ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

«Господи, хорошо нам здесь быть!» О паломничестве трех нижегородцев на Святую Землю

Богу было угодно, чтобы три преподавателя Нижегородского государственного университета проходили краткосрочную научную стажировку в Иерусалиме. Декан факультета международных отношений ННГУ, профессор О. А. Колобов; заведующий кафедрой регионоведения, профессор А. А. Корнилов; доцент кафедры регионоведения С. А. Колобова.

 

Все они – члены Императорского Православного Палестинского Общества. О. А. Колобов – председатель Нижегородского отделения общества, а А. А. Корнилов – ученый секретарь отделения. Для нас оказалось возможным не только осуществить научную миссию, но и пройти паломнические маршруты.

18 марта (вторник)

Наше паломничество началось с обхода Москобии, района русских подворий периода Российской империи. Этой район на израильской карте Иерусалима называется «Миграш а-Русим» (Русская площадь). О различных подворьях, устроенных Императорским Православным Палестинским Обществом (ИППО) для многочисленных русских паломников, мы знали, но далеко не все. Например, мы не знали о пристройке к Николаевскому подворью. Оказывается, в 1930-е годы, скорее всего в 1938 г., «зарубежники» сделали большую пристройку к Николаевскому подворью и сдавали новые помещения в аренду, получая деньги, столь необходимые им для проживания под мандатной английской властью. Британские власти этому, видимо, не препятствовали.

Мы также видели здания Сергиевского подворья и женского Мариинского подворья. Внутри Сергиевского подворья до сих пор стоит «Форд» 1965 г. выпуска с дипломатическим номером. Некий высокопоставленный советский дипломат оставил машину, когда посольство СССР в Израиле спешно «закрывало» свою деятельность в связи с разрывом дипломатических отношений в 1967 году. Полагают, что дипломат курировал дела Российского Палестинского Общества при АН СССР (преемника ИППО). Сейчас мы можем предполагать, что куратор деятельности РПО мог бы остаться в Израиле. Тогда же полный разрыв дипломатических отношений означал прекращение всякого советского, в том числе научного, присутствия в Израиле. Мы видели очень презентабельный особняк русского консула в Иерусалиме, где ныне расположено израильское учреждение. Увидели сохранившуюся будку, в которой когда-то сидел нанятый Императорским Обществом сторож и охранял въезд в Москобию. Обычно это был авторитетный среди арабов человек. Мы посетили место расположения и других ворот в Москобию. Вторые ворота находятся в районе иерусалимской мэрии.

Так зримо мы представили весь комплекс подворий русских. Подворья имели ворота и представляли собой достаточно закрытый комплекс, где паломники могли молиться в Свято-Троицком соборе, исповедаться у священников Русской Духовной Миссии, находившейся внутри того же комплекса. Паломники могли иметь ночлег, питаться, к их услугам была баня, прачечная, больница. О них проявляли заботу. Внутри Сергиевского подворья и теперь можно увидеть колодец, откуда паломники черпали воду. Вода же накапливалась из дождевых осадков и хранилась в специальных цистернах. Правительство империи в лице ИППО создавало намоленный уголок России в Иерусалиме.

20 марта (четверг)

Александровское подворье ИППО. Так случилось, что впервые мы увидели подворье открытым. В силу разных обстоятельств оно оставалось недосягаемым для паломников из России, оставаясь в руках Зарубежной Церкви. Прежде чем войти в храм, подходишь к книжной лавке, где продается много изданий периода начала и середины ХХ века, прежде всего, «зарубежной» РДМ в Иерусалиме. Затем входишь, собственно, в храм святого благоверного князя Александра Невского. Иконы Богородичные, святителя Николая. Мы открыли для себя икону преп. Сергия. Икона необычна тем, что оклад к иконе вышит ученицами Бейт-Джальской семинарии в память об убитом террористами великом князе Сергее Александровиче, председателе ИППО. Вниз по лестнице спускаемся и видим тот самый Порог Судных врат, к которому подвели истязаемого Сына Божиего. Здесь была последняя остановка перед Голгофой. Историки утверждают, что здесь еще можно было изменить приговор. Но здесь был объявлен окончательный вердикт Христу. Около каменных остатков Порога, хранимых в стеклянном «саркофаге», еще осталось каменное «игольное ушко», через которое действительно не мог пройти верблюд евангельских времен, как, впрочем, и верблюд XXI века.

