ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Елена Агапова: «Стараемся привлечь внимание к трагическому положению христиан на Ближнем Востоке»

24 октября на портале Фонда "Русский мир" опубликовано интервью, которое заместитель Председателя ИППО, руководитель Общественного Центра по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке Елена Агапова в преддверии X Ассамблеи Русского мира дала главному редактору портала Светлане Сметаниной.

Сегодня на Ближнем Востоке особенно высока роль общественной дипломатии. Ведь зачастую представители гражданского общества способны навести мосты там, где не работают официальные механизмы. Хороший пример такой работы даёт Императорское Православное Палестинское общество, старейшая в России неправительственная организация. О гуманитарной миссии общества в Сирии и других странах «Русскому миру» рассказала заместитель председателя ИППО Елена Агапова. 
 
– Императорское Православное Палестинское Общество было создано в конце XIX века. Для каких целей и задач оно создавалось?
 
– Императорское Православное Палестинское Общество было создано 3 июня 1882 года державной волей императора Александра по общественной инициативе прогрессивных людей того времени, известных общественных и церковных деятелей. Учредителями и основателями Общества были августейшие особы, представители Дома Романовых, среди них великий князь Сергий Александрович Романов – первый председатель ИППО, его супруга великая княгиня Елизавета Фёдоровна. 
 
Исторически Общество всегда было связано с Ближним Востоком и странами Средиземноморья и создавалось с целью поддержания духовных связей России со Святой землей, организации паломничества к святыням Вселенского православия, развития гуманитарных связей с народами библейского региона. Важной составляющей было научное палестиноведение.
 
Как известно, Палестиной в те времена традиционно называли Святую землю, в которую тогда входили территории современного Израиля, Палестинской автономии, Сирии, Ливана, часть территорий Иордании, Египта. Своё историческое называние мы бережно сохраняем. Как и уникальную историю ИППО – историю духовного, культурного, научного и гуманитарного присутствия России в Святой земле. Именно эта деятельность позволила Обществу завоевать очень высокий авторитет и надёжную репутацию на Ближнем Востоке, который делает Общество активным субъектом общественной дипломатии и в наше время. 
 
Сегодня мы поддерживаем дружественные связи практически со всеми странами и народами, населяющими Ближний Восток. В последнее время представители ИППО побывали в Сирии, Ливане, Иордании, Палестине, Египте. Лично мне довелось побывать с гуманитарной миссией в Сирии, Иракском Курдистане, в Эрбиле, Ливане. Не раз представители Общества общались с патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X, Верховным муфтием Сирии Бадр эд-Дином Хассуном, Маронитским патриархом Бутросом ар-Раи, патриархом Иерусалимским Феофилом III, Коптским патриархом Феодором. Председатель ИППО Сергей Степашин имеет очень хорошие контакты с лидерами ближневосточных государств. Он встречается с президентом Палестины М. Аббасом, премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху, президентом Сирийской Арабской Республики Б. Асадом. У нас были встречи с папой римским Франциском ещё в 2014 году, а также с патриархами восточных церквей, лидерами мусульманских, христианских общин.
 
– Получается, что Императорское Православное Палестинское Общество даже за относительно небольшой срок с момента своего создания успело сделать очень много?
 
– Огромным завоеванием ИППО было создание феномена Русской Палестины. В это внесли существенный вклад многие члены Общества – представители Русской православной церкви, дипломаты, учёные-востоковеды, очень просвещённые люди, которые понимали важность укрепления позиций России на Ближнем Востоке.
 
Русская Палестина – это колоссальный духовный, культурный, исторический пласт в истории нашего Отечества, который был создан в библейском регионе усилиями сподвижников Общества того периода. Это и храмы, и монастыри, и больницы, и школы, и постройки, и приобретённые для России земельные участки. Безусловно, это и личности, которые создавали, сохраняли и приумножали это наследие в Святой земле. Среди них – архимандрит Антонин Капустин, известный собиратель Русской Палестины, 200-летие со дня рождения которого мы будем широко отмечать в 2017 году.
 
Сегодня ИППО активно участвует в процессе возвращения исторической собственности, которую мы некогда утратили, в том числе в результате т. н. «апельсиновой сделки» 1964 года. К этому приложил руку незабвенный Никита Хрущёв в последние дни своего правления. Следует сказать, что к 1917 году Российской империи принадлежало 70 объектов недвижимости в Святой земле, больше половины из них принадлежало ИППО.
 
