ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Член ИППО Андрей Анисимов построил лучший за сто лет храм в Нижнем Новгороде

Член ИППО Андрей Анисимов построил лучший за сто лет храм в Нижнем Новгороде

Настоящий подарок для жителей Нижнего Новгорода преподнесли члены «Гильдии храмоздателей», завершившие в микрорайоне Щербинки-2 строительство храмового комплекса, объединяющего два храма: в честь великомученика и целителя Пантелеимона и в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского (освящен в 2013 году). В создании этого комплекса приняли участие архитекторы, художники, благоукрасители из разных городов и даже стран. Авторский коллектив возглавил Заслуженный архитектор России Андрей Анисимов, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества. 




22 августа чин Великого освящения соборного храма в честь великомученика и целителя Пантелеимона совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества. В новоосвященном храме глава Нижегородской митрополии совершил Божественную литургию.

На богослужении вместе с прихожанами и благотворителями храма молились глава администрации Приокского района Сергей Белов, главный архитектор церкви, председатель правления Гильдии храмоздателей Андрей Анисимов, генеральный директор ОАО «Нижегородская сбытовая компания» Василий Ситдиков и директор РФЯЦ-ВНИИЭФ Валентин Костюков, ранее возглавлявший расположенный рядом с церковью НИИ измерительных систем имени Ю. Е. Седакова.


По окончании литургии глава митрополии поблагодарил за участие в создании церкви ее строителей и попечителей, а также главу администрации города Олега Кондрашова, Андрея Анисимова, Валентина Костюкова и Василия Ситдикова. Правящий архиерей подарил Андрею Анисимову и Валентину Костюкову иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, а Василия Ситдикова наградил учрежденной в Нижегородской епархии медалью святого благоверного князя Георгия Всеволодовича.

Обратившись к собравшимся со святительским словом, митрополит Нижегородский и Арзамасский отметил:

«Надо сказать, что данный храм - это новое слово в архитектуре. Здесь соединение древней базилики с нашими новыми устроениями. Эта идея принадлежит зодчим во главе с Андреем Альбертовичем Анисимовым. Это, наверное, лучший храм, построенный за сто лет в Нижнем Новгороде, по своему убранству, красоте, по своему решению. Это большой подарок для жителей города, для жителей Приокского района».

Вместимость храма 800 человек. Высота здания - 28 метров, высота колокольни - 34 метра. 


Необычный и очень красивый храмовый комплекс во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона с храмом святого праведного Иоанна Кронштадтского – пример тонкого сочетания архитектурного новаторства и бережного отношения к православной традиции, - информирует сайт Гильдии храмоздателей.

Главный архитектор проекта, Председатель правления Гильдии Андрей Анисимов объединил здесь различные элементы мировой православной архитектуры. По словам Анисимова, ему хотелось «показать на Нижегородской земле традиции Православия разных времен и народов, фактически создать энциклопедию Православной культуры для тех, кто хотел бы своими глазами увидеть сохранившиеся храмы Византии, Каппадокии и других мест, но не имеет такой возможности». Благодаря мастерам Гильдии богатое наследие мировой православной культуры теперь широко представлено в Нижнем Новгороде.

Храмовый комплекс в Щербинках объединяет два храма в разных стилях и уникален по сочетанию архитектурных и художественных элементов. Каждый из них имеет свой глубокий смысл. Такое соединение различных стилей и техник символически показывает, что Православие – это поистине вселенская вера, которую на протяжении тысячелетий исповедуют в самых разных уголках земли.

Соборный храм великомученика и целителя Пантелеимона возведен в неорусском стиле с элементами псковско-новгородской архитектуры. Так часто строили в России начала ХХ века.

Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского построен в эклектике – он характерен для России конца XIX века, времени земной жизни святого праведного Иоанна. В качестве образца для него был взят Морской собор в Кронштадте.

Оба стиля были выбраны авторами проекта неслучайно. Храмовая архитектура в нашей стране развивалась вплоть до событий Октябрьского переворота, а далее замерла на 70 лет. Чтобы восстановить прерванную традицию, современные архитекторы обращаются к опыту храмовых зодчих конца XIX – начала ХХ веков. Два основных стиля этой эпохи представлены в Нижегородском комплексе в Щербинках.

Храмовый комплекс венчают различные по форме главы и кресты. Все эти формы традиционны для русского храмового зодчества и дают представление о богатстве стилей нашей архитектуры разных эпох.

Храм великомученика Пантелеимона и его колокольня имеют шлемовидные главы. Такая форма была очень распространена во Владимиро-Суздальском княжестве XII века. Она символизирует, что храм, как воин Христов, призван защищать людей и землю от козней врага рода человеческого.

Глава храма Иоанна Кронштадтского выполнена в неовизантийском стиле. Формой она напоминает купол Храма Христа Спасителя в Москве – главный собор России. А мотив золотой отделки взят от купола Морского собора в городе Кронштадте. Золотое кружево имеет символический рисунок: в его основе лежит изображение креста. Это не только украшение, но и напоминание о Жертве Христовой, принесенной за каждого человека.