У Порога на стене висят таблички выдающихся деятелей России, в первую очередь, ИППО, внесших особый вклад в созидание «Русской Палестины» – храмов, монастырей, школ, подворий, странноприимных домов и больниц.

В этот день мы посетили самое главное – храм Гроба Господня. Не без искушений приложились в Кувуклии к Гробу. У католиков в тот день был Страстной Четверг. Мы поклонились месту Распятия Христа на Голгофе. Прошли пешком Крестный путь Спасителя. Были в Претории, молились там. Запомнилась армянская церковь. Нам показали место, где, по преданию стоял Понтий Пилат. Он умыл руки, не нашед вины во Христе. Дошли до Сионской горницы, места Успения Божией Матери на Сионе. День был непростой, он совпал с днем рождения Мухаммеда у мусульман. Евреи тоже были взбудоражены: приближался праздник Пурим.

Вечером мы присоединились к группе русских паломников, уезжавших в Галилею.

21 марта (пятница)

Сегодня мы пытались посетить Гору блаженств и Трапезу Господню (место, где Христос избрал Петра первоверховным апостолом). Но оба комплекса закрыты – у католиков сегодня Страстная Пятница. Зато открытой оказалась Табха – место Приумножения хлебов. Господь совершил чудо приумножения хлеба и рыбы и насытил 5 тысяч человек, не считая женщин и детей. Несколько сот метров на автобусе – и наша группа оказалась в месте бурного течения реки Иордан, там, где река соединяет ключи, текущие с Голанских высот.

О. А. Колобов и А. А. Корнилов на мосту через реку Иордан

Запомнился монастырь 12-ти апостолов, относящийся к Иерусалимской Патриархии (Свято-Гробское Братство). Это место призвания Христом простых рыбаков к апостольскому служению. В монастырском храме находится чудотворная Страстная икона Божией Матери. В монастыре подвизается и ухаживает за прекрасным садом и домашней птицей один монах. Может быть, кто-то из православных арабов и греков помогает. В монастыре ходят удивительной красоты павлины.

О. А. Колобов и А. А. Корнилов в греческом монастыре в Капернауме

У входа в монастырь прямо с машины торгует фруктами и овощами друз. Все эти продукты он вырастил и привез с Голанских высот. Как известно, важные в военно-стратегическом отношении высоты были захвачены Израилем у Сирии в ходе войны 1967 г. Территория высот активно заселялась еврейскими поселенцами. Теперь Голанские высоты (на иврите Рамат Голан) – главный вопрос на вполне возможных открытых переговорах Израиля с Сирией. Это главная, хотя и не единственная, причина отсутствия мирного договора между двумя странами.

Израильские кибуцы – сельскохозяйственные поселения – в последние 15–20 лет перестали быть израильскими колхозами. Целый ряд кибуцев активно делает прибыльный бизнес на туризме, изучении истории, спорте и т. д. В кибуце Гиносар, что на берегу Галилейского моря находится музей лодки, относящейся к временам земной жизни Спасителя (1-й век н.э.). Древняя лодка, ровесница Иисуса Христа, была обнаружена двумя членами кибуца Гиносар в январе 1986 года. Тогда воды Галилейского моря (озера Кинерет) далеко отступили от берега в результате длительной засухи. Лодка была погребена под слоем озерных отложений, которые фактически и защитили ее от воздействия веков. Благодаря работе израильских ученых и специалистов из Управления охраны древностей лодка была выкопана и тщательно упакована в специальный чехол из фиброгласа и полиуретановой пены. Лодку удалось законсервировать в центре им. Игаля Аллона. Центр находится на территории кибуца. После 14 лет консервации лодку выставили в музее для осмотра туристами.

Древняя лодка, ровесница Иисусу Христу

Возраст лодки – 2000 лет. Когда по берегам красивейшего озера Галилейского ходил Спаситель, на этой лодке плавали галилейские рыбаки. И кто же ведает, возможно, Сам Христос. Не к этой ли лодке приближался Он по волнам и звал апостола Петра? Так или иначе лодку именно такого типа использовал Христос, переправляясь с одного берега Генисаретского моря на другой.