Как известно, в наше время удалось возвратить Сергиевское подворье в Иерусалиме. В ближайшее время после проведённой реставрации подворье, которое носит имя первого председателя ИППО – великого князя Сергия Александровича – вновь откроет свои двери, и будет вписана новая страница в истории русского присутствия в Святой земле. Над башней Сергиевского подворья несколько лет развевается исторический флаг ИППО.
 
Идут переговоры о возвращении ещё одной бесценной жемчужины – Александровского подворья в Иерусалиме, которое находится в непосредственной близости от храма Гроба Господня.
 
Общество вернуло уже несколько участков, которые принадлежали ему до революции: несколько участков в Иерихоне, участок в Вифлееме… На участке в Иерихоне Россией был построен и функционирует прекрасный музейно-парковый комплекс. Возле него растет библейская смоковница, или дерево Закхея, – свидетель земной жизни Иисуса Христа. 
 
Упоминаемая в Священном Писании библейская смоковница, которой, как подтвердили наши специалисты по семейству тутовых, более 2-х тысяч лет, в последние годы находится под патронатом ИППО. Дерево засыхало, было изъедено термитами. Для его спасения в декабре 2009 года Советом Общества была создана рабочая группа, в которую вошли российские учёные, специалисты – и сегодня священное дерево плодоносит. Нашим учёным-растениеводам удалось даже вырастить саженцы, взятые от библейской смоковницы. Так что священному дереву Закхея жить в веках!
 
В Вифлееме на участке Императорского Православного Палестинского Общества создан Российский центр науки и культуры, здесь располагается штаб-квартира Вифлеемского отделения ИППО. К тому же недавно была создана и успешно действует дирекция ИППО в Государстве Израиль. Всё это создает благоприятные условия для расширения нашего присутствия на Святой земле.
 
Ещё одним  значимым вкладом ИППО в русское присутствие на Ближнем Востоке в конце XIX века была организация деятельности так называемых «московских школ» – под патронатом ИППО тогда находилось более 100 школ для арабского населения, две учительские гимназии. Кстати, именно великая княгиня Елизавета Федоровна, второй председатель ИППО, в 1912 году добилась того, что после одобрения Государственной Думой был подписан Указ государя императора о взятии на государственное финансирование действующих школ ИППО в Сирии. Только на территории Сирии действовало 86 школ ИППО, арабские дети обучались в них бесплатно.
 
– Насколько активно общество продолжает эту работу в наши дни?
 
– И сегодня в странах Ближнего Востока просветительскую деятельность ИППО ассоциируют с образовательными программами, школами, с русским языком и русской культурой. Так, в 2012 году в Палестине, в Вифлееме, при поддержке России и при участии ИППО была построена и открыта современная общеобразовательная школа для мальчиков на 500 учеников. Сейчас там преподают русский язык русские учителя, которых поддерживают ИППО и Русская гуманитарная миссия. Ранее при поддержке фонда «Русский мир» ИППО направляло русских учителей в школу для девочек в Вифании.
 
Сегодня в Сирии выражают надежду на то, что ИППО удастся реализовать проект строительства русской общеобразовательной школы в Дамаске. Сирийские официальные лица уже выделили участок под строительство школы. Президент Башар Асад, замечу, ввёл русский язык в обязательную программу в школах. Знаю, что один из его сыновей хорошо говорит по-русски. Будем надеяться, что обстановка в Сирии стабилизируется, и тогда можно будет реализовать план строительства школы. 
 
Вообще русский язык очень востребован сейчас на Ближнем Востоке. К нам обращаются и наши ливанские партнёры с просьбой принять участие в строительстве русской общеобразовательной школы в Ливане. В лице России на Ближнем Востоке, в лице ИППО многие видят надёжного союзника и миротворца, который всегда вставал на защиту угнетенных народов.
 
– С 2013 года началась новая страница в деятельности ИППО, связанная с трагическими событиями в Сирии. Вы начали отправлять гуманитарную помощь в эту страну. Расскажите об этом.
 
