Праздник дня Святой Троицы или Пятидесятницы отмечается на Святой Земле с особой торжественностью. На сам день Троицы литургия служится в Кувуклии Гроба Господня и не в обычное ночное время, а как принято в некоторые большие праздники (Крещение, Крестопоклонную неделю и Фомину неделю) утром. Тут же в Кувуклии совершается вечерня Троицких коленопреклонений и молитв вечернего чина Троицы. А вечером вечерня совершается на Сионском православном кладбище в крошечной часовне.
Празднование дня Пресвятой Троицы на Святой Земле
На Духов день Божественная Литургия служится утром в церкви трех Святителей в семинарии на горе Сион, где по преданию в Сионской Горнице совершилось Пятидесятница — снисхождение Святого Духа на Божию Матерь и святых апостолов.
Свято-Троицкий собор в Иерусалиме
Праздник Св.Троицы и, в частности, Духов день является престольным праздником Свято-Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, закладка которого состоялась 30 августа 1860 года при участии патриаршего наместника митрополита Петры Аравийской Мелетия и начальника Русской духовной Миссии Кирилла, епископа мелитопольского. Главными строителями собора были академик М. И. Эппингер и его помощники архитекторы В. А. Дорогулин и М. Ф. Грановский. Храм выстроенной в архитектуре новоафонского стиля во многом на средства августейшей императорской семьи и на пожертвования «всем православным русским народом» /1/. Обычай празднования престольного праздника в этом соборе на Духов день сформировался в виду того, что по status quo /2/ на святых местах, патриарх Иерусалимский в первый день Св.Троицы совершает Литургию на Гробе Господнем. А уже на следующий день представитель Иерусалимской Церкви (в 19-м веке это был сам патриарх Иерусалимский), а теперь это может быть просто иерарх в сопровождении клириков Святогробского братства совершает Литургию в русском Свято-Троицком соборе. В этот день наш Собор привлекает помимо местных православных христиан, множество паломников не только из России, но из всех уголков Русского Зарубежья.
Дуб Мамврийский на русском участке в Хевроне.
Фото 60-х гг. ХХ века
Кроме великолепия русского Собора в Иерусалиме есть еще одно место, непосредственно, связанное с праздником св.Троицы на Святой Земле – Маврийский дуб на участке Русской Духовной Миссии в Хевроне. Стараниями великого подвижника на Святой Земле начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина Капустина, был приобретен у мусульман в 1868 году при поддержке русского посла в Турции графа Н. П. Игнатьева участок земли с виноградниками, неподалеку от древнего библейского города Хеврона. По преданию считается, что это старец-дуб дал приют от полдневного зноя Св.Троице в виде трех странников, гостеприимно встреченных здесь праотцами Авраамом и Сарою (Быт.XVIII, 3-8). После приобретения дуба о.Антонином было замечено, что дуб начал сохнуть и увядать. Уже в сборниках Императорского Православного Палестинского Общества XIX века отмечалось о «стремлении наших благочестивых паломников рвать себе на память с Дуба листья, ломать целые сучья для посошков и сдирать кору для написания на ней образков Св.Троицы и т. д.» /3/ Дабы избежать этого «благочестивого разграбления» святыни, вокруг Дуба выстроили железную квадратную решетку с входной дверью, дупло замазывали глиной. В 1898 году средняя большая ветвь, практически уже полностью засохшая упала во время страшной бури и была разослана по частицам по многочисленным церквям Российской Империи. Две другие ветви, смотрящие на север и юг с обильной зеленой листвой были подперты массивными металлическими подпорками.
Разновидность этого дуба называется – «теревинф» и характерен для данной местности, листья этого дуба не похожи на российские, мельче по размеру на концах имеют закругление и острие. Тем не менее, отростки от библейского дуба-старца находятся внутри железной ограды и два довольно больших на сегодняшний день дуба называются «дубком Сарры» и «дубком Авраама».
При архимандрите Антонине на участке удалось построить 2-х этажный дом для отдыха паломников и наблюдательную башню на самой вершине холма. Богослужение совершалось лишь раз в году, в третий день после Троицы /4/. 4 октября 1908 года было получено разрешение от Блаженейшего Патриарха Дамиана на строительство храма на русском участке в Хевроне, освящение которого затянулось надолго в виду политических причин. Строительство было поручено итальянскому архитектору Дж.Бергамаско, в этой связи внешний архитектурный декор здания имеет отпечаток итальянского влияния. Уже в 1911 году здание храма из местного белого тесанного камня к радости многочисленных паломников было украшено куполом с ярко сияющим крестом. Храм был построен трехпрестольным. Центральный престол посвящен святым Праотцам, левый святителю Николаю Угоднику, а правый – Пресвятой Троице.