В этом году в озере Кинерет заметно снизился уровень воды. Год считается засушливым, а это означает повышение цен на воду, на потребление воды израильскими гражданами и предприятиями. Стоит ли говорить, как велика цена воды озера для Израиля? Как и для палестинцев, и для Сирии, и для Иордании.

22 марта (суббота). День 40 мучеников Севастийских

Йом Шабат – суббота является выходным днем в Израиле. Паломничать в этот день одно удовольствие: пустые дороги позволяют автобусу быстро ехать. Наш замечательный водитель-араб имеет не менее замечательное имя Усама, и в шутку некоторые зовут его «Усама бен Ладен».

Утром в 8:30 выехали на реку Иордан, идеже «Троическое явися поклонение», идеже явился Христос всей вселенной, и свет Его знаменася на нас, о чем нам сообщают на Крещение Господне праздничный тропарь и кондак. Само место, где славный Предтеча и Пророк Иоанн крестил Господа, все еще недоступно паломникам из-за арабо-израильского конфликта. Однако скоро Израиль и Иордания обещают открыть доступ к нему. Мы омывались в водах Иордана значительно дальше к северу от исторического места Крещения. Пропели тропарь празднику Крещения перед омовением и с призыванием имени Святой Троицы окунулись в реку троекратно. Мы собрались на Иордане не двое и не трое, а более десятка во имя Христа. Так неужели же Христос не был с нами? Вода в реке чистая, она бывает затуманенной от ила и от листьев падающих с береговых деревьев.

Район, где расположено место омовения, представляет собой пример того, как кибуц живет за счет туризма. Израильский кибуц Ярденит организовал для паломников всех конфессий целый комплекс с автостоянкой, магазином сувениров, раздевалкой и специально оборудованными местами для омовения.

После Иордана группа направилась в святой город Назарет, город Благовещения Пресвятой Богородицы. Вначале мы посетили остатки дома святого Иосифа Обручника, где по преданию и произошло событие Благовещения. Над домом находится огромный католический храм. Здесь Иисус возрастал, ходил по улицам. Ходил и в ту самую синагогу, где учил. Вокруг Благовещенского храма развернута галерея многочисленных изображений Богородицы – подарки разных стран. В конце этой галереи мне запомнилась скульптура, изображавшая встречу патриарха Вселенского Афинагора с римским папой. На этой встрече папа согласился вернуть Православной Церкви мощи святого Саввы Освященного. Как передают свидетели, это было чудо Божие. В свое время лихие крестоносцы разграбили лавру Саввы Освященного в Палестине и многое забрали в свои католические страны. Были увезены и нетленные мощи преподобного Саввы, так что даже сам святой был переоблачен в латинские одежды. Мощи преподобного находились в Венеции с XIII по XX век. И вот в 1964 г. преп. Савва явился римскому папе и потребовал вернуть мощи назад, в Лавру, в Иудейскую пустыню. Папа вскоре умер, не успев, наверное, выполнить просьбу преподобного. Святой Савва явился другому папе, и тот решил вернуть мощи, которые были доставлены в Иерусалим, переоблачены в храме Гроба Господня и возвращены лавре Саввы Освященного.

Назаретский православный храм Архангела Гавриила располагается над источником, куда за водой приходила Дева Мария. Храм принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Он строился в XVII веке, в XIX веке и начале ХХ столетия Россия активно помогала содержанию церкви. До сих пор в церкви висят иконы, подаренные руководством ИППО. Одна икона передает собственно событие Благовещения, другая – событие, егда прииде со тщанием Мать Господа к праведной Елисавете в град Иудов. Над самим источником находится икона Благовещения, написанная монахами Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Мы с воодушевлением пели тропарь «Богородице Дево, радуйся», пили водичку из святого источника, некоторые паломники набрали воду в бутылочки, чтобы привезти в Россию.

Хорошо, мирно было в этом намоленном храме. Никаких других паломников в том момент не было. Церковь уютная, но по площади маленькая, потому в дореволюционный период на праздник Благовещения десятки паломников молились снаружи, а точнее у Сергиевского подворья – того самого, которое было продано по неразумной «апельсиновой» сделке Израилю в период правления Н. С. Хрущева.

