ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Интервью Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X сирийской газете «Al Thawra Online»

4 октября 2014 г. Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X (Язиджи) дал интервью сирийской газете «Al Thawra Online».

В беседе он затронул общие проблемы кризиса, который испытывает Сирия. Приводим текст этой беседы на английском языке в переводе члена ИППО Александры Чувараян.

- Какую роль играет Церковь Антиохийского Патриархата как часть социальной структуры Сирии?  Чего она достигла и что продолжает делать?

- Для начала, мы хотели бы передать наши сердечные поздравления сирийскому народу в целом, а также нашим мусульманским братьям по случаю праздника Ид аль-Адха. Самые тёплые пожелания.

Патриархат и наш Православный христианский народ являются фундаментальной частью нашей страны. Мы - сирийцы, дети этой нации. Мы родились здесь, также как наши отцы и деды. Здесь зародилось Христианство, и мы чувствуем, что мы - единая семья со всеми общинами страны. На протяжении всей истории, Патриархат был – и мы надеемся, останется – основополагающим фактором общественной жизни и гордости, движущей силой всех национальных и исторических оснований, которая объединяет нас со времен появления Христианства на этой земле.

Даже с появлением Ислама  мы жили вместе, и являемся наследниками общей истории. Нет сомнений в том, что у нас и одно будущее.

- Согласно Вашему владению ситуацией, и исходя из различных уровней понимания вопроса, появилась ли ясность по делу двух похищенных священников?

- К сожалению, ясности о двух наших братьях священниках нет. Существует много доводов и слухов. Мы молимся о том, чтобы и они, и все те, кто когда-либо был похищен в мире, были здоровы и пребывали в мире. Мы надеемся, что скоро их отпустят и они снова будут с нами. Сейчас, после почти полутора лет, мы по-прежнему пребываем в полной неизвестности, и это заставляет удивляться, и обратиться к международному сообществу, правительствам, организациям, международным силам, всем заинтересованным сторонам: где лозунги о защите прав человека, когда дело доходит до полного игнорирования данного вопроса, до тотального молчания? Большинство отчётов и предположений, которые до нас доходят – беспочвенны. Это подобно выражению: «Словно разверзлась Земля и поглотила их». Тем не менее, мы продолжаем поиски решения этого вопроса со всеми возможными сторонами без отчаяния и с усердием.

Если кто-то хотел использовать похищение священников в качестве инструмента для разделения и расчленения региона, если некоторые думают, что вопрос христиан является одним из инструментов, с помощью которого можно добиться своих целей, и что через это преступление они могут совершенствовать механизмы запугивания и устрашения христиан, мы хотим сказать: несмотря на трудности обстоятельств, и несмотря на горечь этих дней, они полностью ошибаются, потому что это не сможет нас устрашить и заставить изменить свою точку зрения либо отказаться от каких-либо прав, которыми мы владеем. Мы, как христиане, проживаем бок о бок с мусульманскими братьями на этой земле. Ничто не может нас разделить.

- История братского сосуществования между различными общинами в регионе насчитывает более чем 14 веков, и за весь период никогда не случалось кризисов подобных тому, что объял страну сейчас. Думаете ли Вы, что эта неординарная ситуация требует неординарного решения?

- Все мы готовы защитить нашу землю, нашу честь и чувство национального достоинства. Мы либо выстоим вместе, либо проиграем вместе. Сегодня меня спрашивают: «Ваше Святейшество, какова Ваша точка зрения по вопросу «защиты христиан»?» Честно говоря, это выражение для нашего слуха является новым. Мы всегда удивляемся, когда его обсуждают. На протяжении веков мы жили единой историей и создали единую культуру. У нас одно будущее. Возможно, на протяжении истории мы имели различия, также как и единая семья имеет разных членов. Но семья едина. Будучи премьером, на вопрос «защиты христиан» Фарис аль-Хури посмотрел на кафедру Мечети Омаяд, и сказал: «Как христианский член парламента, я отказываюсь от французской и английской защиты, и прошу защиты моих братьев, которые молятся со мной в этой мечети». Эта идея всегда была нашей историей, и именно её мы продолжаем утверждать. Существует множество людей, которые с различными целями пытаются разделить наши взгляды, но попытка разделения только объединяет настоящих людей, и мы не боимся.