Долгожданный фирман на освящение храма в 1914 году, полученный архимандритом Леонидом Сенцовым не удалось воплотить в жизнь, т. к. разразилась 1-я мировая война. Освящение пришлось отложить до лучших времен. Революционные события в России 1917 года оттянули его освящение еще дальше на неопределенное время. Архимандрит Леонид Сенцов был отозван в Москву для участия в историческом Поместном Соборе Русской Православной Церкви, как начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Его доклад о поддержке, перспективах и нуждах русского православного дела на Святой Земле был выслушан с большим вниманием на Поместном Соборе. События, творящиеся в охваченной революционной смутой России пошатнули здоровье архимандрита Леонида, он заболел и скончался в Москве в 1918 году, так и не вернувшись в Иерусалим. Россия всё больше ввергалась в революционное безумие, а Русская Духовная Миссия оставалась здесь на Святой Земле и поддерживалась силами немногочисленной русской эмиграции.
Храм во имя св.Праотцев на участке Русской Духовной Миссии в Хевроне
31 мая 1925 года был освящен Троицкий храм на русском участке в Хевроне – событие немыслимое в этот период для советской России, однако воплотившиеся в жизнь на Святой Земле. Далее этот участок, как и многие другие за пределами России вошел в юрисдикцию Русской Православной Церкви Зарубежом. Это единственная христианская церковь во всем Хевроне.
Православные кресты возвышаются над древними холмами города праотца Авраама, где он похоронен со своими потомками. На протяжении сложного периода XX, несмотря на бесконечный конфликт между арабами и евреями за владение этим святых для всех городом, на русском участке не прекращалась молитва и богослужение. Здесь всегда присутствовали клирики Русской Православной Церкви, являясь единственными христианами в городе Хевроне. Мусульманское население с опаской, проходя мимо крестов с интересом заглядывали в русскую церковь, но по своим мусульманским традициям «не могли вступить на порог неверных». На кладбище русского участка похоронены некоторые выдающиеся деятели русской эмиграции, служившие здесь на протяжении десятилетий. Неподалеку от кладбища находится раскопанная русскими археологами древняя погребальная пещера времен Спасителя, а также некоторые другие интересные археологические находки.
16 июня 1997 года в Духов день участок посетил Святейший Патриарх Алексий II. Через две недели после этого события, 5 июля 1997 года власти палестинской автономии передали участок в ведение начальника Русской Духовной Миссии Московской Патриархии. Вскоре после этих событий в храме замироточили: икона Божией Матери Скоропослушницы в августе 1997 года, Крест-Распятие 19 ноября 1997 года и Плащаница Спасителя в начале декабря 1997 года и когда храм посетили паломники на праздник Святителя Николая и собрали миро.
Святая река Иордан на месте Крещения Господня
Есть еще одно место на Святой Земле, непосредственно связанное с явлением Пресвятой Троицы. По греческому преданию это место называется Вифавара или место переправы, т. к. здесь совершился переход израильтян, после сорокалетнего странствования по пустыне через реку Иордан, возглавляемых Иисусом Навином, который поставил в благодарность за свой переход через полноводный Иордан жертвенник из 12 камней, взятых со дна реки Иордан (Иисус Навин III, 13–17; IV, 3-9)
В этом самом месте, спустя тысячу двести лет св.пророк и Креститель Иоанн Предтеча Господень совершил Крещение Спасителя мира Иисуса Христа.
На праздник Богоявления здесь празднуют величайшее евангельское событие, когда при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 — 17; Мк. 1, 9 — 11; Лк. 3, 21 — 22). Поэтому праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог.
После 1967 года эта святыня стала недоступна для посещения паломниками вообще, поскольку здесь оказалась нейтральная пограничная зона между государством Израиль и королевством Иорданией и лишь два раз в год на сам Праздник Богоявления и во вторник Страстной Седмицы, сюда ненадолго, на несколько часов пускают благочестивых паломников.
Таковы основные евангельские святыни на Земле Обетованной, связанные с Праздником Троицы и днем Святого Духа. Этим кратким очерком мы, конечно же, не можем охватить все величие и глубину библейской истории и географии, но мы попытались затронуть эту дорогую и близкую каждому православному человеку тему, для того, чтобы вдохновить многих из вас совершить паломничество на Святую Землю и погрузиться физически в историю евангельской реальности.
____________
Примечания
/1/. Издание сборников ИППО 19-го века.