Кана Галилейская – город, где было совершено первое чудо Христа Спасителя. Храм, к сожалению, оказался закрыт. Мы только посетили лавку близ церкви. Но и там нас ожидала интересная историческая находка. Прадед хозяина магазина в свое время был членом нашего ИППО, всячески помогал приему русских паломников и укреплению Православия на Святой Земле. Ближе к вечеру посетили Гору блаженств и место, где Христос избрал Петра первоверховным апостолом. Нет сил и разума, чтобы вместить всю святость этих мест.

В тот день мы поднялись на гору Фавор. Не так поднялись, яко Христос со апостолы, а на машинах по дороге-серпантину. «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху,— пели мы тропарь празднику Преображения.— Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы; Светодавче, слава Тебе». Очень тепло приняли нас тамошние монахи из Греции и Румынии. Храм Преображения на Фаворе был восстановлен в XIX веке русским архимандритом Иринархом. В монастыре очень уютно, тепло. Наверное, апостол Петр переживал во много крат большее тепло, когда взирал на Отчее сияние, сказав: «Адони, тов шэанахну кан!» («Господи, хорошо нам здесь быть» Мф. 17, 4).

23 марта (воскресение)

Утром выехали из Тиверии, где имели ночлег в гостинице. Выехали с опозданием на час, потому что одна паломница не могла найти свои деньги. Но в Святой Земле ничего просто так не происходит. По графику мы опаздывали в Вифлеем, однако дорога была почти свободной, и в град Рождества Христова мы приехали раньше других паломнических групп (католиков, протестантов, униатов). И деньги свои паломница, конечно же, потом нашла. Без спешки поклонились, как когда-то волхвы, Рождеству Спасителя. Пели Рождественский тропарь. Молились о всех и за вся, о всех наших сродниках и знаемых и о себе грешных. Посетили келью и место погребения святого блаженного Иеронима. Спустились в храм Вифлеемских младенцев, избиенных по приказу Ирода.

В греческий монастырь на Поле пастушков (Бейт Сахур) попасть не удалось. Оттуда мы направились в лавру Саввы Освященного. Дерзаю думать, что святой Савва приглашал нас к себе еще в Назарете, когда мы обозревали скульптуру патриарха Афинагора и папы римского. Этот великий святой отец нашей Церкви основал монастырь в труднодоступном районе Иудейской пустыни. Да что там говорить «труднодоступном»! В этом зное под 40 с лишком градусов жары, в этой совершенно дикой пустыне человек нашего времени, человек городской цивилизации выжить просто не способен.

Но невозможное человеку возможно Богу. Сюда, в эти места монахи шли для уединения, для оставления мира сего. С горячей верой преподобный Савва, ученик преподобных отцов Феоктиста и Евфимия, пришел на место теперешней Лавры. Господь дал ему за его ревность и смирение неизмеряемые ничем и несравнимые ни с чем дары благодати Святого Духа. После явления ему Божией Матери преп. Савва построил первый храм монастыря в честь святителя Николая, которого он необычайно почитал. Монах лавры, который рассказывал нашей мужской группе (женщин в лавру не пускают, как на Афоне), обратил внимание на календарь памяти святых отцов, житие которых связано с лаврой:

16 декабря н.ст. – преп. Иоанна Молчальника, бывшего епископа Колонийского, ученика святого Саввы.
17 декабря – преп. Иоанна Дамаскина, который подвизался в Лавре.
18 декабря – преп. Саввы Освященного, основателя Лавры.
19 декабря – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, которого святой Савва необыкновенно почитал.

Устав в Лавре строгий. Служат по византийскому времени, а не по астрономическому. Служат 1-й час, 3-й, 6-й, 9-й. Электрическим светом монахи не пользуются. Женщины в монастырь не допускаются. Так заповедал святой Савва. Когда к св. Савве приехала его мать, он и ей не разрешил войти в монастырь. Но по сыновней любви построил башню. Здесь была устроена гостиница для женщин, желавших жить около монастыря и питаться благодатью Святого Духа, сосудами которого были избранные монахи лавры.

