Член ИППО протоиерей Алексий Злобин рассказал москвичам о реставрации фресок храма Рождества Богородицы в Городне
12 февраля в московском Музее русской иконы открылась выставка «Стенное письмо строения великих князей Тверских. Фрески церкви Рождества Богородицы в Городне». Единственным экспонатом выставки является комплекс фресок церкви Рождества Богородицы в селе Городня на Волге – древнейший памятник монументальной живописи Тверской области (1430-е – начало 1440-х годов). Подлинные фрагменты уникальных фресок предоставила для выставки Тверская областная картинная галерея. С экспозицией можно ознакомиться с 13 февраля по 30 марта 2015 года.
Выставка дает представление об особенностях тверской школы монументальной росписи, которая дошла до нашего времени только в двух памятниках – фрески в Орше и в Городне. «Мы видим сегодня то, что почти никто не видел. Эти фрески – то немногое, что осталось от тверского искусства XV века. И теперь их можно рассмотреть близко, они в прекрасной сохранности», -- сказал, открывая выставку, создатель Музея русской иконы, предприниматель и меценат Михаил Абрамов.
Директор Тверской картинной галереи Татьяна Куюкина выразила особую благодарность организаторам выставки. В беседе с «Благовест-инфо» она отметила, что в Тверском музее нет возможности экспонировать эти фрески так, как это сделали в Москве – экспозиция имитирует пространство храма, и каждый фрагмент занимает соответствующее место в иконографической программе росписи. О несохранившихся росписях дает представление их графическая реконструкция – плод научной работы искусствоведов, реставраторов и археологов. Кроме того, в витринах представлены отдельные фрагменты, которые пока не удалось встроить ни в одну из композиций (из 20 000 сохранившихся фрагментов только 247 соединились в изображения). «Каждый кусочек – на вес золота, ведь тверских фресок так мало сохранилось!» -- сказала директор галереи.
Когда средства были выделены, настоятель стал сотрудничать с опытными реставраторами; искали компромисс, чтобы «и памятник сохранить, и чтобы приятно было молиться». В частности, решено было не расписывать вновь белокаменные стены храма. Алексий с особым теплом и благодарностью вспоминает руководителя реставрации Бориса Альтшуллера и других специалистов. Когда вскрыли пол XVIII в., в слоях строительного мусора были обнаружены фрагменты старинных фресок, сбитые со стен в 1740 году. Все «кусочки» были бережно собраны и в 1970-е гг. переданы в Тверской музей, где специалисты собирали из них изображения. Тогда же было положено начало научному анализу открывшейся живописи. Изучение уникальных тверских фресок продолжается и по сей день: к выставке приурочено издание прекрасного каталога, в составе которого – статьи искусствоведов Елены Осташенко, Ирины Шалиной, археолога Алексея Салимова.
Новые исследования позволили уточнить датировку росписи храма на Городне. Ирина Шалина, замдиректора по науке Музея русской иконы, рассказала на церемонии открытия выставки, что прежде весь ансамбль фресок датировался 1412 годом. Теперь же удалось установить, что к раннему периоду (между 1414 и началом 1420-х годов) относится единственная фреска подклета с образом святителя Николая Чудотворца. Основной объем храма был расписан в 1430-е – начале 1440-х годов – это период самого яркого подъема тверского искусства, связанного с политической стабильностью и экономическим процветанием княжества. По словам И. Шалиной, сохранившиеся фрагменты позволяют говорить об уникальности замысла в целом и об особом, вотивном характере иконографической программы, отразившей желания заказчика – тверского князя Бориса Александровича (1425–1461). Она пояснила, что первый брак этого князя был бездетным, и резонно предположить, что он особо молился Пресвятой Богородице и Иоанну Предтече о даровании наследника (как известно, и Мария, и Иоанн родились у пожилых родителей в ответ на их неустанные молитвы и по особому Божьему обетованию). Об этом свидетельствует и посвящение храма: главный алтарь освящен во имя Рождества Богородицы (такое посвящение во множестве появляется в русских землях после Куликовской битвы 1380 года, которая произошла именно в праздник Рождества Богородицы), а придел посвящен Рождеству Иоанна Предтечи. Содержание этих праздников раскрывает программа росписи храма.
«Знаменательной» назвал выставку заведующий сектором древнерусского искусства Института искусствознания РАН Лев Лифшиц. По его словам, благодаря работе реставраторов и исследователей обнаруживается важное недостающее звено в истории древнерусской монументальной живописи. «О памятниках монументальной росписи XV в. мы мало знаем. У нас есть роспись собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре начала XV в. и фрески храма Успения в Мелетове (1460-е гг.). А Городня оказывается посредине, она стала связующим звеном, которое соединяет памятники в общую картину развития русского средневекового монументального искусства», -- сказал известный историк искусства.
Он пояснил в беседе с «Благовест-инфо», что открытие фресок в Городне подтверждает представления ученых об особенностях тверского искусства, известных по памятникам темперной живописи, которых сохранилось значительно больше. «Тверь занимала особое положение: княжество граничило с Москвой, Смоленском, Новгородом, Ростовом, Литвой, и в тверском искусстве можно отыскать «переклички» с художественными школами этих земель. Однако тверские фрески отличаются особым тонким колоритом, они, в отличие от новгородских, например, более тональны, аристократичны, изысканны. В них можно отыскать следы как греческого, так и западного влияния», -- сказал он, добавив, что над тверскими памятниками работали местные, а не заезжие мастера.
Феодальные распри XV века, «помимо видимых утрат, обеспечили местным центрам, в первую очередь, таким, как Тверь, новые контакты, новые возможности развития», -- пишет исследователь росписей Городни Елена Осташенко. «Фрески Городни, поставленные на свое место в истории, являются убедительным подтверждением того, что бытующее представление об искусстве XV века как о чем-то мало изменяющемся, однородном, как о глухом промежутке между эпохами Рублева и Дионисия уже не может признаваться справедливым», -- делает она вывод на страницах каталога к выставке в Музее русской иконы.