История Кипрской Церкви неразрывно связана с именем апостола Варнавы – её основателя и первого архиепископа. Согласно Священному Преданию, Варнава играл ведущую роль среди семидесяти апостолов, к числу которых принадлежал.
Многие годы он проповедовал христианскую веру на своём родном острове, благодаря чему Кипр стал первой страной в мире, управление которой осуществлялось христианином. Именно апостольские истоки оказали решающее значение для получения Кипрской Церковью статуса автокефальной, то есть независимой. И потому вполне закономерно, что по сегодняшний день верховная церковная власть на Кипре именуется Престолом апостола Варнавы.
Собор из 70 апостолов
Киприот из рода пророков
В «Деяниях Апостолов» прямо указывается на происхождение Варнавы: левит, рождённый на Кипре. Согласно утверждениям святого Стефания и монаха Александра, в данной характеристике нет ничего противоречивого.
Варнава действительно мог принадлежать к прославленному роду левитов, представителями которого являлись пророки Моисей и Самуил, и одновременно быть киприотом. Исторические реалии таковы, что еврейские предки апостола, гонимые войнами, оказались на Кипре вынужденными переселенцами. Здесь, на острове, где существовала довольно сильная еврейская община, семья Варнавы жила в мире и достатке. Подтверждением их материального благополучия представляется тот факт, что они обладали землёй не только на Кипре, но и в Иерусалиме.
Иерусалимское поместье Варнава продал, а вырученные деньги пошли на поддержку миссионерской деятельности его сподвижников. Благодаря этим пожертвованиям он заслужил право быть наречённым собратьями по вере Варнавой (от рождения его звали Иосифом) – именем, которое переводится как «утешитель».
Проповедовать христианство по миру Варнава стал вместе с двумя другими последователями нового учения – Марком и Павлом. Апостола Павла Варнава знал ещё до посвящения, скорее всего, по совместной учёбе. Именно Варнава ввёл Павла в круг своих единоверцев и убедил их принять Павла, несмотря на то, что тот прежде был известен как противник христианства.
Вступление на апостольскую стезю
Впервые Варнава увидел Христа в Иерусалиме. Неизгладимое впечатление произвели на Варнаву необычные способности Господа Иисуса творить чудеса. Ни капли сомнений не оставалось в душе Варнавы, что он видел того самого Спасителя, ниспосланного человечеству свыше. И, пав перед Христом на колени, Варнава попросил Его благословения. После распятия Господа Иисуса Христа Варнава был среди тех, кто стал продолжателем дела Учителя, посвятив всю свою жизнь обращению людей в христианскую веру. Исходя из Новозаветного повествования, своё первое поручение Варнава получил сразу после мученической кончины святого Стефана. Он должен был отправиться из Иерусалима в Антиохию, чтобы на месте разобраться, приемлемо ли проповедовать христианскую веру среди эллинов. Объясняется это тем, что поначалу у апостолов не было единства мнений насчёт данного вопроса и свои разъяснительные беседы они вели исключительно с евреями.
В Антиохии Варнава с огромным воодушевлением вёл пропаганду христианства, примкнув к эллинистам – сторонникам активного распространения учения среди более широкого круга, а не только евреев. Варнаве и Павлу удалось собрать значительную сумму для укрепления христианской общины в Иерусалиме, после чего и наступил период их совместных трудов по утверждению христианской церкви. Там же, в Антиохии, Варнава возглавил группу «учителей и пророков», в которой состояли Павел, Лука, Киринеос и другие. Вообще, очень часто в «Деяниях» имя Варнавы упоминается первым, что явно свидетельствует о его лидерстве.
Следующим местом для миссионерского путешествия Варнавы был избран Кипр.
Проповедь на земле Кипрской
Как сказано в «Деяниях Апостолов», христианство пришло на Кипр уже в 33-м году вместе с теми киприотами, что оказались среди 3000 уверовавших во Христа в день Пятидесятницы. Однако христианская проповедь на острове ограничивалась тогда иудейской средой, почему и не была особо популярна. С прибытием на Кипр апостола Варнавы христианское учение приобрело черты последовательного и целенаправленного, в результате чего всё больше жителей Кипра было вовлечено в лоно христианской церкви.
Известно о двух посещениях Варнавой Кипра, первое из которых состоялось в 45-м году. Вместе с апостолами Павлом и Марком Варнава сошёл на берег в Саламине. Вероятнее всего, проповедники следовали по проложенным тогда дорогам и исколесили весь остров. В Китионе (Ларнаке) они встретили воскрешённого Христом Лазаря и рукоположили его в сан епископа Китийского. Епископом Тамассоса стал крещённый Варнавой Ираклидий, а епископом Амафунта – Аристоклианос.