Скончавшегося монаха опускают в облачении, без гроба в специальную могилу около храма. Через три года, как на Афоне, тело монаха извлекают и очищают останки, смотря, в какой степени истлело тело. В монастыре есть своя костница. Фотографировать в монастыре не благословили, можно делать снимки только с высокого балкона, под которым бурно течет Кедронский поток. Напротив балкона расположены бывшие келии монахов. Келии высечены в скалах. В период Византийской империи они были густо заселены пустынножителями.

По словам монаха Романа, русского насельника лавры, монастырь пять раз подвергался разграблению и уничтожению варварами. В самом монастыре в результате нашествий погибло около 500 монахов, а в округе лавры за Христа было убито до 10 тысяч монашествующих. Тем не менее, молитва в лавре никогда не прекращалась. Монахи продолжали молиться и совершать службы Богу. И так традиция монашества длится с конца V века по сей день. В одном из храмов монастыря паломник может поклониться мощам святых мучеников, пострадавших за Христа в годы нашествий. На черепах мучеников чудесным образом начертан крест из тонких линий – свидетельство, как говорят монахи, избрания этих людей Богом.

Мощи св. Саввы также имеют свою историю, которую мы уже передавали. Нетленные мощи преподобного открыто почивают в церкви Благовещения. Монах освещал нам мощи небольшим фонариком. Видны ноги преподобного, сохранившееся лицо. Святой Савва лежит в облачении и покоится в своем монастыре до скончания века, молясь за тех, кто обращается к нему за помощью.

Мы узнали, что в лавре подвизается 18 монахов и послушников. Большинство из них – греки, но есть еще серб, румын, двое русских. Монастырь благословляет паломников иконочками святых Саввы, Иоанна Дамаскина, маслицем от мощей преп. Саввы и бутылочками воды из источника св. Саввы. Есть в лавре и архондарик, где паломникам предложат анисовой (мы приехали в воскресение) воды, кофе и карамелек. Женщинам из нашей группы, ожидавшим снаружи на жаре под сенью небольшого дерева, предложили чай, карамельки, маслице от мощей, водичку источника. О. привратник выносил им также частицы мощей для поклонения.

Какая сила увлекает, зовет, ведет будущих монахов – обыкновенных людей мира сего – в знойную пустыню Иудеи, в этот район беспощадной, испепеляющей, уничтожающей все живое жары? Нам, жителям городов периода глобализации, вместить это трудно. Только разумом мы, кажется, осознаем, что сюда пришли горячо верующие люди, и что Христос – это вся их жизнь, все их богатство и что смерть во Христе – тоже приобретение. Скворцы, которые восторженно заливаются пением в гнездах, созданных в щелях монастырских зданий, свидетельствуют, что там, в лавре, жизнь процветает.

Из лавры Саввы Освященного группа направилась в женский монастырь преп. Феодосия Великого. Он так же, как и лавра, расположен на территории Палестинской Автономии. Так же, как и лавра, монастырь представляет собой островок Православия в мусульманском окружении.

В монастыре под спудом находятся мощи самого преп. Феодосия – основателя общежительного типа монастыря, мощи его матери – святой Евлогии, святой Софии – матери преп. Саввы Освященного, преподобного Иоанна Мосха, известного как автора книги «Луг духовный», посвященной египетским пустынножителям. Мощи святых почивают в храме, основанном на месте пещеры, в которой останавливались три волхва, пришедших на поклонение Родившемуся Богомладенцу в Вифлеем. Монастырь св. Феодосия расположен в арабском населенном пункте Абудия, и условия здесь не такие суровые, как в лавре святого Саввы.

Так завершилась наша паломническая поездка по святым местам Галилеи и Иудейской пустыни. Целый ряд мест нам посетить не удалось по разным причинам. Однако увиденное и услышанное заставляет меня грешного повторить слова пророка Исайи: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». 