/2/. Status quo-соглашение между христианскими конфессиями, находящимися на Святой Земле о сохранении прав, каждой из конфессий на владение святыми местами, совершениями богослужений и их календарного распорядка, которое было принято в Берлине в 1878 году
/3/. Там же
/4/. Н. Н. Лисовой. «Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле». стр. 216.
Свято-Троицкий собор в Иерусалиме
Праздник Св.Троицы и, в частности, Духов день является престольным праздником Свято-Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, закладка которого состоялась 30 августа 1860 года при участии патриаршего наместника митрополита Петры Аравийской Мелетия и начальника Русской духовной Миссии Кирилла, епископа мелитопольского. Главными строителями собора были академик М. И. Эппингер и его помощники архитекторы В. А. Дорогулин и М. Ф. Грановский. Храм выстроенной в архитектуре новоафонского стиля во многом на средства августейшей императорской семьи и на пожертвования «всем православным русским народом» /1/. Обычай празднования престольного праздника в этом соборе на Духов день сформировался в виду того, что по status quo /2/ на святых местах, патриарх Иерусалимский в первый день Св.Троицы совершает Литургию на Гробе Господнем. А уже на следующий день представитель Иерусалимской Церкви (в 19-м веке это был сам патриарх Иерусалимский), а теперь это может быть просто иерарх в сопровождении клириков Святогробского братства совершает Литургию в русском Свято-Троицком соборе. В этот день наш Собор привлекает помимо местных православных христиан, множество паломников не только из России, но из всех уголков Русского Зарубежья.
Дуб Мамврийский на русском участке в Хевроне.
Фото 60-х гг. ХХ века
Кроме великолепия русского Собора в Иерусалиме есть еще одно место, непосредственно, связанное с праздником св.Троицы на Святой Земле – Маврийский дуб на участке Русской Духовной Миссии в Хевроне. Стараниями великого подвижника на Святой Земле начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина Капустина, был приобретен у мусульман в 1868 году при поддержке русского посла в Турции графа Н. П. Игнатьева участок земли с виноградниками, неподалеку от древнего библейского города Хеврона. По преданию считается, что это старец-дуб дал приют от полдневного зноя Св.Троице в виде трех странников, гостеприимно встреченных здесь праотцами Авраамом и Сарою (Быт.XVIII, 3-8). После приобретения дуба о.Антонином было замечено, что дуб начал сохнуть и увядать. Уже в сборниках Императорского Православного Палестинского Общества XIX века отмечалось о «стремлении наших благочестивых паломников рвать себе на память с Дуба листья, ломать целые сучья для посошков и сдирать кору для написания на ней образков Св.Троицы и т. д.» /3/ Дабы избежать этого «благочестивого разграбления» святыни, вокруг Дуба выстроили железную квадратную решетку с входной дверью, дупло замазывали глиной. В 1898 году средняя большая ветвь, практически уже полностью засохшая упала во время страшной бури и была разослана по частицам по многочисленным церквям Российской Империи. Две другие ветви, смотрящие на север и юг с обильной зеленой листвой были подперты массивными металлическими подпорками.
Дуб Мамврийский. Современный вид
Разновидность этого дуба называется – «теревинф» и характерен для данной местности, листья этого дуба не похожи на российские, мельче по размеру на концах имеют закругление и острие. Тем не менее, отростки от библейского дуба-старца находятся внутри железной ограды и два довольно больших на сегодняшний день дуба называются «дубком Сарры» и «дубком Авраама».
При архимандрите Антонине на участке удалось построить 2-х этажный дом для отдыха паломников и наблюдательную башню на самой вершине холма. Богослужение совершалось лишь раз в году, в третий день после Троицы /4/. 4 октября 1908 года было получено разрешение от Блаженейшего Патриарха Дамиана на строительство храма на русском участке в Хевроне, освящение которого затянулось надолго в виду политических причин. Строительство было поручено итальянскому архитектору Дж.Бергамаско, в этой связи внешний архитектурный декор здания имеет отпечаток итальянского влияния. Уже в 1911 году здание храма из местного белого тесанного камня к радости многочисленных паломников было украшено куполом с ярко сияющим крестом. Храм был построен трехпрестольным. Центральный престол посвящен святым Праотцам, левый святителю Николаю Угоднику, а правый – Пресвятой Троице.