Мы, как Антиохийский Патриархат, глубоко укоренены на этой Земле. Церковь Мариамииа, которая рядом с нами здесь, насчитывает сотни лет, и является свидетелем аутентичности и длительной истории сосуществования христиан и мусульман, нашего жительства вместе. Эту истину мы утверждаем и в наших проповедях, письменных посланиях, беседах, всех наших встречах дома и за рубежом – на Западе, Америке, России – в общении церковном и с другими организациями. Очень важно донести до людей правду о том, что происходит, и  не допускать, чтобы истина стала объектом фальсификаций со стороны лживых средств массовой информации. Это не просто передача информации и правильной картины – это отражение реальности. Мы не удовлетворены идеями и теориями. Мы хотим, насколько это возможно, быть на стороне людей. Мы сострадаем им, поддерживаем их, помогаем им, даже по вопросам бытовой жизни, а не только оказываем моральную поддержку. Утешение имеет много видов и форм. Оно может быть духовным, психологическим, материальным и так далее. Мне приятно говорить, что мы, как Патриархат, помогаем всем - мусульманам и христианам, оказываем материальную и гуманитарную помощь, не спрашивая их имён. Это функция Департамента по Отношениям Патриархата, который занимается вопросами пожертвований, финансовыми, духовными, пасторскими и церковными вопросами, а также финансовой помощи и поддержки. Каждое направление нашей работы связано с определённым департаментом.

- Несмотря на позиции других Патриархов, вы воздержались от участия в конференции «В защиту христиан». Что вы об этом думаете? Что вы хотели бы этой позицией показать миру?

- Это очень важный и тонкий вопрос. Мне бы хотелось пояснить одно обстоятельство, связанное с моим личным неучастием в конференции «В защиту христиан». Мы никуда не уходим, чтобы Христиан в Сирии надо было защищать. По большому счёту, мы об этом уже говорили. Поэтому, информация, которая интересует нас и другие стороны по данному вопросу, представляется нам двойственной, недостаточно хорошо освещённой в части целей и названия конференции, и какую идею она намерена пропагандировать и продвигать на выходе. Все эти вопросы заставили нас воздержаться от личного участия и попросить нашего брата Митрополита Иосифа Захлави, который родом и Дамаска. Он является нашим Митрополитом в Америке, и мы попросили Его нас представлять. Это очень важный вопрос, потому что, когда мы хотим говорить о христианах на Ближнем Востоке – Сирии, Ливане, в регионе -  тогда мы прямо заинтересованы, и не передаём этих вопросов в другие руки. Мы не станем учениками, которые входят в класс послушать урок, который им преподают другие. Мы не можем быть в этой позиции.

Существуют силы на международном уровне, которые предпринимают попытки заставить сирийских детей в целом думать об эмиграции и бегстве из страны из-за террористических актов в различных регионах, например, Маалюле. Какую роль играет Церковь в том, чтобы поднять дух детей нации для того, чтобы держаться своих корней и Земли, своей нации и остановить распространение подобных идей среди молодёжи?

Мы всегда призываем оставаться, и твёрдо стоять на нашей земле. Здесь наши дома и наши семьи. Мы призываем каждого, несмотря на сложную жизнь и трудные обстоятельства, через которые мы проходим, мы всегда призываем людей оставаться на своей земле. Мне приятно упомянуть, что два дня назад мы посетили церемонию вручения дипломов тем, кто получил дипломы в прошлом году в школе аль Ассея, которая принадлежит Патриархату. Эта встреча с выпускниками меня очень потрясла – около сорока из пятидесяти учеников пришли на церемонию со своими семьями – и особенно запомнились улыбки на их лицах и та атмосфера, которую они создали. Я сказал им, что сегодня мы посылаем сигнал всеми миру о том, что мы остаёмся. Несмотря на тьму вокруг нас, через ваше присутствие, вашу радость, ваши успехи, вы проходите через стену тьмы. Это мероприятие как луч света подтверждает, как сильно мы привязаны к своей Родине.

Одновременно с этим, мы как Церковь пытаемся помочь молодёжи с бытовыми аспектами, материально и экономически, всеми нашими возможностями, которые также не безграничны. Вместе с этим, мы стремимся создать возможности для работы, которая способствует тому, что молодёжь более тесно привязывается к своей земле, и облегчает их страдания. Мы оптимисты.

Мы постоянно встречаемся с молодёжью. Наши храмы открыты, и каждая церковь имеет место для проведения встреч с нашими братьями, женскими группами, молодёжью, девочками, работы Воскресных школ и Христианского образования. Этих мероприятий иногда бывает меньше в результате обстоятельств, но они проводятся регулярно.

В августе прошлого года, я побывал в Долине и у нас в этом регионе много храмов – в Долине, Совейте и Кафарине и других местах. Мы пробыли там целый месяц, переезжая из одной деревни в другую, из одного храма в другой. Мы встречались со взрослыми и маленькими, молодыми и старыми, мужчинами и женщинами, мусульманами и христианами,  с деревенскими детьми. Целью этой поездки было оставаться с людьми, помочь им обрести надежду и удержаться, не потонуть в этой череде сложных времён, которые мы испытываем, помочь им выстоять.

- Существует ли взаимодействие между христианскими духовными лидерами и умеренными исламскими богословами для того, чтобы противостоять чудовищным актам -  фактам расчленения и обезглавливания людей?

- Конечно, необходима совместная христианско-мусульманская работа для того, чтобы достигнуть глубины веры. Все эти сцены отражают недостаток осознания и человеческой сознательности. Мы не связываем эти акты с религией, потому что они совершенно оторваны от неё. Когда подобные формы экстремизма происходят под лозунгами Бога, это является наиболее греховной формой извращения. Как я уже упоминал, мы, дети этой страны, прекрасно знаем, что такое настоящий терпимый Ислам и кем являются наши мусульманские братья. То же самое они сами говорят о себе. Мы всегда рисуем этот образ Западу. Они знают Ислам в теории, мы же здесь живём. Несомненно, эти акты - полное извращение религии.

В эти праздничные дни, мы почитаем память жертвы Патриарха Авраама, когда дары выражают веру в Бога, ваше полное смирение перед Ним и то, что вы отдали себя на Волю Божию. Затем вы распределяете дары бедным и нуждающимся, так, чтобы они также могли быть за трапезой. Вы действительно отдаёте эти дары небесам. Когда мы говорим, что мусульманин празднует Ид аль-Адха, это означает следующее: он предлагает Богу жертву в знак выражения своей веры в Него и своего смирения перед Ним. Эта вера делает вас ближе к вашим ближним. Он отдаёт это в итоге своему ближнему, бедному и нуждающемуся, чтобы он мог иметь мясо тогда, когда обычно сам не может. Таким образом, не существует религии или гуманитарного принципа, оправдывающего то насилие, которое происходит под лозунгами религии. Это отвергается и мусульманами, и христианами. В результате слепого экстремизма мы стали использовать слово «терпимость». В конце концов, события вынуждают нас к использованию новой лексики. В любом случае, мы взаимодействуем, встречаемся и общаемся между собой, с Верховным Муфтием  Сирии Ахмедом Бадреддином Хассуном, например, с которыми мы прочно связаны узами братства. Его дом - это наш дом, и наш дом - это его дом. С нашими братьями мы едины, с известными и терпимыми исламскими богословами, даже в Арабском мире, такими как Великий Шейх аль-Ажар и все те, в ком присутствует закон Божий, с любым человеком, который живёт по законам собственной совести и закону Божиему.

Все верующие в Бога в Сирии и регионе отрицают экстремизм. Тем не менее, стало совершенно очевидно, что за экстремизмом стоит политика, а не религия. Мы надеемся, что люди откроют сердца Богу и будут следовать за Ним. Мы надеемся, что когда человек достаёт меч под лозунгами «Аллах Акбар» и убивает своего брата, как он убил бы цыпленка, он знает, где он и на что обречена его душа.

В Сирии, Ливане и других местах проводилось много национальных, региональных, международных конференций, в которых я принимал участие. Мы всегда оканчиваем их в полном согласии со всеми без исключения, мусульманами и христианами, что необходимо отказаться от экстремизма и не принимать его, мы должны слышать голос правды и правду надо говорить, и именно эта позиция должна быть услышана государствами и международными организациями. В Женеве проходило несколько заседаний Всемирного Совета Церквей. Эти конференции не носили политического характера. Они носили гуманитарные цели, на которых обсуждались права человека.

- Часто говорят, что борьба с экстремистскими организациями, такими как ИГИЛ и подобными, требует, прежде всего, оппозиционной идеологии. Что вы думаете по этому вопросу?

