Это особый день для монастыря Св.Екатерины, в научное изучение которого внесли ученые и исследователи Императорского Православного Палестинского Общества.
Синайский монастырь – один из самых древних христианских монастырей в мире: он был основан еще в IV веке у библейской горы Хорив (Синай), где Моисей встретился с Богом. До сих пор сохранилась в скале расщелина, куда он спрятался, чтобы не ослепнуть от сияния Божией славы.
Древний монастырь Св.Екатерины в 2002 году был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
Из стен обители вышло множество подвижников, преподобных отцов, чья память соборно празднуется в Светлую среду. Христианские отшельники селились в южном Синае со II века (они старались определить места, упоминаемые в Библии, в том числе и гору Синай — нынешнюю гору Моисея христиане почитают как библейскую гору Синай с начала IV века: в 330 году монахи при поддержке святой императрицы Елены построили у подножия горы маленькую церковь и башню, а в 527 году император Юстиниан Великий основал здесь монастырь, который с XI века стал называться монастырем святой Екатерины, в честь Екатерины Александрийской).
В монастыре есть много удивительных мест, связанных с пророком Моисем. Это терновый куст – Неопалимая Купина, который до сих пор буйно растет в обители недалеко от часовни Неопалимой Купины, хотя паломники его не щадят — каждый пытается оторвать себе веточку. Алтарь часовни расположен над корнями Неопалимой Купины. Моисеев колодец – это место в скале, откуда Моисей по повелению Божию изводил воду, ударив по скале своим жезлом.
А недалеко от монастыря – скала с отпечатком золотого тельца, идола, которого евреи сделали во время первого восхождения Моисея на гору Синай, когда он получил от Бога каменные скрижали Завета с десятью заповедями. Около монастыря находится костница – монастырская усыпальница, где собраны останки монахов, подвизавшихся в разное время в этой обители. Их жития повествуют, что многие из них были великими постниками, вели строгую жизнь: всю неделю они пребывали в кельях в молчании, в субботу собирались на всенощное бдение и в воскресенье причащались Святых Таин. Зачастую они питались только кореньями, финиками и водой, вкушая пищу крайне редко. Многие из пустынников прославились даром чудотворения. В костнице находятся мощи монаха-вратарника, который отошел ко Господу, сидя у ворот — в таком сидячем положении, в полном монашеском облачении он находится в стеклянной раке.
Среди игуменов обители был знаменитый Иоанн Лествичник. Но особо почитаются преподобные отцы, подвизавшиеся на горе Синай и в пустине Раифы в IV-V веках и убитые язычниками во время двух разрушительных набегов. В IV веке триста варваров, пришедших на Синайский полуостров, сперва захватили в плен женщин и детей в Фаране, а потом направились к монахам. Они подвергли подвижников, которых им удалось найти в пещерах Синая, нещадному избиению.
Это избиение было описано очевидцем, египетским иноком Аммонием, посетившим в то время святую гору Синай и участвовавшим в погребении порубленных тел святых. Второе избиение произошло в V веке. В то время одно из кочевых арабских племен вновь напало на мирных жителей Синая и Раифы, где в то время вновь расцвело подвижничество. Напавшие язычники зверски убили многих святых отцов, но некоторым удалось спастись.
Среди спасшихся был преподобный Нил Постник, который впоследствии описал второе избиение святых. Но все эти испытания не пресекли монашеской жизни на Синае. Описания очевидцев, а также преподобного Анастасия Синайского в VII столетии, на века запечатлели память о преподобномучениках. При составлении им службы многие из них были упомянуты в ней поименно.
Монастырь святой Екатерины издавна поддерживал тесные связи с Росией. В 1375 году за милостыней для него в Москву приехал митрополит Макарий, а в 1390 из монастыря в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля.
В 1588 году царь Иван Грозный направил к восточным патриархам посольство с златотканым покровом на мощи святой Екатерины в дар для Синайского монастыря. С тех пор на Синай шли многочисленные пожертвования русских царей, которые монахи прозвали "манной небесной"
В 1860 году монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией. Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне», украшающую кафоликон монастыря.
В 1887 году знаменитый историк, византист, профессор Киевской духовной академии Секретарь Императорского Православного Палестинского Общества Алексей Афанасьевич Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI-XVIII веках. В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество, осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах. Свой неоценимый вклад внесли и архимандрит Антонин Капустин, и архимандрит Порфирий Успенский.
РИА Новости