ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Член ИППО Илья Шарков провел для шахтинских студентов беседу о значении Креста Христова

Член ИППО Илья Шарков провел для шахтинских студентов беседу о значении Креста Христова


19 марта, в четверг Крестопоклонной седмицы Великого поста, в духовно-просветительском центре Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технического университета в г. Шахты прошла тематическая встреча "Крест – благочестия непобедимая победа", посвящённая символике и значению Креста Христова.

Тематическую встречу организовал и провел заместитель заведующего кафедрой "Православная культура и теология" ИСОиП, пресс-секретарь Шахтинской епархии Илья Геннадиевич Шарков, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества (Ростовское отделение). Во встрече приняли участие студенты 1 курса ИСОиП (филиала) ДГТУ, представители прессы.



Специально к мероприятию в помещении воссоздаваемого домового храма вуза в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где проходила встреча, были подготовлены тематические выставки "Крест Христов в церковном искусстве" и "Изображения креста и хризмы на средневековых римских и византийских монетах".

Определяя предмет рассмотрения, Илья Геннадиевич выделил аспекты темы: "В понятии креста следует различать: 1. Единый, истинный, честный, животворящий Крест Господень, тот самый крест, на котором был плотию распят Господь Иисус Христос. 2. Иконы – пространственно-геометрические подобия этого креста на какой-либо поверхности или же его пластические копии из дерева, металла и других материалов, с изображением распятого Христа или же без него. 3. Крестное знамение как символическое действие, в пространственно-временной форме изображающее Крест Господень, являющееся основой всех важнейших молитвенно-литургических символов и тайнодействий. 4. Всю совокупность страданий, вольно принятых на Себя Господом Иисусом, равно, как и выпадающих на долю христианина в силу его решения поступать по словам Евангелия: «да отвержется себе, возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24)".




Говоря об изображениях креста в европейской и русской культурах, лектор показал студентам медные кресты-распятия XIX века, книги, украшенные накладками в виде креста, иконы святых мучеников и мучениц, царя Константина, изображаемых с крестом в руках. Студенческая молодёжь интересовалась символикой букв и знаков, традиционно изображаемых на русских крестах-распятиях и голгофском кресте. В ходе общения был дан исчерпывающий и иллюстративный ответ на эти вопросы.



Отдельной темой стал рассказ об истории и практике изображения хризмы и Креста Христова на римских и византийских средневековых монетах. И.Г. Шарков показал студентам монеты IV-XII веков.



Далее Илья Геннадиевич рассказал об изображении креста и хризмы на высочайше утвержденном знаке Императорского Православного Палестинского Общества, в качестве иллюстрации продемонстрировал членский знак ИППО и почетный памятный знак ИППО "Орден святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны".

В лекционной части встречи были отмечены вопросы символики и почитания Креста. "Символы и знаки наполняют всю нашу жизнь. Одни время отметает, другие проходят через века. Знаки и символы были в первую очередь средством общения – как при помощи письма, так и при помощи жестов или сигналов. Но знаки, а в особенности символы, могут нести информацию и более глубокую и сакральную. Особенно ярко это проявляется в религии.

Главные христианские символы связаны с самым существенным в жизни Церкви – Христом Спасителем, установленным Им Таинством Евхаристии, Его крестной смертью, воскресением и вознесением.

Главным символом христианства стал Крест Христов. До искупительной крестной смерти Христовой крест не только не почитался у язычников, но был предметом великого и всеобщего презрения, знаком смерти, так как казнь через распятие назначалась величайшим преступникам и была мучительнейшей и позорнейшей из всех видов казней.

Для христианина Крест свят и многозначен. Крест – это иконографическое изображение события распятия на Голгофе Господа Иисуса Христа: это сакральный центр мировой истории. Крест в космическом аспекте – это план мироздания и путь к восстановлению падшего во грехе мира. В Ветхом Завете крест – знак отвержения и гибели, состояние отверженного Богом человечества. В Новом Завете Крест – вся земная жизнь Спасителя от Вифлеемской пещеры до Голгофской драмы. В сотериологическом плане это универсальная жертва, принесенная Христом за все человечество; в ангелологическом – победа Христа над диаволом, новое отношение человечества к миру светлых духов.

Христов Крест – не просто знак, он есть мировой, общечеловеческий символ. Святой апостол Павел говорит, что слово "крестное" служит соблазном для иудеев, эллинам кажется безумием и только для христиан является силой Божией и знамением спасения (1 Кор. 1, 18–23). В этих словах речь идет не о самом знаке креста, как известной символической форме, а о том особом представлении, которое сложилось о кресте в христианском мире по отношению ко Христу, в связи со значением его как орудия позорной смерти, постигавшей у древних народов самых отъявленных преступников. Только в этом последнем значении эллинистический мир презрительно относился ко кресту и считал позорным его изображение.

Именно на кресте, а не на чем-либо другом, совершилось искупление человечества, поэтому с первых времен христианства крест является символом веры во Христа Бога и служит у христиан предметом особого почитания".