29 января в Центре Императорского Православного Палестинского Общества в Москве состоялись палестинские чтения на тему «Хождение игумена Даниила во Святую Землю в 1106-1108 гг.».
Участники палестинских чтений ИППО познакомились с историей хождения игумена Даниила на Святую Землю
Это уже третьи чтения, проходящие в стенах Палестинского Общества. Участниками чтений стали люди, интересующиеся традициями паломничества, среди них прихожане храмов, расположенных неподалеку от Центра ИППО. Ведущим встречи был Виктор Иванович Комиссаров, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, основатель и директор Музея путешествий и паломничества по святым местам.
В 1106-1108 гг., по повелению киевского князя Святополка (в крещении Михаила), древнерусский писатель игумен Даниил с дружиною, в которую входили киевляне и новгородцы, совершил знаменитое хождение во Святую Землю... То было время междоусобных браней на Руси. Уже более века минуло с той поры, когда Киевская Русь, повергнув языческих идолов, стала христианским государством. И вот, спустя 100 лет, Великий киевский князь Святополк (Михаил) как образованный правитель Руси снаряжает дружину на Святую Землю, чтобы у Гроба Господня вымолить примирение русских князей, привести их к христианскому смирению и братолюбию. Этой же цели должна была послужить и первая русская книга о Святой Земле, сочинённая игуменом Даниилом во время двухлетнего путешествия в Палестину. О такой книге помышлял ещё в 1001 году креститель Руси князь Владимир, который посылал дипломатическую миссию на христианский Восток с целью изучения и описания святых мест.
Сочинение Даниила о Святой Земле переписывалось в монастырях вплоть до начала XIX века, известно более 150 списков с этой древней рукописи, а потом стало издаваться и типографским способом. Это особо почитаемое русским народом произведение было в старой России настольной книгой в каждой православной семье. Сочинение игумена Даниила читали и в Древней Руси, и в императорской России Великие князья и цари, монахи и простой народ. А многие знали книгу Даниила даже наизусть, пересказывая её своим внукам и правнукам... Если на свет Божий долго не появлялось потомство, то книгу паломника Даниила убирали до поры до времени в сундук или ставили на полку резного книжного шкафа и берегли, как зеницу ока до появления в семье долгожданного ребёнка. Сочинение игумена Даниила в царской России изучали на уроках и лекциях по русской словесности в школах, гимназиях и университетах.
Игумен Даниил первым из русских в 1108 году поставил на Пасху на Гробе Господнем стеклянное византийское кадило (лампаду) от всей Земли русской и заложил традицию приношения на Русь Святого Благодатного Огня.
По ходу рассказа был показан небольшой видеосюжет по теме.
В завершение встречи В.И. Комиссаров продемонстрировал святыни и паломнические реликвии из своего музея, сопровождая подробными комментариями. Это четки Силуана Афонского, камень с Фавора, камень со дна Галилейского моря, мироточивая икона, свечи, опаленные Благодатным Огнем при его схождении, посох, который сделан из дерева, являвшегося свидетелем (по преданию) Преображения Господня на Фаворе.
Все участники чтений были помазаны священником маслом из лампады, которая была зажжена Благодатным огнем на Гробе Господнем в Великую Субботу 2014 года.
Фото Владимира Шелгунова, действительного члена ИППО