Рассказывать следует и о современном положении Палестины. Мы поклонялись святыням и на территории государства Израиль и на территории Палестинской Автономии. Везде нам давали «зеленый свет» и оказывали благожелательный прием, будь то израильская миштара (полицейские) или бойцы элитного подразделения 17 в Вифлееме. Нигде мы не встретили враждебного отношения. Таярим русим – русские туристы – беспрепятственно проезжали КПП на линиях разделения Израиля и Автономии. Честно сказать, никто не желает обострения конфликта, вражда выгодна определенным политическим силам. В то же время очень четко прослеживается разница в социально-экономическом положении Израиля и Автономии. Богатые еврейские городские районы и ухоженные поселения Иудейской пустыни. Напротив, на территории Автономии часто встречаются неухоженные дома и садовые участки.

24 марта (понедельник)

Утром нижегородские паломники (уже без группы, которая двигалась по самостоятельному маршруту) вновь посетили храм Гроба Господня. На сей раз в храме была небольшая очередь паломников, и мы без суеты поклонились Гробу, когда-то «запечатану от иудей». В тот день Иерусалимская Патриархия отмечала тезоименитство Патриарха Феофила. В 15:00 Гроб Господень был закрыт, и началась длительная служба с литией, в которой участвовал член Русской Духовной Миссии, игумен Феофан (Лукьянов). 

Храм Гроба Господня – это очень большой комплекс храмовых зданий, подворий, небольших религиозных школ, административных офисов, архондариков. Изучая храм, мы обнаружили (именно это слово здесь подходит, ибо ходили мы без гида) водный источник святой равноапостольной царицы Елены, находящийся в подземелье коптской церкви св. Елены. Мы трижды пропели молитву святой равноапостольной царице Елене. Как известно, день памяти св. Елены и св. Константина совпал в 1882 г. с днем основания нашего Императорского Православного Палестинского Общества. Полагаю, мы смело можем называть святых равноапостольных Константина и Елену небесными помощниками в деятельности ИППО.

Далее мы пришли в церковь святого Иакова, принадлежащей православным арабам (Иерусалимская Патриархия). Вход в эту церковь находится слева от входа в храм, в 5-ти шагах от колонны, на которую в V веке сошел Благодатный Огонь. В арабской церкви есть чудотворные иконы Божией Матери и святой великомученицы Екатерины. Там до сих пор сохранилось объявление периода империи. Объявление лежит на аналое и призывает православных жертвовать на помощь бедным со словами: «Дающий бедному дает взаймы Богу». Объявление составлено на разных языках, в том числе на дореформенном русском языке, из чего мы можем заключить дореволюционное происхождение этого документа. Дежурный по церкви пожилой мирянин, араб, очень тепло нас принял и по-английски сказал, что по нашим лицам знает, что мы из России, русские православные люди.

Пишу обо всем этом для того, чтобы сказать о значительности комплекса храма Гроба Господня. Многочисленные входы, переходы, внутренние дворики, часовенки, школьные комнаты не только передают восточный колорит собственно Иерусалима, но и таким архитектурным образом свидетельствуют о вселенском значении храма. Все Церкви здесь нашли свое место, свой уголочек, свой приют и осознали свое значение: православные, католики, копты, эфиопы, армяне, протестанты.

25 марта (вторник)

Утром поехали на Елеон. Как хорошо на Елеоне! «Адони, тов шэанахну кан!» — вновь вспомним мы апостола Петра. То же самое мы можем повторить в русском Спасо-Вознесенском монастыре на Елеоне: «Как хорошо нам здесь быть, Господи!»

Главный собор монастыря в честь Вознесения Господня закрыт сейчас из-за большого ремонта. Для молитв открыт другой собор – в честь славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мы помолились, приложились к святым иконам, спели тропарь Вознесению Господня.

Монастырь был основан приснопамятным архимандритом Антонином (Капустиным) (+1894 г.), честные останки которого покоятся под спудом в главном соборе монастыря. Мы не раз рассуждали с профессором О. А. Колобовым о значении деятельности о. Антонина. Можно написать целый ряд трудов по истории деятельности этого неутомимого труженика во славу Церкви Христовой и России, но когда смотришь на русские места в Палестине, поражаешься, как много сделал наш смиренный архимандрит! Дело не только в том, что самая высокая колокольня в Иерусалиме до сих пор – наша, русская, «Русская свеча». О. Антонин буквально создал из ничего Русскую Палестину. Бог явно был с ним. После стольких лет, почти века нашей бездеятельности в Палестине, после бездарного равнодушия советских властей к религиозному паломничеству, после «апельсиновой сделки» и т. п., у нас все равно осталось большое наследие. Россия вновь направляет сотни паломников на Святую Землю. Здесь по-прежнему есть места для ночлега, действует Русская Духовная Миссия, монастыри, можно вести научную работу, заниматься палестиноведением. И все это во многом благодаря трудам о. Антонина.