– Собственно, первый импульс нам дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси в ноябре 2012 года. Тогда начался очередной виток преследования и гонения христиан на Ближнем Востоке, о котором так долго и упорно хранили молчание на Западе. На одном из Советов ИППО мы решили, что Общество призвано откликнуться на события, которые происходят вокруг наших братьев по вере, прежде всего в Сирии, колыбели христианства. Создали Оргкомитет ИППО, который уже несколько лет занимается организацией и сбором гуманитарной помощи. Святейший Патриарх благословил ИППО на эту миссию. 
 
С марта 2013 года силами ИППО было отправлено в Латакию, Дамаск и на авиабазу «Хмеймим» 14 партий гуманитарной помощи, всего более 150 тонн. По сути, мы стали первой российской неправительственной организацией, которая объявила всероссийский сбор помощи в поддержку страдающего народа Сирии. И очень благодарны российским гражданам, организациям, храмам, которые откликаются на призыв ИППО в самых разных регионах России. Есть отклики на призыв ИППО и из ряда других стран. 
 
Нам всегда помогали в МЧС с доставкой груза в Сирию, а сейчас – в Министерстве обороны. Конечно, это очень тяжёлая работа, потому что мы общественная организация, надо мобилизовать людские ресурсы, хорошо продумать логистику и сделать всё, чтобы доставить помощь самым нуждающимся. 
 
Распределяем доставляемую гуманитарную помощь как христианам, так и мусульманам через духовных лидеров этой страны, которые лучше знают обстановку на местах. Кстати, из-за санкций, которые введены в отношении Сирии, маленькие дети не могут получать сухое молоко, детские смеси. Сейчас известные страны, открыто лелеющие т. н. «умеренную оппозицию», т. е. террористов, имеют наглость обвинять Россию в гуманитарной катастрофе в Алеппо. Вопрос: а где же были эти обвинители на протяжении пяти лет сирийской войны? Почему молчали все эти годы о страшной гуманитарной катастрофе в Сирии, в том же Алеппо, и вводили санкции, от которых страдает мирное население, в том числе дети? 
 
– Императорское Православное Палестинское Общество на разных международных площадках поднимает вопрос о гонениях на христиан. Какая сейчас ситуация с христианами в Сирии?
 
– Очень тяжёлая. Люди вынуждены бежать от войны, от зверств ИГИЛ, лишений. К сожалению, геноцид христиан продолжается, и сегодня остро стоит вопрос о сохранении в целом христианского присутствия на древней земле Сирии. Впрочем, боевики отрезают головы не только христианам, но и шиитам. Я поддерживаю связь с Маалюлей (Маалюля, или Маалула, – небольшой город в Сирии, где живут христиане и мусульмане. – Ред.), где по сей день говорят на арамейском языке. Несколько месяцев здесь бесчинствовали боевики «Джабхат ан-Нусры». Раньше паломники со всего света устремлялись в монастырь святой Фёклы, существующий там с IV века. Теперь он в запустении, как и многие другие святыни, где разбиты алтари, где устраивались публичные казни. Сейчас местное население организовало отряды самообороны на случай нового нападения. И таких примеров не счесть.
 
Императорское Православное Палестинское Общество не первый год возвышает свой голос в Совете ООН по правам человека (СПЧ), в ОБСЕ, в Совете Европы, стараемся привлечь внимание к трагическому положению христиан на Ближнем Востоке, а также и в Европе, где постепенно утрачиваются важнейшие христианские устои.
 
В рамках ИППО в 2013 году был создан Общественный центр по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Для меня было большой честью представлять ИППО в марте прошлого года и участвовать вместе с министром иностранных дел России, кстати, почётным членом ИППО, Сергеем Викторовичем Лавровым и ещё с двумя министрами иностранных дел – Ливана и Армении – в конференции высокого уровня в Женеве в ходе сессии Совета ООН по правам человека. Она была посвящена положению христиан на Ближнем Востоке. Именно тогда был дан импульс для принятия впервые документа, который подписали 65 стран, в том числе Ватикан, – «В поддержку прав человека христиан и других общин, в особенности на Ближнем Востоке».
 
