12 октября в Центре ИППО побывали два представителя Ирака – член парламента этой ближневосточной страны, глава Комитета по труду и социальным вопросам господин Ионадам Канна и хорепископ (викарий) Самано Одишо, настоятель храма Ассирийской Церкви Востока (АЦВ) в Москве.
По просьбе представителей ОВЦС Московского Патриархата с ними встретилась заместитель Председателя ИППО, руководитель Общественного Центра ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке Елена Агапова.
Это первое посещение иракским парламентарием Центра ИППО, но, по его словам, он знает о гуманитарной деятельности ИППО на Ближнем Востоке, в том числе о визите делегации ИППО с гуманиатрной миссией в Иракский Курдистан. В октябре 2014 года по поручению Председателя ИППО Сергея Степашина представители ИППО Елена Агапова и Олег Фомин побывали с гуманитарной миссией в Эрбиле, передали гуманитарную помощь детям, пострадавшим от действий боевиков, и провели встречу с представителями различных общественных и гуманитарных организаций Ирака, с рядом парламентариев. Эта информация широко освещалась в иракской прессе: русские общественные организации протянули руку Ираку.
Тогда впервые за последние 100 лет ИППО возобновило контакты с ассирийцами, которые особо нуждаются в международной защите и надеются на помощь России. Осенью 2014 года в Эрбиль самолётом МЧС России было доставлено 37 тонн гуманитарного груза. Тогда ИГИЛ находилось всего в 19 километрах от аэропорта Эрбиля.
Елена Агапова рассказала гостям о том, что гуманитарная миссия ИППО в Эрбиль была проведена по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Она проинформировала их о гуманитарной помощи Общества, направляемой в поддержку сирийского народа, о деятельности по защите христиан на международных площадках в СПЧ ОНН, ОБСЕ, Совете Европы. Тема защиты христианства – одна из приоритетных для старейшей неправительственной организации.
Иракский депутат Ионадам Канна поблагодарил ИППО за поддержку и рассказал о гуманитарной ситуации в освобождённых районах, стремлении людей вернуться в свои жилища, но тысячи домов разрушены и пострадали от обстрелов и пожаров. Десятки христианских храмов были целенаправленно разрушены, древние манускрипты террористы сжигали в кострах, утрачено уникальное культурное наследие этой страны.
До войны в Ираке проживало 1,5 миллиона христиан. Ассирийцы в основном проживали в районе города Мосул, ныне освобождённого от террористов ИГИЛ. Именно в этих местах когда-то находилась столица Ассирийского царства – Ниневия. Многие христиане, в том числе ассирийцы, были убиты, многие были вынуждены бежать от насилия боевиков в Иракский Курдистан. По словам иракского парламентария, сегодня в Ираке осталось менее 500 тысяч христиан. По некоторым данным, сейчас их на территории этой ближневосточной страны всего 200-300 тысяч.
Ситуация в Ираке сейчас обострилась из-за проведения референдума о независимости Иракского Курдистана. Багдад начал блокаду Иракского Курдистана, запретив финансовые операции и международное авиасообщение с регионом. К санкциям также готовы подключиться Иран и Турция.
Парламентарий также рассказал о том, как освобождаются районы Ирака от террористов ИГИЛ. Он отметил, что вместе с частями иракской армии и курдскими пешмерга в операции по освобождению Мосула принимали участие так называемые части защиты Ниневийской равнины. Они были сформированы из представителей разных христианских конфессий, которые летом 2014 года были изгнаны из города Мосула и трёх лежащих к востоку от него округов Ниневийской равнины – Телькейф, Хамдания, Шейхан.
В ходе беседы господин Канна сказал, что сегодня остро стоит вопрос о будущем статусе этих районов: останутся ли они в составе иракской провинции Ниневия, перейдут ли в состав соседнего Курдистанского региона или станут самостоятельной провинцией в составе Ирака. Последний вариант представляется многим в Ираке и за его пределами наилучшим решением проблемы, позволяющим обеспечить автономное существование не только ассирийцев-христиан, но и представителей таких этноконфессиональных групп, как езиды, шабаки, какаи и др. При этом христианские политики в Ираке предпочитают вариант создания отдельной провинции «Ниневийская равнина» (фактически автономии) в сердце исторической Ассирии. Причём не на этнической или религиозной, но на географической основе, позволяющей лучшим образом удовлетворить чаяния всех групп в рамках одной административной единицы.
Как известно, проекты создания своего государства появились ещё в годы Первой мировой войны, когда ассирийцы подверглись резне и геноциду в пределах Османской империи, что подвигло их выступить с оружием в руках на стороне держав Антанты, прежде всего царской России и Англии. В этот период их вооружённые формирования воевали на стороне союзников. Всё это закончилось трагично, так как более двух третей народа было уничтожено, а державы Антанты так и не исполнили своего обещания в отношении ассирийцев. В 1920–1930-х годах звучали обещания создать ассирийскую автономию (или обеспечить компактное расселение ассирийцев) в районе города Дохук на севере Ирака. Подмандатный англичанам Ирак и Турция после Первой мировой войны спорили о том, кому должен принадлежать Мосульский вилайет, и только к 1926 году специальная комиссия провела так называемую «брюссельскую линию», включив его в состав Ирака.