После трагического разделения Церкви, связанного с революционными событиями 1917 г. и последующими безбожными годами в России, монастырь находился в попечении и юрисдикции Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Монастырем управляли игумении, родившиеся и получившие воспитание в Российской империи или в эмиграции. Здесь в монастыре покоится видный деятель Зарубежной Церкви, начальник Русской Духовной Миссии РПЦЗ архимандрит Димитрий. Русские и арабские монахини, воспитанные в истинном благочестии, спасали в монастыре свои души, молились за всю Россию в период жестоких гонений на веру 1920-1980-х годов. Монастырь подвергался артиллерийским обстрелам во время арабо-израильских войн.

После русского монастыря посетили место Вознесения Спасителя – «Стопочку». Паки Господь нам споспешествовал: паломнических групп на месте «Стопочки» Спасителя не оказалось, и мы без толкотни и сутолоки приложились к святому месту. Веруя, что Бог с нами и «никто же на ны», мы пешком спустились к русскому Гефсиманскому монастырю. Главное в монастырском храме св. Марии Магдалины – это мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее верной послушницы, инокини Варвары.

Перед мощами стоять и молиться – счастье. Испытываешь удивительное чувство покоя, сопричастности великому таинству. Покоится нетленным телом великая княгиня Романова, оставившая вся «красная мира сего» ради Христа, пострадавшая и убиенная за Христа. Великая княгиня – небесный покровитель нашего ИППО. Стоит ли удивляться, почему общество до сих пор живо, если у него такие заступники? Общество возродилось и продолжает работать. Святые Елисавета и Варвара – покровители всего православного рода. Они – заступницы в век терроризма, всеобщего отступления от любви, в лютое время господства эгоизма и забвения Бога. Кругом творится беззаконие, а святые жены утверждают Православие, прежде всего, тем, что пребывают с нами нетленными мощами.

Были мы в Гефсиманском саду, где Христос молился Богу Отцу, да минет Его чаша Крестоношения и Распятия. В этом саду тварь предает Творца, созданный предает поцелуем Создателя. Воины берут Христа прямо напротив Золотых ворот, через которые всего несколько дней назад Господь проходил в славе. Мы поклонились Гробнице Божией Матери, чудотворной иконе Божией Матери, святым Богоотцам Иоакиму и Анне.

26 марта (среда)

Утром погода резко испортилась. Вместо жаркой, знойной, изнуряющей синайской хамсин пришла холодная ветреная погода, какая и должна быть в марте.

В 6:30 мы приехали в русский Горненский женский монастырь. В церкви Казанской иконы Божией Матери служилась Литургия Преждеосвященных Даров. Исповедались и причастились Святых Небесных Животворящих Страшных Христовых Таин и возблагодарили Господа, давшего нам возможность в конце поездки совершить такое благое для нашей души дело. Прекрасно пел хор, особенно запомнились стихиры на «Господи воззвах». На литургии молилась настоятельница монастыря игумения Георгия. На «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» о. Иннокентий отслужил литию о новопреставленном члене РДМ, игумене Феофане (Краснове), несколько недель болевшем. После службы нас пригласили в трапезную. Паломники, молившиеся на службе, могут откушать монастырской трапезы.

27 марта (четверг)

Наша нижегородская группа из трех человек вновь обошла основные святые места в Старом Городе Иерусалима. Третий раз мы пришли на Гроб Господень, на Голгофу, дошли до Сиона, где происходила Тайная Вечеря, где состоялась Пятидесятница, где Матерь Божия жила у апостола Иоанна по слову Христа «Се, Мати, сын Твой» и «Се, сыне, Мати Твоя». Пели тропарь и кондак Пятидесятнице.

Так, согласно славя Бога, мы завершили свое пребывание на Святой Земле.