- Мы не можем охарактеризовать их как религиозные. Что говорят об «Исламском Государстве Ирака и Сирии», все, включая мусульман? Все отвергают подобные заявления на практике. Мы надеемся, что государства и организации, заинтересованные этим вопросом, прекратят финансирование ИГИЛ и подобных групп, остановят поставку вооружений этим организациям, и свернут их подготовку и логистическую поддержку. Если они на самом деле озабочены борьбой с экстремизмом, они должны прекратить поставлять подобным группам материальную, военную и логистическую помощь. Это моя позиция. И после этого, всё остальное мы сможем урегулировать сами.

Что касается идеологии, мне бы хотелось сказать, что всё новое – это хорошо забытое старое. Все национальные и религиозные константы, которые мы имеем в нашей стране, заставляют меня вспомнить то, что произошло в 1919 году, когда Лига Наций послала в Сирию международную комиссию для того, чтобы христиане могли под эгидой соблюдения прав человека выбрать между Французским и Британским мандатом. Встреча тогда состоялась здесь в Патриархате, в присутствии Патриарха Григория IV. Они спросили его: «Что вы выбираете, Ваше Святейшество, Французский или Британский мандат?» Он ответил: «Я выбираю национальный мандат. Я выбираю моего брата и сына этой страны. Этот мандат я выбираю…» Итак, то, что называем новым, на самом деле уже имело место быть. Оно не является старым в смысле того, что оно устарело, но напротив, является традиционной тысячелетней неизменной истиной, которая написана в наших сердцах. Она передалась нам с молоком матерей. Мусульмане и христиане вместе - мы прочно держимся этого. Эта древнейшая истина, словно старое вино; чем больше ему лет, тем более ценным оно становится.

- Все каналы, которые пропагандируют вражду и сектантство, были заранее тщательно подготовлены и введены в оборот медиа кампаниями. Нужны ли нам сегодня медиа программы и планы противостояния, которые способствовали бы выработке иммунитета у молодого поколения на слове и на деле? Какова Ваша роль в подготовке подобного материала?

- СМИ и коммуникации играют основополагающую роль. Здесь, в Сирии, СМИ занимают активные позиции и представляют собой главную силу. Разве наша встреча с вами не доказывает это? Мы находимся в постоянном взаимодействии, диалоге и сотрудничестве со средствами массовой информации. Как церковное учреждение, мы подтверждаем их роль. Для нас, церковными средствами массовой информации являются национальные. Как я вам рассказывал ранее, мы пробыли в Вади аль-Насара в течение почти месяца. В это время я говорил близким: я не приехал сюда только за молитвой. Я не могу сократить значимость моего визита только до одной молитвы. Я могу реализовывать моё религиозное служение в Церкви Мариамиия, которая всего в тридцати секундах ходьбы от меня. Вы молитесь и открываете своё сердце Творцу Мира, Создателю Небес и Земли для того, чтобы он даровал вам единство с вашим ближним. Вы есть - часть нации, а не только Духа. То же самое и с визитом церковным по его сути: Патриарх, который посещает свой Храм, Паству и Церкви Долины. Тем не менее, это национальное событие в полном смысле этого слова. Оно освещалось средствами массовой информации. Мы, как Церковь Антиохии, имеем свой веб-сайт Патриархата, который стремится осветить все новости и быть на связи с теми, кто хочет прийти в Церковь, познакомиться с ей историей и мероприятиями. У нас есть страница на фейсбуке и круглосуточная радиостанция на сайте Патриархата. Конечно, мы используем все эти современные средства коммуникаций для того, чтобы они дали свои плоды и могли передавать людям истину.

Послесловие от Его Святейшества Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X:

Мы должны быть очень внимательны к проблеме языка и его использования. Один человек говорит «Я - мусульманин» и другой человек говорит: «Я- христианин». Некоторое время назад мы проезжали мимо острова Арвад в порту Тартус. Я сказал: «Посмотрите на остров Арвад. Во времена французского колониализма, его превратили в тюрьму и ссылали туда всех граждан, которые героически стремились к независимости, вне зависимости от их принадлежности к той или иной общине, всех, без исключения. Мы читаем о Фарисе аль-Хури и Шукри аль-Куатли. Никто не пишет о них как о мусульманах или христианах. Наоборот, в истории они остались как сирийцы…»