14 января, в День святителя Василия Великого и праздник Обрезания Господня, Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил с собором иерархов и духовенства традиционно совершил ночную Божественную литургию на Гробе Господнем.
В богослужении принял участие исполняющий обязанности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, член Совета ИППО игумен Феофан. На малом и великом входе Литургии священнослужители выносили ковчег с десницей святителя Василия Великого, хранящейся в храме Гроба Господня, а также Крест с частицей Животворящего Креста Господня.
По окончании Божественной литургии состоялся крестный ход внутри храма Гроба Господня, после которого Блаженнейший Патриарх совершил молитву на начало Нового года и разрезал «пирог святого Василия».
Иерусалимская Православная Церковь ведет счет времени по старому стилю – юлианскому календарю, поэтому Новый год она празднует 14 января вместе с воспоминанием Обрезания Господня. Событие обрезания Иисуса Христа описывается в Евангелии от Луки (2, 21): «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве».
Можно сказать, что в этот день мы празднуем Именины Христа, ведь для христиан ветхозаветное обрезание было прообразом таинства Крещения, Нового Завета Бога с человеком. Причем уже в Ветхом Завете подчеркивалось, что важно не телесное обрезание, а духовное: «И обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе» (Втор. 30,6). В Православной Церкви этот праздник совпадает с днём памяти свт. Василия Великого, одного из великих Отцов Церкви, жившего в IV веке.
Святитель Василий был одним из немногих, оставшихся верным православию епископов во времена арианской ереси, организовал Церковь и монашество и за неполные пятьдесят лет жизни оставил нам текст Литургии и множество трудов богословского и канонического содержания. Но помимо всего этого он был милостивым и заботливым пастырем и организовал систему благотворительных и филантропических организаций, которая и называлась по его имени - «Василиада». Поэтому, подобно тому, как на Западе вошло в традицию ждать милостей и подарков от Санта Клауса (святого Николая), так на Востоке таким добрым чудотворцем и любимцем детей стал Аи-Василис (святой Василий), тем более, что день его памяти приходится на первое января по старому стилю. Поэтому к греческим детям добрый Дед Мороз приходит в образе Аи-Василиса, изображаемого в красной шапке и с мешком подарков за спиной.
В день памяти свт. Василия у православных греков существует традиция разрезать и раздавать сладкий пирог, который называется василопита. В пирог Святого Василия закладывается монетка, и считается, что тот, кому она попадётся, получит благословение и будет удачлив в новом году. Предание гласит, что однажды городу свт. Василия – Кесарии Каппадокийской грозило разорение от войска некоего тирана, и святитель, чтобы спасти город, собрал со своей паствы деньги на откуп. Однако Господь расстроил планы врагов, а вернуть каждому то, что он пожертвовал, оказалось затруднительно.
Тогда мудрый святитель велел испечь много хлебов, положить в них все собранные деньги и украшения, а потом сам раздал их людям, кому что достанется. Так и в это раз по окончании богослужения Патриарх Феофил зачитал новогоднее приветствие и в присутствии многочисленных паломников и гостей разрезал пирог святого Василия. Сначала он раздал кусочки пирога клирикам Патриархии, а потом и каждому присутствующему. И даже те, кому не досталась в пироге монетка, получив Патриаршее благословение на Новолетие, уходили домой с радостью в душе.