самой своей кончины в 1969 г. После неё иноческую жизнь в Гефсимании возглавляли последовательно игуменьи Варвара Цветкова (†1983) и Феодосия (Баранова), скончавшаяся в 1988 году. При игуменье Феодосии праздновалось 100-летие Магдалининского храма. В июне 1997 года, при посещении обители Патриархом Алексием II, прибывшим в Святую Землю на торжества 150-летия Русской Духовной Миссии, настоятельница Анна (Карыпова), из «русских австралиек», встретила Святейшего хлебом-солью. Она же первой из елеонских и гефсиманских монахинь решилась на паломничество в Россию. С 1999 года Гефсиманскую общину возглавляет другая «русская австралийка» – игумения Елисавета (Шмельц), прибывшая в Иерусалим в середине 1980-х гг. – первоначально, как и многие, в отпуск, на богомолье, – и оставшаяся здесь навсегда.
Автор фото: Владимир Шелгунов