Долгожданный фирман на освящение храма в 1914 году, полученный архимандритом Леонидом Сенцовым не удалось воплотить в жизнь, т. к. разразилась 1-я мировая война. Освящение пришлось отложить до лучших времен. Революционные события в России 1917 года оттянули его освящение еще дальше на неопределенное время. Архимандрит Леонид Сенцов был отозван в Москву для участия в историческом Поместном Соборе Русской Православной Церкви, как начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Его доклад о поддержке, перспективах и нуждах русского православного дела на Святой Земле был выслушан с большим вниманием на Поместном Соборе. События, творящиеся в охваченной революционной смутой России пошатнули здоровье архимандрита Леонида, он заболел и скончался в Москве в 1918 году, так и не вернувшись в Иерусалим. Россия всё больше ввергалась в революционное безумие, а Русская Духовная Миссия оставалась здесь на Святой Земле и поддерживалась силами немногочисленной русской эмиграции.
Храм во имя св.Праотцев на участке Русской Духовной Миссии в Хевроне
31 мая 1925 года был освящен Троицкий храм на русском участке в Хевроне – событие немыслимое в этот период для советской России, однако воплотившиеся в жизнь на Святой Земле. Далее этот участок, как и многие другие за пределами России вошел в юрисдикцию Русской Православной Церкви Зарубежом. Это единственная христианская церковь во всем Хевроне.
Православные кресты возвышаются над древними холмами города праотца Авраама, где он похоронен со своими потомками. На протяжении сложного периода XX, несмотря на бесконечный конфликт между арабами и евреями за владение этим святых для всех городом, на русском участке не прекращалась молитва и богослужение. Здесь всегда присутствовали клирики Русской Православной Церкви, являясь единственными христианами в городе Хевроне. Мусульманское население с опаской, проходя мимо крестов с интересом заглядывали в русскую церковь, но по своим мусульманским традициям «не могли вступить на порог неверных». На кладбище русского участка похоронены некоторые выдающиеся деятели русской эмиграции, служившие здесь на протяжении десятилетий. Неподалеку от кладбища находится раскопанная русскими археологами древняя погребальная пещера времен Спасителя, а также некоторые другие интересные археологические находки.
16 июня 1997 года в Духов день участок посетил Святейший Патриарх Алексий II. Через две недели после этого события, 5 июля 1997 года власти палестинской автономии передали участок в ведение начальника Русской Духовной Миссии Московской Патриархии. Вскоре после этих событий в храме замироточили: икона Божией Матери Скоропослушницы в августе 1997 года, Крест-Распятие 19 ноября 1997 года и Плащаница Спасителя в начале декабря 1997 года и когда храм посетили паломники на праздник Святителя Николая и собрали миро.
Святая река Иордан на месте Крещения Господня
Есть еще одно место на Святой Земле, непосредственно связанное с явлением Пресвятой Троицы. По греческому преданию это место называется Вифавара или место переправы, т. к. здесь совершился переход израильтян, после сорокалетнего странствования по пустыне через реку Иордан, возглавляемых Иисусом Навином, который поставил в благодарность за свой переход через полноводный Иордан жертвенник из 12 камней, взятых со дна реки Иордан (Иисус Навин III, 13–17; IV, 3-9)
В этом самом месте, спустя тысячу двести лет св.пророк и Креститель Иоанн Предтеча Господень совершил Крещение Спасителя мира Иисуса Христа.
На праздник Богоявления здесь празднуют величайшее евангельское событие, когда при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 — 17; Мк. 1, 9 — 11; Лк. 3, 21 — 22). Поэтому праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог.
Это место испокон веков почиталось христианами как великая святыня. Со всех концов христианского мира сюда стремились паломники, чтобы совершить омовение в святых водах реки Иордан и взять с собой камешки и святую воду.
После 1967 года эта святыня стала недоступна для посещения паломниками вообще, поскольку здесь оказалась нейтральная пограничная зона между государством Израиль и королевством Иорданией и лишь два раз в год на сам Праздник Богоявления и во вторник Страстной Седмицы, сюда ненадолго, на несколько часов пускают благочестивых паломников.
Таковы основные евангельские святыни на Земле Обетованной, связанные с Праздником Троицы и днем Святого Духа. Этим кратким очерком мы, конечно же, не можем охватить все величие и глубину библейской истории и географии, но мы попытались затронуть эту дорогую и близкую каждому православному человеку тему, для того, чтобы вдохновить многих из вас совершить паломничество на Святую Землю и погрузиться физически в историю евангельской реальности.
____________
Примечания
/1/. Издание сборников ИППО 19-го века.
/2/. Status quo-соглашение между христианскими конфессиями, находящимися на Святой Земле о сохранении прав, каждой из конфессий на владение святыми местами, совершениями богослужений и их календарного распорядка, которое было принято в Берлине в 1878 году
/3/. Там же
/4/. Н. Н. Лисовой. «Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле». стр. 216.