Вместе с Парижским институтом демократии и сотрудничества (его возглавляет Наталья Нарочницкая) ИППО организует и участвует в международных конференциях «Сирия: путь к миру» с приглашением сирийских участников, представляющих сложную мозаику сирийского общества. У ИППО, замечу, имеется консультативный статус при ЭКОСОС ООН (Экономический и социальный совет ООН. – Ред.). На полях СПЧ в Женеве было уже организовано четыре подобные конференции. Постоянная их участница – известная правозащитница, католическая монахиня Агнесс Мариам ас-Салиб, настоятельница монастыря Дейр-мар-Якуб (Святого Иакова. – Ред.) в Кара (Сирия), которая буквально взорвала информационное пространство уже на первой такой конференции в марте 2013 года.
 
Эта мужественная женщина представила целый пакет документальных свидетельств, в том числе о том, что сирийские правительственные войска не использовали химическое оружие в районе Алеппо. Это являлось одним из предлогов планируемых США ракетно-бомбовых ударов по Сирии.
 
Её свидетельствами воспользовалась небезызвестная Карла дель Понте, которая входит в независимую комиссию ООН по расследованию нарушения прав человека в Сирии. После личной встречи с матушкой Агнесс она сделала заявление, что располагает данными о том, что сирийские правительственные войска не использовали химическое оружие, вызвав недовольство своих западных коллег.
 
Вот тогда мы хорошо осознали, что роль неправительственных организаций и роль гражданского общества действительно очень велика – мы можем порой сделать то, что не может по тем или иным причинам официальная дипломатия. И как важно иметь партнёров, представителей гражданского общества в Сирии, чтобы лучше чувствовать ситуацию и понимать, что там происходит.
 
– Вы уже упоминали Карлу дель Понте. А есть ещё примеры того, что западные партнёры слышат ваши аргументы?
 
– Каждый раз на наших конференциях в Женеве собираются полные залы. Приходят послы различных государств, журналисты, общественные деятели и ооновские чиновники. Я уже упоминала матушку Агнесс, после её выступлений всегда звучат аплодисменты. Это удивительно, обычно на мероприятиях такого рода не принято хлопать в ладоши в знак одобрения. Значит, в зале находятся люди из разных стран, как видим, не опьянённые западной пропагандой, они не слепы и не глухи в отношении Сирии. 
 
Вспомню ещё об одном участнике наших конференций. Это шейх Аль-Мутарада, участник сирийского общественного движения «Мусалаха» («Примирение»). Год назад он был зверски убит так называемой сирийской умеренной оппозицией. Только за то, что ездил договариваться с ними, чтобы эти звери не вырезали и не трогали христианские деревни. Мусульманин, который защищал христиан. Кстати, богатый человек, за которым стояла община в три миллиона человек. Боевики заманили шейха в ловушку под предлогом переговоров, расчленили и бросили в багажник его машины. Рассказываем западным партнёрам об этом человеке, о таких вот «благородных» действиях умеренной оппозиции и что она на самом деле представляет.
 
На днях я встречалась в центре ИППО с главой международной организации «Международная христианская солидарность» Джоном Эйбнером, известным правозащитником из Швейцарии, который стоит на тех же позициях, что и ИППО, в отношении того, что происходит вокруг христиан на Ближнем Востоке. Более того, он открыто заявляет, что именно президент Сирии Асад является гарантом поддержания межрелигиозного согласия в стране. Подписываюсь под этим. Таких людей на Западе я знаю много. Как и на Ближнем Востоке.
 
В апреле 2014 Сергей Вадимович Степашин возил устное послание российского президента Башару Асаду, с ним была откровенная полуторачасовая беседа. Мне довелось присутствовать на этой беседе. Асад – очень сильная личность. Это человек с ясной и абсолютно взвешенной позицией в отношении того, что происходит в Сирии и вокруг неё, в отношении борьбы с международным терроризмом, роли России и необходимости сохранения суверенитета Сирии. 
 
Он выступает за сохранение христианского присутствия в Сирии, за сохранение векового межрелигиозного баланса. Мы также не один год наблюдаем личные взаимоотношения Верховного муфтия Сирии с патриархом Антиохийским и всего Востока – духовные лидеры называют друг друга братьями. Муфтий приходит на службу в Рождество в православный храм в Дамаске и говорит, что 2000 лет солнце христианства встаёт над Дамаском, и будет вставать всегда. Эти вековые межрелигиозные узы боевики не могут никак разорвать в Сирии, всегда являвшейся самой толерантной страной на Ближнем Востоке.