Над главой Пантелеимонова храма возвышается четырехконечный крест, форма и рисунок которого восходят ко кресту Димитриевского собора во Владимире. Архитекторы проекта Андрей Анисимов и Екатерина Носкова добавили к древнему образцу подвески, символизирующие капли Крови Христовой – воспоминание о страшном испытании на Голгофе. В основании креста лежит цата, часто ошибочно называемая полумесяцем. Этот символ пришел на Русь из Византии раннехристианского времени. Цата имеет множество прочтений. Это и купель, в которой Церковь крестилась во Христа, и ясли Вифлеемские, принявшие Богомладенца Иисуса, и Евхаристическая чаша с Телом и Кровью Спасителя, и якорь – древний символ Господа, спасающего человека в буре житейских страстей.

Над храмом святого Иоанна Кронштадтского возвышается крест, форма и рисунок которого повторяют очертания креста храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Расходящиеся из центра лучи символизируют Христа как Солнце правды. Ужас, парадокс и необъяснимость крестной смерти Господа с точки зрения человеческой логики состоят в том, что Он, будучи Светом и Истиной, добровольно взошел на Голгофу. Солнце, распятое на кресте, – это великая тайна Божией любви к человеку.

Крест над колокольней имеет семиконечную форму, более древнюю, чем восьмиконечная. Это так называемый тау-крест (от греческой буквы Т – «тау»), его можно увидеть на куполе церкви Двенадцати апостолов Московского Кремля, над входом в Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря и в других храмах. Семиконечный крест символизирует семь Таинств Православной Церкви. Копие и трость с губкой по левую и правую стороны от креста напоминают об орудиях Страстей Господних, описанных в Евангелии. Царский венец в центре символизирует Венец Терновый, возложенный на Спасителя римскими солдатами, ставший из орудия казни символом Славы Господней.

По задумке Андрея Анисимова, в интерьерах обоих храмов нашли отражение элементы разных эпох православного искусства из ряда стран.


Храм великомученика и целителя Пантелеимона по форме состоит из двух частей – крестово-купольная церковь совмещена с романской базиликой, самой вместительной из всех храмовых форм. Интерьером храм великомученика Пантелеимона очень напоминает собор Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Совпадение случайное, но при этом символичное. Люди, не бывавшие на Святой Земле, теперь имеют возможность почувствовать ее атмосферу в своем родном Нижнем Новгороде.


Базилика – один из древнейших видов христианских храмов. Чтобы показать аскетичность церквей первых веков христианства, в интерьере сохранили белые стены в сочетании с деревом и камнем. На этом фоне сразу обращают на себя внимание мозаики, росписи, киоты с иконами и тексты тропарей и кондаков, написанные на стенах. Тексты молитв нанесены рукой художника и поэта Алексея Чекаля.

Алтарная преграда в этом храме специально устроена таким образом, чтобы у верующих была возможность видеть происходящее в алтаре и как можно более полно и осознанно соучаствовать в Евхаристии, не оказываясь перед закрытыми алтарными дверями «по другую сторону» от Таинства.


Над престолом в алтаре сооружен Киворий (или Сень). Его часто можно увидеть в храмах на Балканах. Характерен он и для архитектуры неовизантийского стиля – например, киворий есть в Храме Христа Спасителя в Москве. Он подчеркивает значимость престола, главного места в храме, дает возможность вынести престол из глубины алтаря ближе к молящимся и создать ощущение легкости и воздушности иконостаса.


Все иконы в Пантелеимоновом храме написаны либо на камне, либо на стенах. Эта практика была распространена и в Византии, и в Каппадокии, где дерево сложно было достать, а храмы зачастую вырубали прямо в скале. Иконы там также писали на камне, а затем обрамляли в каменный киот, чтобы они особо выделялись в храмовом пространстве.


Мозаики Пантелеимонова храма продолжают традицию Византии – церковное мозаичное искусство было очень распространено в Константинополе. Образ Христа Пантократора обрамлен фресками, которые подчеркивают значимость Его Лика, выполненного в мозаике. Валентин Борисенко, руководитель мастерской, выполнявшей эту работу, не раз был отмечен искусствоведами как талантливый современный мозаичист. Святейший Патриарх Кирилл также высоко оценил его работу, посещая Сретенский храм при Свято-Даниловом монастыре, где его мозаики украшают крещальную купель.


Роспись Пантелеимонова храма особенна тем, что для фресок выбраны сюжеты из Евангелия, связанные с исцелением больных. Великомученик Пантелеимон также был целителем, к нему с особой молитвой обращаются в скорбях, связанных с болезнями. Фрески выполнены единой лентой, не разделены на эпизоды. Так подчеркивается мысль, что Животворящая сила Христа проистекает безгранично на протяжении веков на всех людей без исключения.

На фризе алтаря помещены иконы церковных праздников, над Царскими вратами – изображение Евхаристии.


Паникадило выполнено по прототипам и образцам церковных светильников Византии, в особенности храма святой Софии в Константинополе.

Особенность храма святого праведного Иоанна Кронштадтского заключена в иконостасе. За основу его была взята алтарная преграда в Гефсиманском монастыре Иерусалима. Сочетание дерева, камня и росписи – черта эклектики конца XIX века. Иконописную работу здесь выполнял Нижегородский художник Николай Юшков.

Алтарная преграда в храме Иоанна Кронштадтского сравнительно невысока. По всему периметру храма устроены хоры, с которых хорошо просматривается происходящее в алтаре. Такое архитектурное решение дает возможность собравшимся на Литургию людям максимально глубоко соучаствовать в богослужении.

Оба храма соединены теплым переходом. Это сделано для удобства прихожан и духовенства, чтобы в холодное время года можно было свободно перемещаться из одного пространства в другое, не выходя на улицу.

Фото: Нижегородская митрополия и Гильдия храмоздателей