ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Заместитель Председателя ИППО, ученый-историк Н.Н.Лисовой о славянском религиозном сознании и выборе князя Владимира

Из выступления на секции «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России».

Н.Н. Лисовой: "Славянское сознание было открыто к восприятию новой веры и учения Христа Славяне духовно созрели для принятия новой веры". Многобожие Руси было формальным, считает д. ист. н., института российской истории РАН Николай Лисовой. По его словам исследователи до сих пор ищут в исторических источниках доказательства, что Хорс, Семар, Стрибог и Даждьбог были привычными представителями языческого пантеона славян.

По мнению ученого наиболее достоверно можно утверждать, что только Перун был главным и общепочитаемым у наших предков (сохранилось даже его описание –«поставили Перуна деревянна, голова серебрянна, а ус- сладок»). Все остальные были второстепенными героями их религиозной палитры. Насколько сильно владели душами славян «боги» нижнего ряда пантеона- домовые, лешие, водяные, русалки и иже с ними, для Николая Лисового не является серьезным вопросом.

Несмотря на то, что эта милая, безобидная нечисть благополучно дожила до наших дней, вряд ли относящийся к ней серьезно народ мог бы вместить в свое сознание Христа, «солнце правды», «Бога истина от Бога истина… нас ради спасения сшедшего с небес» убежден ученый. С другой стороны, новая вера должна быть преемницей старой и базироваться на ее прочном фундаменте.

«Так, день памяти Воскресения Словущего -13 сентября (в 335 году в этот день состоялось освящение храма Воскресения Господня в Иерусалиме), совпадает с днем капиталийского празднования Юпитера,- напомнил Николай Лисовой. – Константин Великий назначил этот день не для того, чтобы «закрыть языческую память», как считали атеисты, а наоборот- чтобы ее открыть, основать православие на более древнем фундаменте религиозного сознания». По мнению Лисового, не эта «преемственность» вызывает удивление, а та скорость, когда еще вчерашний язычник – князь Владимир крестился сам и сумел крестить свой народ всего через пять лет после того, как в Киеве Перуну, Хорсу и иже с ними, были публично принесены человеческие жертвоприношения. Николай Лисовой относит это событие к инсценировке, срежиссированной самим князем Владимиром, говоря современным языком- «подготовкой общественного мнения».

Очевидно, был какой-то внешний повод, какая-то проблема, которую нужно было срочно решить и для этого и были мольбы к славянским богам с жертвоприношениями. Но в чем была проблема, доступные нам источники не сообщают. Известно только, что славянские боги проигнорировали обращенные к ним просьбы. «Летописец приводит только слова князя Владимира, обращенные к старейшинам: «Вот видите, я сделал все, что возможно, дал вам ваших идолов (человекообразных богов у славян не было), принес человеческие жертвы», а проблема осталась не решенной. Нужна новая, более действенная вера», - пояснил Николай Лисовой. Как же произошла в сознании наших предков «гибель богов», почему они отказались от язычества последовав за своим князем?

«Мы не знаем высшей мифологии у славян, какой она была у народов Запада. Некоторые наши патриоты-горячие головы утверждают, что христианство разрушило великую языческую цивилизацию и культуру. Но скажите, где следы этой культуры, и нет ни в языке , ни в археологии, ни в архитектуре или живописи. У славян было более древнее (они остались дольше всех у индо-европейского древа), более глубокое и более архаичное язычество. То, что покойный Олег Николаев Трубачов назвал «эпохой безмолвного богопочитания, - подчеркнул Николай Лисовой.- И это та стадия, когда славянское сознание было открыто к восприятию новой веры и учения Христа, как никакое другое народонаселение. И именно поэтому наш народ вслед за князем Владимиром воспринял Православие». Ученый упомянул еще об одной любопытной детали, характеризующей славянское религиозной сознание. Почему в древне-русских рукописях везде говорится «правоверие», а в нашей терминологии установилось «православие»? «Потому что, наверно, для славян было важно, не как ты веруешь в Бога, а как умеешь Его славить», - ответил Николай Лисовой.