В 1970-е годы произошёл всплеск ассирийского национального самосознания. Это было вызвано тем, что во время переписи 1977 года в соответствии с директивами партии «Баас» в Ираке стали запрещать идентифицировать себя в качестве ассирийцев. Ранее в учебниках начали писать, что ассирийцы – это часть арабской нации и не национальное, а только религиозное меньшинство. Им предлагалось записывать себя в качестве «арабов-христиан» или «курдов-христиан». Это вызвало ответную реакцию. Возникло движение, которое требовало обеспечить национальные и культурные права ассирийцев на родине предков. Немного ранее, в конце 60-х и в начале 70-х годов, на фоне обсуждения в Ираке вопроса о предоставлении автономии курдам, возникла идея автономии на Ниневийской равнине, в местах компактного расселения ассирийцев. Когда создавалась курдская автономия, со стороны правительства Саддама Хусейна звучало предложение предоставить ассирийцам автономию, однако взамен Саддам Хусейн потребовал, чтобы ассирийцы выполняли функцию карательных отрядов по отношению к курдскому движению. Ассирийцы отказались. В итоге курды в 1972 году получили свою автономию, и в её состав вошли районы компактного расселения ассирийцев. 16 апреля 1972 года было обнародовано решение № 251 Совета революционного командования Ирака «о предоставлении культурных прав гражданам, говорящим на сирийском языке – ассирийцам, халдеям и сирийцам». Так было обозначено деление на три группы этого народа, исходя из церковных юрисдикций. Согласно ему предполагалось, что будет создана Академия ассирийского языка, будут издаваться журналы, осуществляться преподавание современного ассирийского и классического сирийского языков в школах, где 51% учащихся составляли ассирийцы. Некоторые вопросы были решены, в основном же практически всё осталось на бумаге. Так, дети ассирийцев обычно учились в частных школах, а одновременно с этим постановлением в Ираке частные учебные заведения запретили, и в результате не оказалось классов с необходимым процентом ассирийских учеников.
В очередной раз идея национальной автономии стала активно обсуждаться, когда в 2003 году произошло американское вторжение в Ирак и резко обострилась ситуация с христианами в Ираке. В 2004–2006 годах в Мосуле уже убивали священников, похищали и убивали митрополитов. Тогда же христианский пригород Дора в Багдаде, где жило более 50 тыс. ассирийцев, попал в руки террористов и оттуда началось массовое бегство. По сути, «Исламское государство» возникло уже тогда. Сначала появились листовки, призывавшие к созданию халифата. Затем на всех жителей Мосула была наложена дань. Фактически действовало двойное налогообложение: и государству, и исламистам. Это одна из причин того, что Мосул так быстро пал в 2014 году. В этот момент вновь стала предлагаться идея создания так называемой зоны безопасности для христиан на Ниневийской равнине. Но на захваченных террористами территориях не только христианского населения не осталось, но и езидов, какаи, шабаков-шиитов и туркменов-шиитов. Зона безопасности для христиан так и не была создана из-за опасений политиков курдской и арабской сторон, а также из-за позиции Халдейской церкви, которая играет важную роль, поскольку 50% христиан в стране принадлежат к ней.
Ныне ассирийский народ разделён конфессиями. Издревле существовала Церковь Востока, так называемая Сиро-персидская церковь. Христиане в Ираке – это на 90% этнические ассирийцы. Есть небольшие общины арабов-маронитов, православных и греко-католиков, в основном переселенцев из Палестины и Сирии. Также христианство представлено верующими Армянской апостольской церкви и армянами-католиками. Есть и несколько протестантских деноминаций. Всё христианское население проживает в разных частях страны.
Елена Агапова тепло поблагодарила иракских гостей за визит в Центр ИППО, подробный рассказ о ситуации в Ираке и пожелала им скорейшего возвращения мира и стабильности в этой стране. Она пожелала успешного визита депутату парламента Ионадану Канна, который прилетел в составе делегации иракских парламентариев во главе со спикером парламента этой страны на 137-ю Ассамблею Межпарламентского союза, который пройдёт в Санкт-Петербурге 14-18 октября.
В свою очередь иракский парламентарий пригласил представителя ИППО посетить Ирак, чтобы воочию увидеть масштабы разрушений храмов, святынь и жилищ людей, встретиться с лидерами христианских организаций. Он выразил благодарность России за её последовательную политику и действия по ликвидации очагов террористических организаций на Ближнем Востоке.