В Пафосе, по преданию, апостол Павел совершил несколько чудес. Одним из них стало наказание колдуна Элима: Павел временно ослепил его, чем заставил римского проконсула Сергия Павла безоговорочно принять христианство. Обратив, таким образом, в новую веру самого правителя Кипра и образовав на острове христианские общины, апостолы имели все основания считать свою миссию успешной.
О втором визите Варнавы на остров сведения ещё более скудны. Однако мы знаем, что за семь лет своего пребывания на острове (с 50-го по 57-й год) Варнава, на сей раз сопровождаемый лишь Марком, неустанно шёл к своей цели – закладывал прочный фундамент Кипрской церкви.
Противодействие Варнава встречал и со стороны своего давнего врага Элима, который постоянно настраивал местных иудеев против апостола. Не раз такого рода организованные или стихийные возмущения угрожали жизни Варнавы. И однажды апостол всё-таки не избежал печальной участи из-за ненависти тех, кто оказался не способен внять христианскому учению из уст Варнавы.
Посмертное служение
Случилось это в Саламине. Апостол Варнава никогда не расставался с Евангелием от Матфея, которое переписал собственной рукой. Готовясь к смерти, он завещал положить это Евангелие с собою в гроб. Затем, простившись с Марком, апостол направился в синагогу. На собрании иудеев он последний раз попытался вразумить своих соплеменников, доказывая им на основании книг пророков мессианство Иисуса Христа. Сирийские иудеи, удивлённые смелой речью, некоторое время молча слушали Варнаву, но, придя в себя, с яростными криками вскочили со своих мест. Возбуждённая толпа вывела апостола за пределы западной границы города, и там он был забит камнями. Ненависть убийц к проповеднику была настолько велика, что, не довольствуясь его смертью, они захотели уничтожить и тело Варнавы, которое бросили в пламя костра.
Когда толпа иудеев разошлась по домам, на место расправы пришёл апостол Марк с братией. В пепелище они обнаружили совершенно не тронутое огнём тело своего учителя. Христиане с честью погребли его в одной из пещер близ Саламина, положив на грудь Святое Евангелие. Апостол Марк, выполняя последнюю волю дяди, разыскал апостола Павла и рассказал ему о мученической кончине апостола Варнавы. Павел, оплакав гибель своего друга, с любовью принял его племянника в число своих самых ближайших соратников. Так Марк, некогда разъединивший в земной жизни Павла и Варнаву, стал символом их будущего вечного единения.
Склеп, где были найдены мощи апостола Варнавы
С течением столетий место погребения апостола Варнавы было забыто. Однако Господь для назидания христиан пожелал прославить Своего верного служителя. В V веке архиепископу Кипра Анфиму в сонном видении трижды было указано место, где покоилось тело святого. Когда по его приказу раскопали засыпанную землёй пещеру, из неё разлилось необыкновенное благоухание, а в обретённом гробе нашли не подвергшиеся тлению мощи святого с Евангелием от Матфея на груди. На месте погребения апостола был построен великолепный храм, в алтаре которого положили его честные мощи. Евангелие, переписанное рукой апостола Варнавы, архиепископ Анфим преподнёс в подарок византийскому императору Зинону в знак благодарности. Чтобы понять причину такого поступка со стороны архиепископа Кипра Анфемия, перенесёмся совсем ненадолго в год 488-й от Рождества Христова.
Место обретения мощей апостола Варнавы
Кипрская Церковь переживала кризис, и ей грозило попадание под зависимость от Антиохийской. Архиепископу Саламина Анфемию было видение, после чего он обнаружил прах Варнавы вместе с Евангелием от Матфея. Священную книгу отвезли в Константинополь, и она стала бесспорным доказательством того, что Кипрская Церковь не была образована от Антиохийской, а имела собственные апостольские истоки.
Византийский император закрепил за Кипрской Церковью право на самоуправление, а кипрский архиепископ получил три знаменитые императорские привилегии, действительные и поныне: носить пурпурную мантию на торжественных церемониях, держать скипетр вместо посоха и подписывать официальные документы красными чернилами. Нужно отметить, что Кипрская Церковь явилась единственной удостоенной подобной чести и произошло то исторически значимое событие именно благодаря признанию заслуг апостола Варнавы.
День памяти Варнавы празднуется 11 (24) июня. Стоит ли говорить, сколь высоко апостол почитается на Кипре – острове, который его трудами был направлен на путь обретения христианства.
Публикацию подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов